Решение №РНП-72-101/22 односторонний отказ от исполнения контракта от 1 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РНП-72-101/22 о проверке факта одностороннего отказа

от исполнения контракта

01 сентября 2022 года                                                                                                                    г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» обращение ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «С» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения договора заключенного по итогам электронного аукциона на поставку медицинских изделий: медицинские модули концентраторов кислорода, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421008124),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 25.08.2022 поступило обращение ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «С» в связи с односторонним отказом от исполнения договора на поставку медицинских изделий: медицинские модули концентраторов кислорода, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

            Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

            Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

            Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

            ООО «С» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило пояснения и документы обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела, просит не включать сведения об Обществе в РНП.

            Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/3563/22 от 25.08.2022) определена дата и время рассмотрения дела – 30.08.2022, 15 часов 00 минут (по тюменскому времени).

            К заседанию Комиссии которое проходило дистанционно подключились представители заказчика и представить Общества.

            В ходе заседания Комиссии представитель Общества заявил ходатайство о необходимости предоставления и исследования дополнительных документов, которые не представляется возможным оперативно представить непосредственно на дату проведения заседания Комиссии, просил отложить рассмотрение дела.

            Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/3659/22 от 31.08.2022) заседание Комиссии отложено на новую дату и время - 01.09.2022, 10 часов 00 минут (по тюменскому времени). Заседание Комиссии продолжено 01.09.2022.

            01.09.2022 Обществом представлено ходатайство об объявлении перерыва в заседании Комиссии до 05.09.2022 поскольку Общество обратилось к поставщику ООО «Б» с запросом относительно того, что комплектующие из которых производится медицинское изделие попали под санкции и завод изготовитель не может их закупить.

            Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.

            Комиссия Тюменского УФАС России изучив ходатайство Общества полагает необходимым в удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва в заседании Комиссии отказать, поскольку по состоянию на 01.09.2022 наступил пятый рабочий день, в течение которого антимонопольный орган должен рассмотреть обращение заказчика о включении Общества в РНП (последний день регламентированного срока). Кроме того, запрос направлен поставщику, а не на завод-изготовитель с целью получения информации относительно включения комплектующих в список внешнеполитических и внешнеэкономических санкций.

 

            Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

            Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: медицинские модули концентраторов кислорода, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 85 900 000,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим).

            18.01.2022 между ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) и ООО «С» заключен договор № 213/22 на поставку медицинских изделий: медицинские модули концентраторов кислорода, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер договора 2721700384222000059).

Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что в соответствии с договором поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку медицинских изделий: медицинские модули концентраторов кислорода, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (код ОКПД2 – 32.50.21.129) (далее – оборудование) в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (далее - услуги), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образом оказанные услуги.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что номенклатура оборудования и его количество определяются спецификацией (приложение № 1 к договору), технические показатели - техническими требованиями (приложение № 4 к договору).

Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что поставщик обязан поставить оборудование в строгом соответствии с условиями договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 договора,  в срок не более 150 (ста пятидесяти) календарных дней с момента заключения договора (то есть, не позднее 17.06.2022). Доставка, разгрузка оборудования в месте доставки, в том числе с использованием грузоподъемной техники, все необходимые такелажные работы осуществляются поставщиком самостоятельно и (или) за свой счет.

Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что услуги выполняются поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей. Услуги оказываются в условиях действующего учреждения без прекращения его функционирования. Оказание услуг не должно препятствовать или создавать неудобства в работе людей, находящихся в учреждении, или представлять угрозу их жизни и здоровью.

Пунктом 12.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2022. Настоящий договор считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, договора в электронной форме.

            Спецификацией к договору (приложение № 1 к договору) предусмотрено, что поставке подлежит концентратор кислорода медицинский АКС (страна происхождения: Россия, регистрационное удостоверение № ФСР 2012/14033 от 26.03.2018, производитель медицинского изделия: АО «Грасис») в количестве 2 штук.

            К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

            В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса РФ).

            Пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

            Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ).

            Пунктом 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

            Таким образом, срок поставки товара является существенным условием договора поставки, нарушение которого также признаётся существенным.

            Из материалов дела установлено следующее:

           

Дата

Содержание документа

Документ

12.01.2022

ООО «Синтез» направило в адрес ООО «С» письмо согласно которому, ООО «С» сообщает о возможности поставки в течение 240 дней с момента оплаты товара

Письмо исх.№ 547 от 12.01.2022

17.01.2022

Между ООО «Б» и ООО «С» заключен договор поставки кислородных медицинских концентраторов АКС в количестве двух единиц в адрес ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим),  а также кислородных медицинских концентраторов АКС в количестве двух единиц в адрес ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск)

Договор поставки № ШП/БС-ТЮ-2022 от 17.01.2022

24.01.2022

ООО «С» произвело оплату ООО «Б» за поставляемый товар в размере 86 400 000,00 рублей

Платежное поручение № 110 от 24.01.2022

24.01.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому, заказчик просил предоставить прямые контакты ответственных за исполнение договора лиц

Письмо № 00398/22 от 24.01.2022

28.02.2022

ООО «Башстройсервис» направило в адрес ООО «Стройиндустрия» письмо, согласно которому, поставка требуемого оборудования не может быть осуществлена ввиду отсутствия требуемого оборудования на складах РФ

Письмо исх.№ 221 от 28.02.2022

03.03.2022

ООО «С» направило в адрес ООО «С» письмо согласно которому, ООО «С» не может поставить медицинский модель концентраторов кислорода, концентратор медицинский АКС отсутствует на складе поставщика, о поступлении товара будет сообщено дополнительно

Письмо № 560 от 03.03.2022

04.04.2022

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, поставка товара не может быть осуществлена ввиду действия санкций недружественных по отношению к Российской Федерации государств, прекращения поставки импортных товаров. От поставщика предполагаемого к поставке в медицинское учреждение поступило письмо об увеличении стоимости оборудования на 35 % и срока поставки на 120 дней. Поставщик полагает, что имеют место быть обстоятельства не зависящие от сторон

Письмо исх.№ 249 от 04.04.2022

11.04.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлен ответ, согласно которому, Постановлением Правительства Тюменской области от 21.03.2022 № 151-п «Об отдельных особенностях изменения существенных условий контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Тюменской области» установлен порядок принятия решения и подготовки проектов распоряжений Правительства Тюменской области об изменении существенных условий контрактов, заключенных до 01.01.2023». Для принятия решения об изменении существенных условий контракта необходимо подтвердить соответствующей информацией и документами подтверждающими возникновение данных обстоятельств. Динамика изменения цен на рынке, изменение курса валюты не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Заказчик сообщил об отказе в подписании соглашения об увеличении цены поставляемого товара.

Письмо № 02918/22 от 11.04.2022

16.05.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 16.05.2022 оборудование не поставлено, заказчик просил поставщика письменно уведомить о начале исполнения обязательств

Письмо исх.№ 03972/22 от 16.05.2022

14.06.2022

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому в ходе исполнения контракта произошло существенное изменение обстоятельств из которых стороны исходили при заключении договора. С февраля 2022 необходимое оборудование не поставляется на территорию РФ, поскольку наложены ограничения на ввоз данного оборудования из Европы и Японии. Поставщик просил заказчика предоставить отсрочку поставки оборудования. К обращению приложено письмо ООО «Ш»

Письмо № 383 от 14.06.2022

14.06.2022

ООО «Ш» направило письмо в ООО «С» согласно которому, компания продолжает выполнять производственную деятельность в рамках ранее заключенных контрактов

Письмо № 80/2022 от 14.06.2022

20.07.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлена претензия, согласно которому, поставка медицинского изделия должна быть осуществлена не позднее 17.06.2022. По состоянию на 20.07.2022 обязательства по договору не исполнены. Просрочка исполнения обязательства составила 33 дня. Заказчик просил поставщика оплатить начисленную неустойку за просрочку исполнения обязательств

Письмо № 06060/22 от 20.07.2022

 

            В связи с отсутствием поставки требуемого товара по контракту, заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.3 договора принял решение № б/н от 12.08.2022 об одностороннем отказе от исполнения договора.

            Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

            Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

            Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

            Пунктом 12.3 договора предусмотрено, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.

            Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

            Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

            1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

            2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

            3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            12.08.2022 заказчиком через личный кабинет ЕИС в сфере закупок сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.08.2022 № б/н, и которое направлено в личный поставщика размещенного на официальном сайте ЕИС в сфере закупок:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

            Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

            Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

            Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «С» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 12.08.2022, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 23.08.2022.

            Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Комиссия Тюменского УФАС России изучив материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из представленных в материалы дела документов следует, что поставщик обращался к различным дистрибьюторам ООО «Ш», ООО «С», ООО «Б» с требованием поставки необходимого медицинского оборудования в рамках исполнения договора с медицинским учреждением.

При этом, ООО «С», ООО «Б» уведомили ООО «С» о задержках поставки необходимого оборудования и отсутствия комплектующих на складах РФ, обусловленных как пояснил представитель ООО «С» ввиду введения недружественными иностранными государствами в отношении Российской Федерации внешнеэкономических и внешнеполитических санкций, что оказывало существенное влияние на надлежащее исполнение обязательств по договору, ввиду трудностей в поставке необходимых комплектующих для оборудования.

Учитывая внешнеполитические события февраля-марта 2022 года следует отметить, факт отказа от экономического сотрудничества ряда зарубежных компаний (в том числе, США и ряда западных иностранных государств) от прямых поставок в Российскую Федерацию ряда товаров, в том числе, медицинских изделий, явилось следствием изменения логистики и повлияло на сроки доставки товаров в Российскую Федерацию, как следствие недружественных действий ряда иностранных государств путем введения различного внешнеэкономических и внешнеполитических санкций.

Подпунктом «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).

Какие-либо информация и документы, обосновывающие причинно-следственную связь между невозможностью осуществления поставки требуемого медицинского оборудования в адрес медицинского учреждением в установленный договором срок и действием внешнеэкономических и внешнеполитических санкций в материалы дела не представлено.

Комиссия Тюменского УФАС России установила, что согласно спецификации к договору поставке подлежал концентратор кислорода медицинский АКС (страна происхождения: Россия, регистрационное удостоверение № ФСР 2012/14033 от 26.03.2018, производитель медицинского изделия: АО «Грасис») в количестве 2 штук.

В материалах дела отсутствует какая-либо информация производителя требуемого медицинского оборудования АО «Грасис» в части прекращения либо увеличения сроков производства (поставки) требуемого по договору медицинского оборудования ввиду введения внешнеполитических и внешнеэкономических санкций связанных с поставкой необходимых для его производства комплектующих.

В материалы дела представлены письма поставщиков ООО «Ш», ООО «С», ООО «Б», однако из содержания указанных писем не следует, что трудности в поставке оборудования обусловлены введением в отношении Российской Федерации внешнеполитических и внешнеэкономических санкций, связанных с поставкой необходимых комплектующих для производства медицинского оборудования, что повлияло на увеличение сроков последующей поставки оборудования. Кроме того, ООО «С» направляло обращения в адрес других поставщиков с просьбой поставить необходимое оборудование, однако в адрес производителя оборудования соответствующие обращения не направлялись.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке товара у поставщика поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения государственных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность ООО «С» исполнить обязательства по договору в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность ООО «С», учитывая что поставщик был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал договор на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий договора в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по договору в установленный срок, в материалы дела не представлены.

Заказчиком неоднократно в адрес поставщика направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения договора, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий договора, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий договора, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение договора произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий договора в материалы дела не представлено.

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик создавал какие-либо препятствия для поставщика в части надлежащего исполнения им своих обязательств по договору. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении договора, поскольку заказчик направлял соответствующие уведомления, осуществлял переписку, выходил на связь с поставщиком, даже за пределами установленного срока исполнения обязательств по договору.

Не все действия поставщика могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение договора. Определение действий поставщика в качестве надлежащих связывается именно с результатом поставки, то есть с полностью поставленным товаром в адрес заказчика, а не с действиями предшествующими достижению результата. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком требуемого по договору медицинского оборудования.

Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (Приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

В рассматриваемом случае, заказчик был лишен требуемого по договору медицинского оборудования, что повлекло отсутствие полного обеспечения государственных нужд.

Таким образом, в нарушение условий договора, поставщик требуемый товар в адрес заказчика не поставил, к приемке заказчику не предъявил, подписанный акт о приемке оборудования в материалы рассматриваемого дела не представлен.

Какой-либо преждевременности заказчика в части принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не установлено.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «С» следует, что в качестве основного вида деятельности Общества указан код ОКПД2 – 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий», дополнительные виды также связаны со строительной деятельностью.

Таким образом, ООО «С» не является профессиональным субъектом на рынке поставки медицинских изделий, однако данное обстоятельство вовсе не исключает обязанность Общества предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя договорных обязательств в установленный срок и рационально оценить возможные предпринимательские риски, в том числе, подорожание цен на медицинское оборудование.

Относительно довода Общества о существенном удорожании медицинского оборудования, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Факт роста цен на медицинское оборудование, не подтвержден какими-либо доказательствами, свидетельствующими о росте цен.

По состоянию на дату подачи заявки ООО «С» цены в Российской Федерации на медицинское оборудование в целом имели повышательную динамику роста. Кроме того, динамика изменения цен на рынке, изменение курса валюты не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть, поскольку является прогнозируемым явлением.

Поставщик имел реальную возможность оценить свои финансовые возможности относительно возможности участия в закупке и исполнения контракта. Вместе с тем, Общество подавало заявку на участие в закупке, предоставляло ценовые предложения в аукционном зале оператора электронной площадки, подписало проект договора по предложенной в ходе торгов цене.

            Вместе с тем, какие-либо доказательства ни заказчику, ни в заседании Комиссии Тюменского УФАС России, подтверждающие именно стихийность и непредвиденность повышения уровня цены на медицинское оборудование, при общем повышательном тренде динамики роста цен на медицинское оборудование в Российской Федерации в целом, не представлены. При этом, из пояснений представителя Общества следовало, что Общество обращалось за приобретением необходимого медицинского оборудования к различным дистрибьюторам, однако к какому-либо положительному результату указанные действия не привели.

ООО «С» указывая на трудности в поставке необходимых комплектующих для медицинского оборудования, не указывает, а о каких конкретно комплектующих идет речь, при этом, в адрес медицинского учреждения необходимо осуществить поставку медицинского оборудования, а не комплектующих, ООО «С» не осуществляло в данном случае производство требуемого медицинского оборудования по договору, следовательно, наличие (либо отсутствие) комплектующих на складах Российской Федерации никак не влияет на возможность осуществления поставки необходимого оборудования в адрес заказчика.

При этом, важно доказать не сам по себе рост цены на медицинское оборудование, а то, что такой рост в разы превышает общий повышательный тренд динамики роста цен в Российской Федерации, у подавляющего числа производителей медицинского оборудования.

Обществом не представлены заказчику, а равно в материалы дела доказательства резкого роста цены на медицинское оборудование, что указывает на отсутствие необходимости заказчику как-либо корректировать цену и срок исполнения договора, то есть существенные условия договора в соответствии с требованиями Постановления Правительства Тюменской области от 21.03.2022 № 151-п «Об отдельных особенностях изменения существенных условий контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Тюменской области».

Кроме того, по информации из открытых информационных источников по состоянию на 14.03.2022 медицинские изделия, являясь социально значимыми товарами, не входят в санкционные списки, а потому не подвергаются запретам на ввоз на территорию Российской Федерации - отметили в Росздравнадзоре (https://www.interfax.ru/russia/828091).

Кроме того, согласно информации содержащейся в реестре контрактов официального сайта ЕИС в сфере закупок, Тюменским УФАС России установлено, что в 2022 году в адрес заказчиков ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» (реестровые номера контрактов: 2720210027222000026, 2720300024922000021) поставлялось аналогичное медицинское оборудование, и контракты были успешно исполнены, следовательно поставка требуемого медицинского оборудования являлась возможной.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий договора подтвержден (в срок предусмотренный договором, медицинское оборудование не поставлено), вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по договору, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили поставщику надлежащим образом исполнить условия договора не установлены, действия поставщика создали угрозу срыва оказания квалифицированной медицинской помощи населению (оборудование необходимо для выработки кислорода для моногоспиталей), заказчиком соблюдена процедура расторжения договора в одностороннем порядке.        

Учитывая вышеизложенное Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «С».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) в отношении ООО «С» (ИНН , адрес:), директора и единственного учредителя Общества:  (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: медицинские модули концентраторов кислорода, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421008124) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «С» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны