Решение №РНП/223-19/2021 Признать факт уклонения Победителя закупки не подтвердившимс... от 13 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № РНП/223-19/2021

по результатам рассмотрения обращения  о включении в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 12.08.2021 г.

В полном объёме заключение изготовлено 13.08.2021 г.                                           г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

 

председатель Комиссии:

Бороздин Е.Н.              -

заместитель начальник отдела контроля закупок

 

члены Комиссии:

Попов Г.Ф.                   -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Назаров И.Г.                -

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» обращение публичного акционерного общества «Птицефабрика «Боровская» имени А.А. Созонова»  (далее также – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания Мост» (ИНН: <...>, юридический адрес: <...>), далее также – Участник, Общество, Победитель закупки, в связи с уклонением данного юридического лица от заключения договора поставки двигателя Камаз-53229 Евро-2 240 л.с. с оборудованием, без сцепл. (арт.740.31-1000400-30), далее также – Договор, по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32110359193), далее также – Закупка, в отсутствие представителя Общества, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии представителя Участника), в присутствии

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 05.08.2021 г. поступило обращение (вх. № 7927) ПАО «Птицефабрика «Боровская» им. А.А. Созонова» о включении в РНП в соответствии с требованиями ст. 5 Закона о закупках, информации в отношении ООО «Компания Мост», в связи с уклонением данного юридического лица от заключения договора поставки двигателя Камаз-53229, по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32110359193).

Из обращения Заказчика от 05.08.2021 г. следует, что победитель закупочной процедуры – ООО «Компания Мост» в установленный извещением о Закупке срок не исполнил обязанность по подписанию Договора, вследствие чего данный участник был признан уклонившимся от его заключения.

Победителем Закупки в адрес Тюменского УФАС России представлены мотивированные пояснения по обстоятельствам настоящего дела, из содержания которых следует, что Заказчиком нарушен порядок заключения Договора, а именно п. 2 ст. 18 разд. 1 собственного положения о закупке, где определено, что Победитель закупки подписывает Договор в течении 3 рабочих дней, при этом протокол об уклонении Общества от заключения Договора составлен и размещён заказчиком на 2 рабочий день, что исключило возможность его подписания Участником в последний день, регламентированный положением о закупке Заказчика.

Вместе с тем, Победитель Закупки указывает, что Общество намеревалось подписать договор 08.07.2021 г. (в последний регламентированный положением день).  

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав имеющиеся в материалах дела № РНП/223-19/2021 документы и сведения, представленные сторонами, а также заслушав пояснения сторон, установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров ПАО «Птицефабрика «Боровская» им. А.А. Созонова» от 19.12.2018 г. № 15 утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг для собственных нужд ПАО «Птицефабрика «Боровская» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 29.12.2018 г. (в редакции, действующей на момент размещения извещения о Закупке) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 07.06.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110359193) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: https://www.rts-tender.ru/, Заказчиком была размещена техническая часть извещения по проведению запроса котировок на право заключения договора поставки двигателя для автомобиля Камаз (далее – Извещение).

Дата подведения итогов: 16.06.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 024 970,00 руб.

Товар поставляется в течении 7 рабочих дней с момента подписания договора поставки (п. 6 Документации).

Порядок проведения закупочной процедуры посредством запроса котировок в электронной форме регламентирован разд. 4 Положения.

В соответствии с п. 1 ст. 1 разд. 4 Положения, под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, проводимых на электронной площадке, при которой победителем признаётся участник Закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно п. 1 ст. 7 разд. 4 Положения, договор по результатам запроса котировок в электронной форме заключается в сроки и порядке, установленном ст. 18 разд. 1 настоящего Положения.

Так, п. 1 ст. 18 разд. 1 Положения закреплено, что договор по результатам конкурентной закупки в электронной форме заключается на ЭП в электронной форме путём подписания Заказчиком и победителем закупки договора усиленными квалифицированными электронными подписями.

В соответствии с п. 2 ст. 18 разд. 1 Положения закреплено, что победитель конкурентной закупки в электронной форме подписывает проект договора в течение трех рабочих дней с даты получения проекта договора от Заказчика и предоставляет обеспечение исполнения договора в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора, и документы, предоставление которых перед заключением договора предусмотрено документацией о проведении конкурентной закупки в электронной форме.

В случае если победитель конкурентной закупки в электронной форме или участник закупки, следующий после победителя, с которым может быть заключён договор в случаях, если победитель конкурентной закупки откажется от заключения договора или будет признан уклонившимся от заключения договора по итогам конкурентной закупки (далее для целей настоящего раздела также – участник закупки номер два), в течение трех рабочих дней с даты получения проекта договора от Заказчика, не представил Заказчику подписанный договор, переданный ему в соответствии с п. 2 или п. 3 настоящей статьи, а также обеспечение исполнения договора в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора, и документы, предоставление которых перед заключением договора предусмотрено документацией о конкурентной закупке в электронной форме, победитель конкурентной закупки в электронной форме или участник закупки номер два, признаётся уклонившимся от заключения договора.

В свою очередь, п. 16.2 Извещения установлено, что договор подписывается участником в течении 2 календарных дней со дня получения проекта договора, что объективно противоречит п. 2 ст. 18 разд. 1 Положения, нарушая требования ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Договор по результатам закупки конкурентным способом заключается не ранее чем через 10 (дней) и позднее чем через 20 (двадцать) дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки (абз. 1 п. 16.1 Документации, п. 8 ст. 18 разд. 1 Положения, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках).

Таким образом, резюмируя вышеприведённый блок требований Заказчика к обязанности Победителя закупки подписать Договор (в том числе к срокам его заключения), необходимо тезисно отметить следующие некоторые основополагающие условия, прямо влияющие на надлежащую реализацию обязанности заключения Участником Договора по результатам рассматриваемой Закупки:

- в силу делового гражданского оборота подавая заявку на участие в соответствующей закупочной процедуре предполагается, что добросовестный участник такой процедуры ознакомился и изучил требования и условия, установленные Заказчиком в Документации и Положении и посредством подачи своей заявки выразил безоговорочное согласие с совокупностью установленных Заказчиком требований и условий, в том числе к победителю закупки;

- Договор, являющийся предметом Закупки должен быть подписан Участником в течение трех рабочих дней с даты получения проекта договора от Заказчика;

- Договор заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола.

 

По результатам рассмотрения, анализа и сопоставления совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Из содержания Протокола заседания комиссии по проведению закупок № 21233/32110359193-2 от 16.06.2021 г. (далее – Итоговый протокол), размещённого в ЕИС в день его составления – 16.06.2021 г. в 15:42 следует, что на участие в рассматриваемой Закупке подано шесть заявок, в которой победителем признан участник Закупки – ООО «Компания Мост» с наименьшим предложением о цене исполнения Договора, равной 848 400,00 руб. (процент снижения НМЦ: – 17,22 %, с суммой такого снижения – 176 570,00 руб.).

Так, в соответствии с абз. 1 п. 16.1 Документации, п. 8 ст. 18 разд. 1 Положения ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках и учётом ст. 191, 193 ГК РФ крайним сроком подписания сторонами Договора является 06.07.2021 г. (вторник) включительно (до 23:59).

При этом, проект Договора направлен Заказчиком в адрес Участника (размещён на ЭП посредством использования её функционала) 05.07.2021 г. в 13:32, что подтверждается распечаткой сведений о событиях с ЭП ООО «РТС-Тендер» и является 19-ым календарным днём с момента размещения Итогового протокола, следовательно, в целях соответствия требованиям абз. 1 п. 16.1 Документации, п. 8 ст. 18 разд. 1 Положения и ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках, на заключение Договора у сторон оставалось 34 часа 27 минут, что нарушает как регламентированный п. 2 ст. 18 разд. 1 Положения срок подписания Договора Победителем закупки (три рабочих дня), так и непредусмотренный Положением срок подписания Договора – 2 календарных дня – 48 часов (п. 16.2 Извещения), что объективно нарушает права и законные интересы Победителя закупки при заключении Договора.

Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, учитывая содержание п. 2 ст. 18 разд. 1 Положения и установленный факт размещения Заказчиком Договора в предпоследний день, ограничивающий закреплённую п. 2 ст. 18 разд. 1 Положением возможность Победителя закупки подписать Договор в течении трёх рабочих дней, Комиссия Тюменского УФАС России полагает правомерным и справедливым считать крайним сроком подписания Договора Участником – 08.07.2021 г. (включительно).

Таким образом, Заказчик своими действиями, направленными на размещение Договора 05.07.2021 г. (на 19 календарный день) создал коллизию положений абз. 1 п. 16.1 Документации, п. 8 ст. 18 разд. 1 Положения и ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках, с крайним сроком подписания сторонами договора – 06.07.2021 г. и п. 2 ст. 18 разд. 1 Положения, с крайним сроком подписания Договора Участником – 08.07.2021 г. (включительно), при объективной невозможности подписания Договора самим Заказчиком 06.07.2021 г., в случае его подписания Победителем закупки на третий рабочий день – 08.07.2021 г., что свидетельствует о невозможности правомерного заключения такого Договора.

В свою очередь, в п. 21.1, 21.2 Протокола отказа от заключения договора с победителем закупки № 21233/32110359193-3 от 07.07.2021 г., Заказчиком указано, что ООО «Компания Мост» признано уклонившимся от заключения Договора ввиду невыполнения Обществом «требования по заключению договора в установленный законодательством срок, не позднее 06.07.2021 года».

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведённых обстоятельств и рассмотренных норм действующего законодательства РФ, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к заключению, что при размещении Заказчиком Договора 05.07.2021 г. не учтён срок его подписания Победителем закупки (три рабочих дня), закреплённый п. 2 ст. 18 разд. 1 Положения, что, в рассматриваемом случае, повлекло объективную невозможность заключения такого Договора в срок, предусмотренный   абз. 1 п. 16.1 Документации, п. 8 ст. 18 разд. 1 Положения и ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках, следовательно, Комиссия Управления не усматривает в действиях Победителя закупки нарушения требований вышерассмотренных положений.

 

Комиссия Тюменского УФАС России в результате осуществления проверки документов, сведений и материалов, представленных лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения приходит к следующему выводу.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения, и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления № 13-П от 30.07.2001 г. и № 15-П от 21.11.2002 г.) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

При этом, в силу общих принципов гражданского законодательства, хозяйствующий субъект (участник закупки), принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе включение сведений о соответствующем участнике закупки в РНП в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования законодательства РФ о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требований закупочной документации и Положения о закупке.

Таким образом, с учётом вышеизложенного, изучив и проанализировав совокупность представленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России не находит в действиях Участника признаков недобросовестного поведения и считает факт уклонения ООО «Компания Мост» от заключения договора поставки двигателя Камаз-53229, по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32110359193) не подтвердившимся.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Признать факт уклонения общества с ограниченной ответственностью «Компания Мост» (ИНН: <...>, юридический адрес: <...>), в связи с уклонением данного юридического лица от заключения договора поставки двигателя Камаз-53229 Евро-2 240 л.с. с оборудованием, без сцепл. (арт.740.31-1000400-30), по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32110359193) не подтвердившимся.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Е.Н. Бороздин

 

 

Члены Комиссии:

 

       

 

И.Г. Назаров

 

 

 

Г.Ф. Попов                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона о закупках, включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в РНП или содержание таких сведений в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны