Решение б/н без аннотации от 1 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К 15/112-11

о нарушении антимонопольного законодательства 

                                                                                                                                                г. Тюмень

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» ноября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «01» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

...                  - заместитель руководителя - начальник отдела

                                            контроля за монополистической деятельностью.

        Члены Комиссии:

      ...          - заместитель начальника отдела контроля

                                            за монополистической деятельностью;

        ...           - главный специалист-эксперт отдела контроля

                                            за монополистической деятельностью;

        ...              - специалист-экперт отдела контроля за

                                            монополистической деятельностью                                

в присутствии:

законного представителя ответчика 1 – Общества с ограниченной ответственностью «ТехКомСервис-Тюмень»:... (решение № 1 единственного участника ООО «ТехКомСервис-Тюмень» от 19.11.2012);

законного представителя ответчика 2 – Общества с ограниченной ответственностью «Биотехнологии Тюмень»: ... (решение № 2 единственного участника ООО «Биотехнологии Тюмень» от 23.04.2013);

представители заинтересованного лица Администрации г.Тюмени на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом,

       рассмотрев дело № К 15/112-11 по признакам нарушения ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменском УФАС России на рассмотрении находились материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях участников аукционов, проводимых в электронной форме - ООО «ТехКомСервис-Тюмень» (далее также ответчик 1), ООО «Биотехнологии Тюмень» (далее также ответчик 2) на предоставление, обслуживание и содержание биотуалетных кабин, а также выполнение работ по ремонту ливневой канализации; поставки плит, люков, решеток.

         Данные материалы были запрошены Тюменским УФАС России у Администрации г.Тюмени и электронной торговой площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ».

         В ходе рассмотрения представленной информации было установлено следующее.

- ООО «ТехКомСервис-Тюмень» (...);

- ООО «Биотехнологии Тюмень» (...).

Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами, поскольку принимают совместное участие в электронных аукционах и запросах котировок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.

 

ООО «ТехКомСервис-Тюмень», ООО «Биотехнологии Тюмень» совместно участвовали в следующих электронных аукционах.

         1. Электронный аукцион № 0167300000514000933 на оказание услуг по предоставлению, содержанию и обслуживанию 18 биотуалетов, устанавливаемых на конечных остановочных пунктах маршрутов транспортных средств на территории Ленинского административного округа г. Тюмени.

          Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) -  1 262 690,80.

Дата и время начала электронного аукциона:                           14.07.2014 10:00:00

Дата и время окончания аукциона:                                 14.07.2014 10:11:18

          На аукцион заявилось два участника - ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень».

 

Дата и время регистрации заявки

Наименование участника

ИНН

IP-адрес

Электронный адрес

07.07.2014

10:08:57

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

7204083255

178.46.157.16

ildarbig@mail.ru

07.07.2014

10:16:53

ООО «Биотехнологии Тюмень»

7203191040

178.46.157.16

ildarbig@mail.ru

 

Итоги электронного аукциона.

 

 

Наименование участника

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Дата и время подачи

предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

Причина отклонения

 

 

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

1250063.90

понижение

14.07.2014 10:01:18

соответствует

 

 

 

ООО «БиотехнологииТюмень»

1256377.35

понижение

14.07.2014 10:00:20

соответствует

 

 

         Результатом электронного аукциона явилось снижение цены примерно на 1 % и заключение муниципального контракта с ООО «ТехКомСервис-Тюмень».

 

2. Электронный аукцион № 0167300000514001437 на выполнение работ по ремонту ливневой канализации.

          Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) -  1 056 461,08 руб.

Дата и время начала электронного аукциона:                             29.09.2014 12:00:00

Дата и время окончания аукциона: 29.09.2014 12:11:06

          На аукцион заявилось два участника - ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень».

 

Дата и время регистрации заявки

Наименование участника

ИНН

IP-адрес

Электронный адрес

21.09.2014 19:43

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

7204083255

178.46.157.16

ildarbig@mail.ru

  21.09.2014

19:52

ООО «Биотехнологии Тюмень»

7203191040

188.186.5.143 (подача заявки)

178.46.157.16 (ценовые предложения)

ildarbig@mail.ru

 

Итоги электронного аукциона.

 

 

Наименование участника

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Дата и время подачи

предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

Причина отклонения

 

 

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

1 045 896.46

понижение

29.09.2014 12:01:06

соответствует

 

 

 

ООО «БиотехнологииТюмень»

1 051 178.77

понижение

29.09.2014 12:00:22

соответствует

 

 

         Результатом электронного аукциона явилось снижение цены примерно на 1 % и заключение муниципального контракта с ООО «ТехКомСервис-Тюмень».

 

3. Электронный аукцион № 0167300000514001447 на выполнение работ по ремонту ливневой канализации.

          Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) -  920439,13 руб.

Дата и время начала электронного аукциона:                   22.09.2014 11:25:00

Дата и время окончания аукциона:                         22.09.2014 11:36:48

          На аукцион заявилось три участника - ООО «ТехКомСервис-Тюмень», ООО «Биотехнологии Тюмень», ООО «Промышленная коммерческая фирма «АГАТ», которая отозвала свою заявку.

Дата и время регистрации заявки

Наименование участника

ИНН

IP-адрес

Электронный адрес

  14.09.2014

19:32

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

7204083255

188.186.168.185 (подача заявки)

178.46.157.16 (ценовые предложения)

ildarbig@mail.ru

14.09.2014

19:45

ООО «Биотехнологии Тюмень»

7203191040

 188.186.168.185 (подача заявки)

178.46.157.16 (ценовые предложения)

ildarbig@mail.ru

 

Итоги электронного аукциона.

 

 

Наименование участника

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Дата и время подачи

предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

Причина отклонения

 

 

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

911234.73

понижение

22.09.2014 11:26:48

соответствует

 

 

 

ООО «БиотехнологииТюмень»

915836.93

понижение

22.09.2014 11:25:26

соответствует

 

 

         Результатом электронного аукциона явилось снижение цены муниципального контракта примерно на 1 % и заключение муниципального контракта с ООО «ТехКомСервис-Тюмень».

 

         4. Электронный аукцион № 0167300000514001153 на поставку плит, люков, решеток.

          Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) -  419012,00 руб.

 Дата и время начала электронного аукциона:                 18.08.2014 11:10:00

 Дата и время окончания аукциона:                                  18.08.2014 11:22:53

          На аукцион заявилось два участника - ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень».

 

Дата и время регистрации заявки

Наименование участника

ИНН

IP-адрес

Электронный адрес

10.08.2014 18:35

ООО «Биотехнологии Тюмень»

7203191040

178.46.157.16

ildarbig@mail.ru

10.08.2014 18:51

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

7204083255

178.46.157.16

ildarbig@mail.ru

 

Итоги электронного аукциона.

 

 

Наименование участника

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Дата и время подачи

предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

Причина отклонения

 

 

ООО «БиотехнологииТюмень»

414821.88

понижение

18.08.2014 11:12:53

соответствует

 

 

 

ООО «ТехКомСервис-Тюмень»

416916.94

понижение

18.08.2014 11:11:27

соответствует

 

 

         Результатом электронного аукциона явилось снижение цены примерно на 1 % и заключение муниципального контракта с ООО «Биотехнологии Тюмень».

Приказом от 15.09.2015 г. №530 в отношении ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        Определением от 29.09.2015 г. рассмотрение дела № К 15/112-11 назначено на 17.11.2015 в 14.00 часов.

        В ходе рассмотрения данного дела ответчики поддержали доводы, изложенные в письменных объяснениях, дополнительно указав на отсутствие какого-либо сговора между ООО «ТКС-Т» и ООО «Биотехнологии Тюмень».

Согласно протоколу заседания Комиссии от 17.11.2015 законный представитель ООО «ТехКомСервис-Тюмень» пояснил, что не располагает информацией о том, почему заявки на участие в электронных аукционах делались одновременно и почему совпадает электронный адрес и IP-адрес, по рассматриваемым аукционам заявки и ценовые предложения подавал из офиса на ..., куда приезжает к ..., директору ООО «...», у которого компания арендует технику.

Законный представитель ООО «Биотехнологии Тюмень» также пояснил, что выходил в сеть Интернет со своего компьютера, который расположен в офисе на .... Также указал, что регистрацией его компании на электронной торговой площадке занимался юрист, которого он также порекомендовал директору ООО «ТехКомСервис-Тюмень» ...., данный сотрудник и указал одинаковый электронный адрес при регистрации двух компаний, однако не смог пояснить, почему время подачи заявок с ответчиком 1 по данным аукционам совпадает.

При исследовании имеющейся в распоряжении Комиссии информации о подаче заявок и ценовых предложений от ООО «Биотехнологии Тюмень» ..., директор ответчика 2 указал, что не располагает данной информацией, с ...знаком давно, так как 50 % уставного капитала ООО «...» принадлежит данному лицу, который пересекается с директором ООО «ТехКомСервис-Тюмень» ... по семейным отношениям.

Директор ООО «ТехКомСервис-Тюмень» пояснил, что .....является его братом.

 Комиссия рассмотрела материалы дела, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам:

 

1.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ред. от 04.06.2014, 21.07.2014 (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6).

Принцип обеспечения конкуренции, установленный ст. 8 Закона о контрактной системе определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 В соответствии со ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (подп. 1,2,7 ст.66).

В соответствии со ст. 67 Закон о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (подп.1).

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе (подп.3).

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе (подп. 6).

Статья 68 Закона о контрактной системе устанавливает порядок проведения электронного аукциона, согласно которой электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей (подп. 4).

Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (подп. 6).

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона" (подп. 7).

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается (подп. 11).

В случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше (подп. 16).

 Далее аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (подп. 1,2,8,10 ст. 69).

 

2. В ходе анализа совместного участия ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» установлено следующее:

1) заявки и ценовые предложения указанных участников были сделаны с одного IP-адреса: 178.46.157.16. по ул....

 IP-адрес является персональным идентификатором абонента, с которым заключается возмездный договор об оказании телематических услуг, присвоение одного IP-адреса нескольким абонентам исключено.

Согласно информации, представленной ПАО «...», указанный IP-адрес после 19.05.2014 был выделен в пользование ООО «...» по адресу: ...оф.4, о чем свидетельствует договор № 5819019 об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом и извлечения из автоматизированной системы расчетов, позволяющие установить соответствие логина, присвоенного ООО «... IP-адресу: 178.46.157.16.

При рассмотрении дела, согласно протоколу заседания Комиссии от 17.11.2015, директор ООО «ТехКомСервис-Тюмень» фактически подтвердил, что заявки и ценовые предложения по рассматриваемым аукционам подавал из офиса на ..., куда приезжал со своим ноутбуком и выходил в интернет.

При исследовании вопроса о том, почему заявки и ценовые предложения ООО «ТехКомСервис-Тюмень» подавал не по месту постоянной регистрации его компании (...) или производственной базы (...) директор указал, что по адресу ... он проживает, на производственной базе отсутствует сеть Интернет, а в офис по ..1 приезжает непосредственно к Ба...., директору  ООО «...», у которой арендует технику.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что сведения, содержащиеся в письменных объяснениях ООО «ТехКомСервис-Тюмень» о том, что подача заявок и ценовых предложений могла быть осуществлена по месту постоянной регистрации компании, а также по месту нахождения производственной базы, опровергается имеющимися доказательствами.

Вместе с тем, по электронному аукциону 0167300000514001437 (на выполнение работ по ремонту ливневой канализации) ООО «Биотехнологии Тюмень» подавало заявку с IP-адреса:188.186.5.143; по электронному аукциону  № 0167300000514001447 (на выполнение работ по ремонту ливневой канализации) ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» подавали заявки с IP-адреса: 188.186.168.185.

Согласно имеющейся информации IP-адреса: 188.186.168.185 и 188.186.5.143 были присвоены оконечному оборудованию, выходившему в сеть Интернет под регистрационными данными, принадлежащими ...Адрес фактического подключения: ...

Однако все ценовые предложения были сделаны ответчиками с IP-адреса: 178.46.157.16.

Таким образом, для участия в указанных аукционах директор ООО «ТехКомСервис-Тюмень» приезжал в офис по адресу: ...директором которых является ..., непосредственно к данному лицу для того, чтобы совместно с директором ООО «Биотехнологии Тюмень» участвовать в электронных аукционах.

По имеющейся информации, владельцем электронной цифровой подписи под которой осуществлялся выход на электронную торговую площадку (делались заявки и подавались ценовые предложения) от ООО «Биотехнологии Тюмень» является ...ч, являющийся учредителем ООО «...», совместно с ... и братом директора ООО «ТехКомСервис-Тюмень» - ...

Комиссия также приходит к выводу, что у ООО «ТехКомСервис-Тюмень» имеется возможность участвовать в аукционах отдельно от ООО «Биотехнологии Тюмень», так как данный хозяйствующий субъект мог подавать заявки и делать ценовые предложения по месту регистрации по адресу ..., в котором имеется наличие сети Интернет, что подтверждается представленным договором от 18.04.2009 г., заключенным с провайдером ЗАО «Компания ЭР-Телеком и ...., являющейся матерью директора ООО «ТехКомСервис-Тюмень», зарегистрированной по адресу: ...и указанных аукционов предпочитают участвовать совместно, что свидетельствуют о наличии договоренности между ними.

 

2)  Адрес электронной почты ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» является одинаковым - ...

Согласно протоколу заседания Комиссии от 17.11.2015 следует, что регистрацию ответчиков на электронный торговой площадке осуществлял сотрудник ООО «Биотехнологии Тюмень», который указал у двух организаций один электронный адрес. Данные объяснения вновь свидетельствуют о наличии взаимосвязи и договоренности между ответчиками в целях совместного участия в электронных аукционах.

 

3) Электронный аукцион № 0167300000514000933 (оказание услуг по предоставлению, содержанию и обслуживанию 18 биотуалетов, устанавливаемых на конечных остановочных пунктах маршрутов транспортных средств на территории Ленинского административного округа г. Тюмени): дата и время начала подачи заявок – 30.06.2014 23:59; дата и время окончания подачи заявок – 08.07.2014 08:00. Между тем, заявки подаются в один и тот же день 07.07.2014 с разницей по времени примерно в 8 минут, что также свидетельствует о взаимосвязи участников.

Согласно информации, представленной Администрацией г.Тюмени, муниципальный контракт № 18001.14.044 от 30.07.2014 по указанному электронному аукциону был заключен между МКУ «Служба заказчика ЛАО г.Тюмени» и ООО «ТехКомСервис-Тюмень», цена контракта составила 1 250 063,90 руб. В соответствии с условиями контракта исполнитель обязан оказать услуги лично (без привлечения подрядных организаций). Контракт был исполнен в полном объеме 28.12.2014, что подтверждается платежными поручениями.

На заседании Комиссии директор ООО «Биотехнологии Тюмень» пояснил, что его компания занимается предоставлением, содержанием и обслуживанием биотуалетов. При рассмотрении вопроса о причинах непонижения максимальной цены контракта указал, что дальнейшее понижение было невыгодно для компании, так как для исполнения данного контракта необходимо электричество, каркас на биотуалетах, так как их воруют. Перед подачей заявки серьезный расчет не производил, однако предполагал, что возможно станет победителем и готов был исполнить муниципальный контакт.

Комиссия приходит к выводу, что в случаях, если бы ООО «Биотехнологии Тюмень» действовало в условиях конкуренции и намеревалось стать победителем в данном электронном аукционе, законным представителем был бы произведен обоснованный расчет, содержащий предельную максимальную цену контракта, до уровня которой хозяйствующий субъект мог бы осуществить понижение. Однако расчета произведено не было, в связи с чем, довод ответчика 2 о невыгодности дальнейшего понижения максимальной цены контракта является необоснованным и неподтвержденным какими-либо доказательствами.

Транспортные средства необходимые для выполнения данного муниципального контракта (ассенизатор спецназначения, машина для очистки канализационных сетей, грузовой фургон) были заранее арендованы ООО «ТехКомСервис-Тюмень» у ООО «Каравелла» по договору аренды транспортного средства №06/05/14-1 от 06.05.2014, в связи с чем, ООО «Биотехнологии Тюмень» не имело в пользовании технических ресурсов (транспортных средств) необходимых для выполнения муниципального контракта, о чем директор также указал в своих письменных пояснениях, следовательно, дальнейшее участие в аукционе ответчика 2 было нецелесообразно и не отвечало целям достигнутого между данными субъектами соглашения.

Таким образом, поведение ООО «Биотехнологии Тюмень» не соответствует рыночному поведению субъекта, действующего самостоятельно в отсутствие договоренности с другим участником торгов. Имеющиеся пояснения и документы свидетельствует о наличии между ответчиками договоренности о заранее определенном победителе и поддержании цены контракта для заключения его по максимальной цене.

 

          Электронный аукцион № 0167300000514001437 (выполнение работ по ремонту ливневой канализации): дата и время начала подачи заявок – 04.09.2014 23:59; дата и время окончания подачи заявок – 22.09.2014 08:00. Между тем, заявки подаются в один и тот же день 21.09.2014 с разницей по времени примерно в 9 минут.

Электронный аукцион № 0167300000514001447 (выполнение работ по ремонту ливневой канализации): дата и время начала подачи заявок – 04.09.2014 23:59; дата и время окончания подачи заявок – 15.09.2014 08:00. Между тем, заявки подаются в один и тот же день 14.09.2014 с разницей по времени примерно в 13 минут.

Данные обстоятельства также свидетельствует о взаимосвязи участников. Слаженные и синхронные действия по подаче заявок указывают на сотрудничество ответчиков в данном вопросе.

По результатам данных электронных аукционов ООО «ТехКомСервис-Тюмень» был заключен муниципальный контракт № 25001.14.111 от 16.10.2014  с МКУ «Служба заказчика ВАО г.Тюмени» (цена контракта – 1045896,46 руб.), который был расторгнут 31.12.2014 на сумму исполненных обязательств 773767,92 руб. и муниципальный контракт № 19001.14.033 от 08.10.2014 с МКУ «Служба заказчика по благоустройству КАО г.Тюмени» (цена контракта – 911234,73), который был расторгнут 26.12.2014 по соглашению сторон на сумму исполненных обязательств 865828,76.

В письменных пояснениях ООО «Биотехнологии Тюмень» пояснило, что работы по ремонту ливневой канализации достаточно материалоемкие, стоимость материалов в общей стоимости работ достигает 71-74%. По рассматриваемым аукционам сумма вложений в материалы составила бы в совокупности 1400 тыс. руб. Само участие в аукционах обусловлено интересом к смежным рынкам, как возможным направлениям дальнейшей деятельности компании и было осуществлено с целью мониторинга конкурентной обстановки на торгах.

При исследовании причин дальнейшего непонижения максимальной цены контракта законный представитель ООО «Биотехнологии Тюмень» пояснил, что не пошел на снижение в данных электронных аукционах, так как хотел проанализировать функционирование данного рынка.

Однако Комиссия приходит к выводу, что сам по себе мониторинг конкурентной обстановки на торгах можно осуществить и без направления заявок на участие в аукционах и тем более без подачи ценовых предложений.

По имеющейся информации в 2015 году ООО «Биотехнологии Тюмень» участвовало в следующих электронных аукционах совместно с иными хозяйствующими субъектами, в которых осуществляло понижение начальной (максимальной) цены контракта: АЭ-0006/15 (на выполнение аналогичных видов работ, а именно: выполнение работ по содержанию ливневой системы водоотведения закрытого типа г.Тюмени), в котором осуществил снижение начальной (максимальной) цены контракта на 73,5 %; АЭ-0220/15 (на оказание услуг по текущему содержанию насосных станций на территории ЦАО г.Тюмени), в котором пошел на снижение начальной цены контракта на 61 %; АЭ-2727/15 (на оказание услуг по техническому обслуживанию объекта коммунального хозяйства:г.Тюмень, водоснабжение и канализирование индивидуальной жилой застройки в районе пп. Казарово-Березняки (наружные сети водоснабжения) снизил начальную цену контракта на 77,39 %; АЭ- 3262/15 (на оказание услуг по техническому обслуживанию объекта коммунального хозяйства:г.Тюмень, водоснабжение и канализирование индивидуальной жилой застройки в районе пп. Казарово-Березняки (канализация)  снизил начальную цену контракта на 28,5 %.

По результатам данных аукционов муниципальные контракты заключены с ООО «Биотехнологии Тюмень» (исключение: АЭ-0006/15).

Таким образом, при наличии иных хозяйствующих субъектов, принимающих участие в данных аукционах, являющихся конкурентами ООО «Биотехнологии Тюмень», данный хозяйствующий субъект, желая стать победителем в торгах и заключить муниципальные контракты, ведет активную конкурентную борьбу путем существенного снижения начальной цены контракта. В рассматриваемых Комиссией аукционах ответчик 2, участвуя только с ООО «ТехКомСервис-Тюмень», ведет себя пассивно, не продолжает снижать цену контрактов.

Данное поведение ответчика 2 свидетельствует о наличии между ним и ООО «ТехКомСервис-Тюмень» соглашения о продвижении ООО «ТехКомСервис-Тюмень», направлено на создание видимости конкурентной борьбы в целях поддержания цен на торгах, в результате чего были заключены муниципальные контракты с минимально возможным снижением цены без конкурентной борьбы.

 

Электронный аукцион № 0167300000514001153 (на поставку плит, люков, решеток): дата и время начала подачи заявок – 31.07.2014 23:59; дата и время окончания подачи заявок – 11.08.2014 08:00. Между тем, заявки подаются в один и тот же день 10.08.2014 с разницей по времени примерно в 16 минут, что также свидетельствует о взаимосвязи участников.

Муниципальный контракт № 20001.14.046 от 05.09.2014  заключен между МКУ «Служба заказчика по ЦАО г.Тюмени» и ООО «Биотехнологии Тюмень», цена контракта – 414 821,88 руб. Контракт исполнен 12.12.2014 в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям ответчика 1 экономическая возможность исполнения муниципального контракта имелась по цене 416 919,94, предложенной на торгах. В ходе аукциона была предложена указанная цена, которая была ниже цены коммерческого предложения (418 560 руб.), но по которой ООО «ТехКомСервис-Тюмень» было готово осуществить поставку. Дальнейшее участие в аукционе потребовало бы снижения как минимум на 1,5% от максимальной цены контракта с подачей ценового предложения на 412 726,82 руб., что привело бы к убытку компании.

На заседании Комиссии законный представитель ООО «ТехКомСервис-Тюмень» также пояснил, что его компания больше ориентирована на оказание услуг и не специализируется на поставке товаров, изделий, комплектующих. В аукционе стал участвовать для того чтобы расширить услуги своей компании и в связи с тем, что компания приобрела по договору лизинга экскаватор-погрузчик и арендовала у ООО «Каравелла» технику, платежи по договорам необходимо было компенсировать.

В материалах дела имеется приложение № 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», между тем, данный расчет не содержит предельной максимальной цены контракта, до которой данный хозяйствующий субъект мог бы осуществить понижение. Иного обоснованного расчета ответчик 1 не представил.

При этом, разница между начальной максимальной ценой контракта и потенциальным снижением ответчиком 1 цены контракта на 1,5% составила бы 6285,18 руб. Комиссия полагает, что данная сумма не могла привести к убытку компании, чья выручка от реализации услуг за 2014 год составила 43 141 000 руб.

В данном электронном аукционе, в отличие от предыдущих, первым подает предложение о цене ООО «ТехКомСервис-Тюмень», затем ООО «Биотехнологии Тюмень», таким образом, компании действуют по схеме «ротации заявок», в результате чего последний заключает муниципальный контракт по наиболее выгодной цене.

Такое поведение ответчиков не свойственно в условиях конкуренции на торгах, когда конкурентная борьба между участниками торгов предполагается.

По имеющейся информации ответчики также совместно участвовали в запросах котировок. В данных торгах (ЗК-0172/14 на выполнение работ по обследованию трубопровода, колодца, коллектора в ЦАО г.Тюмени и ЗК-0169/14 на оказание услуг по откачке воды специализированным автомобилем ассенизаторским в ЦАО) победителем становилось ООО «Биотехнологии Тюмень», с которым заключался муниципальный контракт.

Данные обстоятельства подтверждают применяемую ответчиками схему «ротации заявок», когда в 3 из 4 рассматриваемых аукционах победителем становилось ООО «ТехКомСервис-Тюмень», а в остальных (1 аукционе и 2 запросах котировок) - ООО «Биотехнологии Тюмень».

Исходя из анализа указанных электронных аукционов следует, что взаимосвязанные и синхронные действия ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» по одновременности направления заявок и подачи ценовых предложений с одного IP-адреса; отсутствие обоснованных расчетов снижения максимальной цены контракта; пассивное поведение участников, направленное на дальнейшее непонижение цены контракта, свидетельствуют об отсутствии самостоятельности каждого из участников торгов в результате достигнутых между участниками договоренностей. В свою очередь действия конкурирующих компаний должны быть направлены на независимую и честную борьбу за контракт. Рассматриваемые действия участников торгов свидетельствуют об обратном: об отказе одного от реальной борьбы за контракт в пользу другого заранее определенного победителем торгов и создание видимости конкуренции.

Какие-либо объективные обстоятельства, в равной мере влияющие на поведение ответчиков в рассматриваемом деле Комиссией, не установлены и в ходе рассмотрения дела ими не представлены.

При рассмотрении данного дела Комиссия приходит к следующим выводам:

- ответчики являются конкурентами, поскольку принимают совместное участие в электронных аукционах и запросах котировок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;

- ответчики действуют по схеме «ротации заявок», когда контракты разыгрываются между участниками поочередно, что подтверждается представленными выше доказательствами;

- ответчики имеют устойчивые связи:  родственные связи (Хмелев Дмитрий Владимирович, являющийся владельцем ЭЦП и участвующий от имени ООО «Биотехнологии Тюмень», является братом директора ООО «ТехКомСервис-Тюмень» ...) и связи по компаниям: ... ...вляются учредителями другого юридического лица – ООО ...», директором которого ...

... являются учредителями ООО «...», директором которой является ...

 Указанные юридические лица составляют группу лиц, однако не подпадают под исключение, установленное п. 7 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»;

- ответчики совершали рассматриваемые действия синхронно и единообразно: направляли заявки одновременно и с одного IP-адреса; подавали ценовые предложения с одного IP-адреса; осуществляли регистрацию двух компаний на электронной торговой площадке одним лицом; имеют одинаковый электронный адрес.

 

3. Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под конкуренцией понимается - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.

Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключённости в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 названного Закона, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Таким образом, в данном случае доказыванию подлежит установление факта достижения между ответчиками по делу соглашения, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели, а именно – поддержание цен на торгах, а также установление факта реализации ими данного соглашения.

Одним из основных доказательств наличия между ответчиками по делу запрещенного антимонопольным законодательством соглашения является их поведение на товарном рынке, которое не соответствует принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, и результат такого поведения может быть обусловлен только заключенным между ответчиками соглашением.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (в редакции от 12.03.2013) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 4 (если соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) и 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 11.1, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что действуя единообразно и синхронно ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» и соответственно результаты торгов по электронным аукционам №№; 0167300000514000933; 0167300000514001437; 0167300000514001447; 0167300000514001153 являются следствием достигнутого между ними соглашения.

Анализ совместного участия ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и ООО «Биотехнологии Тюмень» в указанных электронных аукционах показывает, что данные хозяйствующие субъекты реализуют единую стратегию поведения, направленную на поддержание цен на торгах, когда победитель заранее определен и участие данных компаний направлено на создание видимости конкурентной борьбы.

В результате данной стратегии поведения при минимальных рисках данные хозяйствующие субъекты получают гарантированную максимальную выгоду, соответствующую интересам каждого из них, путем заключения муниципальных контрактов.

Принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в Законе о контрактной системе, при проведении данных аукционов отсутствует, наличие иных участников указанных электронных аукционов, являющихся конкурентами  данных хозяйствующих субъектов, является для них невыгодным, так как ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке влиять на результаты аукционов.

Достигнутое между ООО «ТехКомСервис-Тюмень», ООО «Биотехнологии Тюмень» соглашение, является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, целью которого является поддержание цен на торгах, и как следствие получение экономической выгоды.

Ответчики имели заинтересованность в заключении указанного соглашения и реализовали его, заключив муниципальные контракты по тем аукционам, в которых договорились стать победителями.

Таким образом, собранные и оцененные Комиссией доказательства указывает на то, что действия и поведение ООО «ТехКомСервис-Тюмень», ООО «Биотехнологии Тюмень» свидетельствуют о заключении устного соглашения между ними, скоординированных действиях, направленных на достижение определенной цели – заключение муниципальных контрактов по наиболее выгодной для них цене.

Данные действия участников влекут за собой минимальную экономию средств бюджета г.Тюмени и внебюджетных источников финансирования.

Полученные итоги аукционов по проведенным аукционам вне сговора (взаимной информированности) компаний невероятны, а исследованные факты, свидетельствуют о нетипичном, недобросовестном поведении участников аукциона, и о том, что результат рассматриваемых аукционов невозможен без полной информированности каждого участника о поведении и намерении к поддержанию цен на торгах.

Совокупность всех установленных фактов, свидетельствует о нарушении ООО «ТехКомСервис-Тюмень», ООО «Биотехнологии Тюмень» запретов, установленных п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Вина указанных лиц заключается в том, что они нарушили установленные ФЗ «О защите конкуренции» запреты на заключение антиконкурентного соглашения, которое приводит или может привести к поддержанию цен на торгах.

Каких-либо доказательств невозможности соблюдения указанных запретов Комиссией не установлено и ответчиками не представлено.

Место совершения правонарушения, установленное материалами дела:

- г. Тюмень, Тюменская область.

Время совершения правонарушения:

- до 07.07.2014 года и по 29.09.2014 (заключение соглашения и участие в нем по рассматриваемым аукционам).

Также Комиссией установлено, что доходы ответчиков по делу от заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле) составили:

- ООО «ТехКомСервис-Тюмень» - 2 889 660,5 рублей;

- ООО «Биотехнологии Тюмень» - 414 821,88 рублей.

Следовательно, в действиях директора ООО «ТехКомСервис-Тюмень» и директора ООО «Биотехнологии Тюмень» не усматриваются признаки состава преступления предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 178 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со всеми перечисленными обстоятельствами дела, имеются правовые основания принятия антимонопольным органом мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства и выдачи предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                

РЕШИЛА:

   

 1. Признать в действиях ООО «ТехКомСервис-Тюмень», ООО «Биотехнологии Тюмень» нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах.

  2. Выдать ООО «ТехКомСервис-Тюмень» обязательное для исполнения предписание о  совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.

  3. Выдать ООО «Биотехнологии Тюмень» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны