Решение №РНП/223-22/2021 Признать факт уклонения Общества от заключения Договора не п... от 8 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № РНП/223-22/2021

по результатам рассмотрения обращения  о включении в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 06.09.2021 г.

В полном объёме заключение изготовлено 08.09.2021 г.                                           г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д.               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Бороздин Е.Н.            -

 

заместитель начальника отдела контроля закупок

 

 

 

Попов Г.Ф.                 -

 

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» обращение акционерного общества «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее также – Заказчик, АО «ТПАТП № 1») о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «СНЛ-АВТО» (ИНН: <...>, юридический адрес: <...>), далее также – Участник, Общество, Победитель закупки, в связи с уклонением данного юридического лица от заключения договора поставки запасных частей для ремонта ДВС автобусов ЛиАЗ 529265, ЛиАЗ 621365 (далее – Договор), по результатам проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32110426861), далее также – Закупка, Аукцион в отсутствие представителя Общества, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (03.09.2021 г. заявлено ходатайство (вх. № 8998) о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Заказчика), в присутствии

представителя Общества:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 01.09.2021 г. поступило обращение (вх. № 8911) АО «ТПАТП № 1» о включении в РНП в соответствии с требованиями ст. 5 Закона о закупках, информации в отношении ООО «Торговый Дом «СНЛ-АВТО», в связи с уклонением указанного юридического лица от заключения договора поставки запасных частей для ремонта ДВС автобусов ЛиАЗ 529265, ЛиАЗ 621365, по результатам проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП (реестровый номер извещения: 32110426861).

Из рассматриваемого обращения Заказчика следует, что победитель настоящей закупочной процедуры – ООО «Торговый Дом «СНЛ-АВТО» в установленный закупочной документацией, положением о закупке Заказчика и действующим законодательством РФ срок (до 02.08.2021 г.) надлежащим образом не исполнил обязанность по подписанию Договора, вследствие чего данный Участник был обосновано признан закупочной комиссией Заказчика уклонившимся от заключения Договора.

В свою очередь, представитель Победителя закупки, с доводами обращения Заказчика не согласился и пояснил, что Общество не имело намерения уклоняться от заключения и исполнения Договора, что подтверждается направленным 27.07.2021 г. в адрес Заказчика протоколом разногласий, на который официальный ответ Заказчика последовал только 05.08.2021 г., то есть за регламентированными сроками его заключения (до 02.08.2021 г.).

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав устные пояснения представителя Общества, установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров АО «ТПАТП № 1» от 11.06.2021 г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ТПАТП № 1» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 15.06.2021 г. в 13:15 (в новой редакции, действующей на момент размещения извещения о Закупке) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС)..

Как установлено материалами дела, 29.06.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110426861) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭТП) – общества с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ» по электронному адресу: https://etpgpb.ru/, Заказчиком было размещено извещение о Закупке и документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку запасных частей для ремонта ДВС автобусов ЛиАЗ 529265, ЛиАЗ 621365 (далее – Документация).

Обеспечение исполнения Договора: не установлено.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.07.2021 в 14:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 154 866,67 руб.

В соответствии абз. 1 п. 1.10 Положения, под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, при которой победителем признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину либо, в случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Протоколом подведения итогов от 12.07.2021 г. (далее – Итоговый протокол) зафиксировано, что победителем рассматриваемой закупочной процедуры признан участник с порядковым номером заявки – 5 (ООО «Торговый Дом «СНЛ-АВТО»), предложивший наименьшую цену исполнения Договора (694 313,78 руб.).

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством открытого аукциона в электронной форме регламентируется разделом 10 Положения о закупке Заказчика, где согласно п. 10.10 указанного раздела, договор с участником закупки заключается в порядке, установленном п. 8.15 Положения.

Так, в соответствии с п. 8.15.1 разд. 8 Положения, договор, заключаемый по результатам проведения конкурентной закупки заключается в срок, указанный в документации о закупке, но не ранее чем через десять дней и не позднее двадцати дней с момента опубликования в ЕИС итогового протокола.

В данном случае необходимо отметить, что идентичные требования к сроку заключения Договора сторонами установлены п. 10.1 Документации и ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках.

Согласно п. 8.15.3 разд. 8 Положения и п. 10.3 Документации, участник, которому направлен проект договора, обязан возвратить подписанный им договор не позднее трех рабочих дней со дня его получения, при этом договор направляется Заказчику вместе документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора.

При этом, абз. 1 п. 8.15.4 разд. 8 Положения и п. 10.4 Документации определено, что в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания (абз. 2 п. 8.15.4 разд. 8 Положения п. 10.5 Документации).

В соответствии с п. 8.15.5 разд. 8 Положения и п. 10.6 Документации, в случае, если участником закупки, которому направлен договор, в срок, предусмотренный документацией о проведении конкурентной закупки, не представил Заказчику подписанный договор и (или) обеспечение исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, такой участник признаётся уклонившимся от заключения договора.

Таким образом, резюмируя вышеприведённый блок порядка заключения Договора, необходимо тезисно отметить следующие основополагающие условия, прямо влияющие на реализацию его надлежащего заключения сторонами рассматриваемой Закупки:

- стороны обладают правовыми основаниями на заключение Договора не позднее 20 календарных дней со дня опубликования Итогового протокола в ЕИС (п. 10.1 Документации, п. 8.15.1 разд. 8 Положения, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках);

- Победитель закупки обязан подписать Договор не позднее 3 рабочих дней со дня его получения (в том числе изменённой (доработанной) редакции), при этом Участник наделён правом направить в адрес Заказчика протокол разногласий;

- Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий и в случае отказа (в том числе частичного) учесть замечания представленные в его содержании повторно направляет Победителю закупки Договор с указанием в отдельном документе причин такого отказа, т.е. по смыслу абз. 2 п. 8.15.4 разд. 8 Положения п. 10.5 Документации течение срока обязанности Победителя закупки подписать договор (3 рабочих дня) берёт своё начало с момента размещения (направления Участнику) Заказчиком двух документов – Договора и документа, обосновывающего отказ учесть замечания протокола разногласий.

 

По результатам рассмотрения, анализа и сопоставления совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, в том числе, отражающих последовательность произошедших при проведении рассматриваемой Закупки событий, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Итоговый протокол от 12.07.2021 г. размещён Заказчиком в ЕИС в день его составления – 12.07.2021 г. в 09:24, следовательно, в соответствии с п. 10.1 Документации, п. 8.15.1 разд. 8 Положения, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках и учётом ст. 191, 193 ГК РФ, крайним сроком заключения Договора сторонами является 02.08.2021 г. (понедельник);

Проект договора направлен Заказчиком Победителю закупки 23.07.2021 г. (на 11 календарный и 8 рабочий день), что подтверждается скрин-образом личного кабинета Заказчика с ЭТП.

Далее, 27.07.2021 г. Победителем закупки в адрес Заказчика направлен протокол разногласий, содержащий корректировку ценового показателя отдельных позиций спецификации Договора и предложение исключить п. 8.1 Договора из его содержания, при этом необходимо отметить, что протокол разногласий направлен Участником на второй рабочий день, с момента получения Обществом Проекта договора, что, в сущности, соответствует условиям определённым п. 8.15.3, абз. 1 п. 8.15.4 разд. 8 Положения и п. 10.3, 10.4 Документации.

29.07.2021 г. Заказчиком на ЭТП размещена (направлена Участнику на подпись) новая редакция Договора с изменёнными показателями ценового параметра отдельных позиций спецификации Договора, при этом п. 8.1 Договора оставлен Заказчиком в неизменном виде, следовательно, АО «ТПАТП № 1» частично учло замечания протокола разногласий Общества, что в силу абз. 2 п. 8.15.4 разд. 8 Положения и п. 10.5 Документации, повлекло возникновение у Заказчика обязанности разместить совместно с Договором отдельный документ, содержащий причины отказа исключения п. 8.1 Договора из его содержания.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Победителя закупки пояснил, что Общество ожидало официального ответа Заказчика на предложение Участника исключить п. 8.1 Договора, предусмотренного абз. 2 п. 8.15.4 разд. 8 Положения и п. 10.5 Документации, которое последовало только 05.08.2021 г.

В свою очередь, в подтверждение пояснений представителя Общества, Комиссией Управления установлено, что документ, обосновывающий отсутствие оснований для исключения п. 8.1 Договора из его содержания (Обоснование отказа учесть замечания) был размещён Заказчиком посредством использования функционала ЭТП – 05.08.2021 г. в 11:30, что подтверждается скрин-материалами, при крайнем сроке заключения Договора сторонами 02.08.2021 г., следовательно, собственным бездействием, Заказчик исключил возможность заключения Договора в установленный п. 10.1 Документации, п. 8.15.1 разд. 8 Положения, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках, срок (не позднее 20 календарных дней со дня размещения в ЕИС Итогового протокола)

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведённых обстоятельств и рассмотренных норм действующего законодательства РФ, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к заключению, что Заказчиком нарушен порядок заключения Договора по результатам рассматриваемого Аукциона, а именно нарушен общий срок заключения сторонами Договора, что не соответствует требованиям п. 10.1 Документации, п. 8.15.1 разд. 8 Положения, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках.

 

Комиссия Тюменского УФАС России в результате осуществления проверки документов, сведений и материалов, представленных лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения приходит к следующему выводу.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения, и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления № 13-П от 30.07.2001 г. и № 15-П от 21.11.2002 г.) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

При этом, в силу общих принципов гражданского законодательства, хозяйствующий субъект (участник закупки), принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе включение сведений о соответствующем участнике закупки в РНП в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования законодательства РФ о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требований закупочной документации и Положения о закупке.

С учётом вышеизложенного, изучив и проанализировав совокупность представленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав пояснения представителя Общества, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях ООО «Торговый Дом «СНЛ-АВТО» признаков недобросовестности, ввиду нарушения Заказчиком общего срока подписания Договора (20 календарных дней), повлекшей объективное исключение регламентированного п. 8.15.3 разд. 8 Положения и п. 10.3 Документации, срока (3 рабочих дня), выделенного на подписание Победителем закупки указанного Договора.

Так, в связи с допущенными Заказчиком нарушениями при осуществлении процедуры заключения Договора, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт уклонения Общества от заключения Договора не подтверждён Заказчиком, соответственно отсутствуют основания для включения сведений об ООО «Торговый Дом «СНЛ-АВТО» в РНП.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведённых обстоятельств Комиссия Тюменского УФАС России не находит в действиях Участника признаков недобросовестного поведения и считает факт уклонения ООО «Торговый Дом «СНЛ-АВТО» от заключения договора поставки запасных частей для ремонта ДВС автобусов ЛиАЗ 529265, ЛиАЗ 621365, по результатам проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32110426861) не подтвердившимся

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Признать факт уклонения общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «СНЛ-АВТО» (ИНН: <...>, юридический адрес: <...>) от заключения договора поставки запасных частей для ремонта ДВС автобусов ЛиАЗ 529265, ЛиАЗ 621365, по результатам проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32110426861) не подтвердившимся.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Е.Н. Бороздин

 

     

                                  

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона о закупках, включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в РНП или содержание таких сведений в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны