Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 4 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ
по делу № 072/07/18.1–60/2023
28.04.2023 г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"...-..." |
Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;
|
Члены комиссии: |
"...-..." |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;
|
|
"...-..." |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок;
|
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–60/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (реестровый номер закупки: 32312166368), далее также – Закупка,
в присутствии представителей:
от Заявителя: "...-..." по доверенности № б/н,
от Заказчика: "...-..." по доверенности № 192,
от заинтересованного лица "...-..." (далее – Победитель закупки): "...-..." по доверенности № 6,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (реестровый номер закупки: 32312166368).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации Заказчика, в части следующих спорных требований Заказчика:
1. Заказчиком в пп. 1 п. 13.1 Документации установлено необоснованное требование к Участникам Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке выписки из единого государственного реестра членов саморегулируемых организаций (далее – СРО);
2. Заказчик при внесении изменений в п. 24.2.1 Документации необоснованно исключил возможность предоставления участниками закупки «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения», тем самым ограничив возможность участия в Закупке потенциальных участников.
В свою очередь, представитель Заказчика доводом жалобы Заявителя № 1 не согласился, указав, что требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО не ограничивает права участников на подачу заявок на участие в Закупке.
Вместе с тем, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя № 2 частично согласился, пояснив, что при внесении изменений в закупочную документацию Заказчиком произошла техническая ошибка в части исключения «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения», однако указав что при осуществлении оценки и рассмотрения заявок участников Закупки, закупочной комиссией Заказчика учитывались все представленные в составе заявок договоры, в т.ч. гражданско-правового характера.
Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом наблюдательного совета от 20.01.2023 № 9 утверждено Положение о закупке товаров, работ услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 23.01.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Как установлено материалами дела, 03.03.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312166368), Заказчиком была размещена Документация №10 о проведении открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (далее – Документация).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.04.2023 в 11:00
Согласно доводу жалобы № 1 Заявителя, Заказчиком в пп. 1 п. 13.1 Документации утверждено необоснованное требование к Участникам Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке выписки из единого государственного реестра членов СРО.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пп. 1 п. 13.1 Документации, «заявка на участие в конкурсе, которую представляет участник конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией, должна быть подготовлена по форме, установленной настоящей конкурсной документацией, и содержать сведения и документы об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку, в частности:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, если такие требования установлены в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме, а именно выписку из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 марта 2019 г. № 86, подтверждающая право участника выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров:
- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)».
Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утратил силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 05.12.2022 N 424, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 18.01.2023).
Согласно Приказу Ростехнадзора от 05.12.2022 N 424 "О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", «в целях приведения нормативной правовой базы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствие с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 16) приказываю: признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2019 г., регистрационный N 54313).».
Кроме того, Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. которые предусматривают исключение представления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации; ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. При этом, сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, Заказчик, установив неправомерное требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО допустил нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Согласно доводу жалобы № 2 Заявителя, Заказчик при внесении изменений в п. 24.2.1 Документации необоснованно исключил возможность предоставления участниками закупки «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения», тем самым ограничив возможность участия в Закупке потенциальных участников.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 24.2.1 старой редакции конкурсной документации (размещённой в ЕИС: 27.03.2023) установлено следующее: Нестоимостные критерии оценки заявок участников закупки включает в себя, в частности: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения без применения штрафных санкций (штрафы, пени и прочее), отсутствие нарушения сроков исполнения обязательств (за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения».
Согласно п. 24.2.1 редакции конкурсной документации (размещённой в ЕИС: 10.04.2023), Нестоимостные критерии оценки заявок участников закупки включает в себя, в частности: «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без применения штрафных санкций (штрафы, пени и прочее), отсутствие нарушения сроков исполнения обязательств (за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что при внесении изменений в закупочную документацию техническая ошибка в части исключения «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения» из п. 24.2.1 Документации, однако указав что при осуществлении оценки и рассмотрения заявок участников Закупки, закупочной комиссией Заказчика учитывались все представленные в составе заявок договоры, в т.ч. гражданско-правового характера.
Учитывая то обстоятельство, что комиссией Заказчика при оценке и рассмотрения заявок по нестоимостному критерию учитывались в том числе договоры гражданско-правового характера, при том, что в конкурсной документации указанный критерий был изложен таким образом, что не предусматривал оценку опыта по исполнению таких договоров, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в неуказании в п. 24.2.1 Документации возможности предоставления участниками закупки договоров гражданско-правового характера ввело в заблуждение заявителя (а равно иных потенциальных участников Закупки) относительно условий проведения конкурса, который правомерно полагал, что такое условие в конкурсной документации отсутствует.
Изложенные выводу комиссии подтверждаются в том числе доводами жалобы "...-..." на результаты оценки и рассмотрения заявок, поскольку закупочной комиссией Заказчика был признан Победителем закупки "...-...", при том, что никаких сведений о государственных контрактах данным участником приложено не было, что указывает на тот факт, что участнику был присвоен наивысший балл по нестроимостному критерию по гражданско-правовым договорам.
Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Заказчика, выразившимся в исключении возможности оценки договоров гражданско-правового характера из критерия оценки закупочной документации, нарушение принципа информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), поскольку тем самым Заказчиком были введены в заблуждение потенциальные участники закупки, что в свою очередь не только воспрепятствовало подаче заявок на участие в Закупке, но и повлекло за собой нарушение принципов равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), поскольку закупочной комиссией Заказчика была произведена оценка и рассмотрение заявок участников по критерию фактически не включавшему в себя возможность оценки договоров гражданско-правового характера в составе заявок участников (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках), тем самым поставив участников закупки не приложивших договоры гражданско-правового характера в составе заявок в неравное положение с теми участниками закупки, которые приложили в составе заявок данные документы ("...-..."), соответственно Комиссия Управления полагает признать жалобу обоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание:
1) об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки,
2) внесении изменений в закупочную документацию с учётом выводов, изложенных в настоящем решении, а именно:
- исключении требования о предоставлении выписки из реестра членов СРО;
- добавлении в п. 24.2.1 Документации возможности оценки «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения».
3) продлении сроков подачи заявок на участие в закупке,
4) проведении закупочной процедуры определения победителя Закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках, а также с учётом критериев оценки и рассмотрения заявок, изложенных в изменённой версии закупочной документации.
Оператору электронной площадки ЭТП Торги-Онлайн надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (реестровый номер закупки: 32312166368), обоснованной.
2. Признать заказчика – "...-..." нарушившим требования ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, 6 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
3. Выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки ЭТП Торги-Онлайн надлежит обеспечить техническую возможность исполнения предписания по делу.
Председатель Комиссии: |
"...-..." |
Члены Комиссии:
|
"...-..." |
"...-..." |
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.