Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 4 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–60/2023

 

28.04.2023                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–60/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (реестровый номер закупки: 32312166368), далее также – Закупка,

в присутствии представителей:

от Заявителя: "...-..." по доверенности № б/н,

от Заказчика: "...-..." по доверенности № 192,

от заинтересованного лица "...-..." (далее – Победитель закупки): "...-..." по доверенности № 6,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (реестровый номер закупки: 32312166368).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации Заказчика, в части следующих спорных требований Заказчика:

1. Заказчиком в пп. 1 п. 13.1 Документации установлено необоснованное требование к Участникам Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке выписки из единого государственного реестра членов саморегулируемых организаций (далее – СРО);

2. Заказчик при внесении изменений в п. 24.2.1 Документации необоснованно исключил возможность предоставления участниками закупки «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения», тем самым ограничив возможность участия в Закупке потенциальных участников.

В свою очередь, представитель Заказчика доводом жалобы Заявителя № 1 не согласился, указав, что требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО не ограничивает права участников на подачу заявок на участие в Закупке.

Вместе с тем, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя № 2 частично согласился, пояснив, что при внесении изменений в закупочную документацию Заказчиком произошла техническая ошибка в части исключения «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения», однако указав что при осуществлении оценки и рассмотрения заявок участников Закупки, закупочной комиссией Заказчика учитывались все представленные в составе заявок договоры, в т.ч. гражданско-правового характера.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом наблюдательного совета от 20.01.2023 № 9 утверждено Положение о закупке товаров, работ услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 23.01.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Как установлено материалами дела, 03.03.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312166368), Заказчиком была размещена Документация №10 о проведении открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.04.2023 в 11:00

Согласно доводу жалобы № 1 Заявителя, Заказчиком в пп. 1 п. 13.1 Документации утверждено необоснованное требование к Участникам Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке выписки из единого государственного реестра членов СРО.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пп. 1 п. 13.1 Документации, «заявка на участие в конкурсе, которую представляет участник конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией, должна быть подготовлена по форме, установленной настоящей конкурсной документацией, и содержать сведения и документы об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку, в частности:

- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, если такие требования установлены в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме, а именно выписку из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 марта 2019 г. № 86, подтверждающая право участника выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров:

- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)».

Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утратил силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 05.12.2022 N 424, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 18.01.2023).

Согласно Приказу Ростехнадзора от 05.12.2022 N 424 "О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", «в целях приведения нормативной правовой базы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствие с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 16) приказываю: признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2019 г., регистрационный N 54313).».

Кроме того, Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. которые предусматривают исключение представления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации; ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. При этом, сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Таким образом, Заказчик, установив неправомерное требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО допустил нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

 

Согласно доводу жалобы № 2 Заявителя, Заказчик при внесении изменений в п. 24.2.1 Документации необоснованно исключил возможность предоставления участниками закупки «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения», тем самым ограничив возможность участия в Закупке потенциальных участников.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 24.2.1 старой редакции конкурсной документации (размещённой в ЕИС: 27.03.2023) установлено следующее: Нестоимостные критерии оценки заявок участников закупки включает в себя, в частности: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения без применения штрафных санкций (штрафы, пени и прочее), отсутствие нарушения сроков исполнения обязательств (за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также иных договоров гражданско-правового характера  на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения».

Согласно п. 24.2.1 редакции конкурсной документации (размещённой в ЕИС: 10.04.2023), Нестоимостные критерии оценки заявок участников закупки включает в себя, в частности: «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без применения штрафных санкций (штрафы, пени и прочее), отсутствие нарушения сроков исполнения обязательств (за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что при внесении изменений в закупочную документацию техническая ошибка в части исключения «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения» из п. 24.2.1 Документации, однако указав что при осуществлении оценки и рассмотрения заявок участников Закупки, закупочной комиссией Заказчика учитывались все представленные в составе заявок договоры, в т.ч. гражданско-правового характера.

Учитывая то обстоятельство, что комиссией Заказчика при оценке и рассмотрения заявок по нестоимостному критерию учитывались в том числе договоры гражданско-правового характера, при том, что в конкурсной документации указанный критерий был изложен таким образом, что не предусматривал оценку опыта по исполнению таких договоров, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в неуказании в п. 24.2.1 Документации возможности предоставления участниками закупки договоров гражданско-правового характера ввело в заблуждение заявителя (а равно иных потенциальных участников Закупки) относительно условий проведения конкурса, который правомерно полагал, что такое условие в конкурсной документации отсутствует.

Изложенные выводу комиссии подтверждаются в том числе доводами жалобы "...-..." на результаты оценки и рассмотрения заявок, поскольку закупочной комиссией Заказчика был признан Победителем закупки "...-...", при том, что никаких сведений о государственных контрактах данным участником приложено не было, что указывает на тот факт, что участнику был присвоен наивысший балл по нестроимостному критерию по гражданско-правовым договорам.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Заказчика, выразившимся в исключении возможности оценки договоров гражданско-правового характера из критерия оценки закупочной документации, нарушение принципа информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), поскольку тем самым Заказчиком были введены в заблуждение потенциальные участники закупки, что в свою очередь не только воспрепятствовало подаче заявок на участие в Закупке, но и повлекло за собой нарушение принципов равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), поскольку закупочной комиссией Заказчика была произведена оценка и рассмотрение заявок участников по критерию фактически не включавшему в себя возможность оценки договоров гражданско-правового характера в составе заявок участников (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках), тем самым поставив участников закупки не приложивших договоры гражданско-правового характера в составе заявок в неравное положение с теми участниками закупки, которые приложили в составе заявок данные документы ("...-..."), соответственно Комиссия Управления полагает признать жалобу обоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание:

1) об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки,

2) внесении изменений в закупочную документацию с учётом выводов, изложенных в настоящем решении, а именно:

  • исключении требования о предоставлении выписки из реестра членов СРО;
  • добавлении в п. 24.2.1 Документации возможности оценки «иных договоров гражданско-правового характера на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных по объектам социального обслуживания населения и/или объектам здравоохранения».

3) продлении сроков подачи заявок на участие в закупке,

4) проведении закупочной процедуры определения победителя Закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках, а также с учётом критериев оценки и рассмотрения заявок, изложенных в изменённой версии закупочной документации.

Оператору электронной площадки ЭТП Торги-Онлайн надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт спального корпуса на 120 мест по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, стр.9 на территории "...-..." (реестровый номер закупки: 32312166368), обоснованной.

2. Признать заказчика – "...-..." нарушившим требования ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, 6 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

3. Выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание.

4. Оператору электронной площадки ЭТП Торги-Онлайн надлежит обеспечить техническую возможность исполнения предписания по делу.

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны