Решение №19-ВП/2023 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 25 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ по делу № 19-ВП/2023 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
25 апреля 2023 года г. Тюмень
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг с болезнями эндокринной системы, нервной системы, уха, системы кровообращения, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани (реестровый номер закупки 0267200000222000163).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции «True Conf».
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.
Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/4678/22 от 21.04.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 25.04.2023, 16 часов 00 минут.
Внеплановая проверка проводится с участием представителя заказчика: Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области (в порядке правопреемства ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ) (далее также – заказчик), Т. по доверенности № 20 от 07.02.2023,
Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 19.04.2023 (вх.№ 3897/23) по подведомственности из Управления Федерального Казначейства по Тюменской области (исх.№ 67-10-09/20-2036 от 17.04.2023) поступило обращение ООО «У» в котором указывается на признаки нарушения заказчиком в лице ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ законодательства о контрактной системе.
ООО «У» в поступившем обращении указывает, что определение в описании объекта закупки и проекте контракта места оказания услуг – Тюменская область, Тюменский район свидетельствует о невозможности лиц, имеющих право на оказание требуемых по контракту услуг, принять участие в закупке, независимо от их местонахождения.
Заказчиком представлены в материалы дела письменные пояснения, обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Заказчик полагает, что его действиях отсутствуют какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно материалам дела, ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг с болезнями эндокринной системы, нервной системы, уха, системы кровообращения, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Реестровый номер закупки: 0267200000222000163
Оператор электронной площадки: АО «Сбербанк-АСТ»
Начальная (максимальная) цена контракта: 21 779 280,00 рублей
Частями 3 и 4 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что санаторно-курортное лечение осуществляется медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, и направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления и восстановления и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Пунктом 1.4 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» предусмотрено, что при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах. Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации (далее - СКО) необходимого профиля.
Пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328) предусмотрено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приобретение путевок для граждан льготных категорий осуществляется Тюменским региональным отделением в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В пределах выделенных средств Тюменское региональное отделение проводит открытые аукционы в электронной форме на закупку санаторно-курортных путевок, по результатам которых заключаются контракты с санаторно-курортными организациями.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2018 № 321н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» утвержден Перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения. Данный перечень содержит указания на наименование, форму, стадию, фазу и степень тяжести заболевания, являющегося показанием для санаторно-курортного лечения, а также на курорты и санаторно-курортные организации, в которые осуществляется направление граждан на санаторно-курортное лечение. Согласно медицинским показаниям для санаторно-курортного лечения взрослого населения, пациенты с болезнями нервной системы (класс VI по МКБ-10, органов дыхания (класс X по МКБ-10), костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс XIII по МКБ-10) направляются в санаторно-курортные организации в климатической зоне его проживания.
Пунктом 2 описания объекта закупки предусмотрено место оказания услуг: Российская Федерация – Тюменская область, Тюменский район.
Представитель заказчика в заседании Комиссии пояснил, что путевки гражданам льготных категорий предоставляются только в те санатории, с которыми Тюменское региональное отделение заключит государственные контракты по итогам конкурентных процедур, осуществленных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Организация работы в части предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение заказчиком определяется на основании сведений, содержащихся в справке для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у, а именно в графе 20, данной справки, «Предпочтительное место лечения» указано «местные курорты», либо «местный». Исходя из этой информации, заказчиком установлены требования к месту оказания услуг: Тюменская область.
Кроме того, представитель заказчика в заседании Комиссии пояснил, что на территории Тюменской области есть организации, оказывающие услуги по санаторно-курортному лечению практически по всем профилям заболеваний, в том числе и на те, на которые был проведен электронный аукцион.
Таким образом, решение о месте санаторно-курортного лечения принимается лечащим врачом или врачебной комиссией медицинской организации, а не заказчиком, в лице ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Заказчиком в составе пояснений представлены копии медицинских справок, подтверждающих факты получения путевок на санаторно-курортное лечение, в которых в соответствующей графе указывается предпочтительное место лечения местный санаторий местной климатической зоны.
Относительно упоминаемого ООО «У» требования о необходимости проверки информации используемой заказчиком для формирования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Следовательно, соблюдение заказчиком порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям антимонопольного органа.
Указанный довод обращения заявителя Комиссия Тюменского УФАС России оставляет без рассмотрения, ввиду отсутствия у антимонопольного органа соответствующих полномочий по его рассмотрению.
Стоит отметить, что ООО «У» не является субъектом осуществляющим санаторно-курортное лечение, то есть, ООО «У» не является потенциальным участником закупки. Кроме того, ООО «У» не представило каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что установленное заказчиком описание объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг с болезнями эндокринной системы, нервной системы, уха, системы кровообращения, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани (реестровый номер закупки 0267200000222000163) в действиях заказчика, в лице ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не установлено нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии