Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–48/2023

 

11.04.2023                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–48/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по обследованию технического состояния здания гостиницы "Лайнер", инженерных систем и подводящих сетей к зданию (реестровый номер закупки: 32312179220), далее также – Закупка,

в присутствии представителей:

от Заявителя: "...-..." по доверенности № б/н от 09.01.2023,

от Заказчика: "...-..." по доверенности № 25-38-14-000042 от 06.04.2023, "...-..." по доверенности № 25-38-14-000067 от 22.11.2022, "...-..." по доверенности № 25-38-14-000040 от 06.04.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 03.04.2023 поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по обследованию технического состояния здания гостиницы "Лайнер", инженерных систем и подводящих сетей к зданию (реестровый номер закупки: 32312179220).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации Заказчика, в частности:

  1. Заказчиком в единой информационной системе не размещено обоснование начальной (максимальной) цены договора, тем нарушив требование о размещении полной и достоверной информацию в ЕИС;
  2. Заказчиком в п. 3.2 Приложения № 1 к Техническому заданию увеличен объём выполняемых работ без обоснования необходимости выполнения работ, тем самым изменив существенные условия договора подряда.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Решением Единственного акционера "...-..." от 15.11.2022 № 22/2022, утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 30.11.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как установлено материалами дела, 10.03.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312179220), Заказчиком была размещена закупочная документация запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 07-875-23 на выполнение работ по обследованию технического состояния здания гостиницы "Лайнер", инженерных систем и подводящих сетей к зданию (далее – Документация).

Начальная (максимальная) цена договора: 990 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.04.2023 в 17:00

Согласно доводу жалобы № 1 Заявителя, Заказчиком в единой информационной системе не размещено обоснование начальной (максимальной) цены договора.

В соответствии с п. 23 Информационной карты (Приложение № 1 к Документации), для расчета начальной (максимальной) цены договора, в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг, Заказчик применил метод сопоставления рыночных цен, начальная (максимальная) цена договора установлена на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.

В целях установления начальной (максимальной) цены договора методом сопоставления рыночных цен Заказчиком определены параметры оценки предмета закупки и условия исполнения договора, оказывающие влияние на эффективность хозяйственной деятельности Заказчика.

Информация о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей указана в «Техническом задании» (Приложение №3 к Закупочной документации).

Цена договора (цены единицы товара, работы, услуги) должна быть указана с учетом налогов, сборов и других обязательных платежей и расходов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и требованиями настоящей Закупочной документации.

Пунктом 10 Технического задания (Приложение № 3 к Документации), утверждено, что порядок формирования цены договора включает в себя все расходы, связанные с выполнением данного вида работ, в том числе расходы на приобретение, доставку, погрузку/разгрузку материалов и/или оборудования, используемых при выполнении работ, расходы на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые должен понести Подрядчик, в связи с исполнением Договора.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках указано, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Пунктом 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках утверждено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, из указанных положений Закона о закупках следует, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о Н(М)ЦД, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а обоснование Н(М)ЦД должно содержаться в закупочной документации.

При этом, порядок формирования Н(М)ЦД или цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, не регламентируется Законом о закупках.

Согласно п. 2.1.2 Положения, при проведении закупок, Н(М)ЦД определяется Заказчиком исходя из его потребности и тем способом, который сам Заказчик посчитает приемлемым при проведении каждой конкретной закупки и методами, определяемыми в соответствии с нормативными локальными актами Заказчика.

Вместе с тем, п. 12.1.3 Положения утверждено, что при определении Н(М)ЦД Заказчик не ограничен в выборе возможных источников информации о закупаемых товарах, работах, услугах и вправе использовать, в том числе, сведения о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в том числе на сайтах поставщиков, подрядчиков, исполнителей), даже если такие сведения не являются публичной офертой.

Пунктом 12.1.4 Положения определено, что для выбора метода определения НМЦ договора Заказчик вправе провести предварительный анализ рынка на предмет выявления предельных максимальных и минимальных значений цен закупаемых товаров, работ, услуг. Если заказчиком принято решение о проведении такого анализа, заказчик вправе не оформлять результаты такого анализа документально.

В соответствии с п. 12.1.5 Положения, Н(М)ЦД договора может определяться Заказчиком посредством применения Метода сопоставления рыночных цен, который заключается в установлении Н(М)ЦД на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен могут быть использованы коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставления рыночных цен Заказчик определяет Н(М)ЦД в соответствии с локальными нормативными актам Заказчика.

Согласно п. 12.1.8 Положения, не подлежит размещению в ЕИС информация о порядке определения Н(М)ЦД (цены лота), цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), любая информация и сведения о документах, на основании которых установлена Н(М)ЦД, в том числе, но не ограничиваясь, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию, и информация об их ценовых предложениях или иных предложенных условиях.

Пунктом 12.2.1 Положения утверждено, что под порядком обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товаров, работ, услуг, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства подразумевается:

а) выбор метода определения Н(М)ЦД,

б) указание выбранного метода определения Н(М)ЦД.

При этом в п. 12.2.3 Положения определено, что Заказчик вправе не отражать промежуточные варианты расчета по применяемому методу в обосновании Н(М)ЦД, цены договора, заключаемого единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, или расчеты обоснования, в случае выбора метода, результат которого не предполагает вариативность при определении Н(М)ЦД.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что размещению в ЕИС не подлежит информация о порядке определения Н(М)ЦД (цены лота), любая информация и сведения о документах, на основании которых установлена Н(М)ЦД, в том числе не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию, и информация об их ценовых предложениях или иных предложенных условиях.

Таким образом, поскольку порядок формирования Н(М)ЦД не регламентируется Законом о закупках, Заказчиком в Положении утверждено, что Заказчик вправе не отражать расчет по применяемому методу в обосновании Н(М)ЦД, Заказчиком в закупочной документации указана информация об обоснование начальной (максимальной) цены договора, со ссылкой на Техническое задание, Комиссия Управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 1 необоснованным.

 

Согласно доводу жалобы № 2 Заявителя, Заказчиком в п. 3.2 Приложения № 1 к Техническому заданию увеличен объём выполняемых работ без обоснования необходимости выполнения работ, тем самым изменив существенные условия договора подряда.

Пунктом 1 Приложения № 1 к Документации утверждено, что Предметом закупки (договора) является «Выполнение работ по обследованию технического состояния здания гостиницы "Лайнер", инженерных систем и подводящих сетей к зданию».

Пунктом 2.2 Технических условий (Приложение № 1 к Техническому заданию) утверждено, что границы обследования включают в себя:

- Здание гостиницы.

- Внутренние инженерные системы – 1 метр от контура здания (до первого колодца).

- Инженерные сети, непосредственно обеспечивающие подключение гостиницы к квартальным сетям.

- Существующие подъезды к зданию гостиницы и благоустройство вокруг.

Также, пунктом 2.3 Технических условий определены основные требования к обследованию, включающие обследование технического состояния здания гостиницы, подводящих инженерных сетей, благоустройства, оценка фактических значений контролируемых параметров строительных конструкций, инженерного обеспечения, характеризующих работоспособность объекта, и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, замены инженерного обеспечения.

Согласно Извещению о внесении изменений в закупочную документацию № 07-875-23 от 14.03.2023, в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг и п. 19 Закупочной документации, Заказчиком было принято решение о внесении изменений в следующие пункты закупочной документации.

 

п/п

№ пункта

Текст первоначальной редакции

Текст измененной редакции

1.1

Приложение № 1 к Техническому заданию

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

на выполнение работ по проведению обследования технического состояния здания гостиницы «Лайнер» в международном аэропорту Тюмень (Рощино)

 

РАЗДЕЛ 3 Общие требования к выполнению работ по обследованию технического состояния

 

П.3.2 Дополнительные условия

Обследование технического состояния здания гостиницы «Лайнер» выполняется без остановки работы гостиницы.

Исходные данные, не отраженные в Задании на обследование письменно согласовать с Заказчиком.

До начала обследования Подрядчик предварительно разрабатывает и утверждает Заказчиком план и график выполнения работ.

При необходимости Подрядчик самостоятельно разрабатывает проектную документацию необходимую для определения фактического расположения и состояния конструкций здания, включая фундаменты, несущие стены, л/марши, лифтовые шахты, перекрытия и кровлю.

 

Обследование технического состояния здания гостиницы «Лайнер» выполняется без остановки работы гостиницы.

Исходные данные, не отраженные в Задании на обследование письменно согласовать с Заказчиком.

До начала обследования Подрядчик предварительно разрабатывает и утверждает Заказчиком план и график выполнения работ.

При необходимости Подрядчик самостоятельно разрабатывает проектную документацию необходимую для определения фактического расположения и состояния конструкций здания, включая фундаменты, несущие стены, л/марши, лифтовые шахты, перекрытия и кровлю.

Если для определения технического состояния конструкций, фундаментов, а также инженерных систем требуется вскрытие защитного или отделочного слоя, то это должно быть выполнено Исполнителем. По окончании обследования все должно быть восстановлено в первоначальное состояние и сдано Заказчику. Затраты на восстановительные работы несет Исполнитель.

 

Согласно п. 3.2.1 рекомендаций по эксплуатации зданий и сооружений аэропортов, эксплуатационная пригодность зданий (сооружений) устанавливается на основании визуального и инструментального методов обследований.

Визуальный метод включает обнаружение видимых дефектов в виде отклонений от геометрических размеров, трещин выходящих на поверхность конструкций, изменений цвета и фактуры облицовочного слоя, разрушений мест сопряжений между отдельными элементами, осадок оснований и т.п.

Инструментальный метод включает контроль прочностных и деформационных характеристик оснований и конструкционных материалов разрушающими и неразрушающими методами, замер перемещений конструкций, обнаружение видимых дефектов с помощью контролирующих устройств, приборов и аппаратуры, а также испытательных машин.

Окончательный выбор типа обследования и метода контроля состояния конструктивного элемента здания (сооружения) осуществляется на стадии предварительного общего осмотра объекта.

Согласно п. 1.6 Технического задания, участнику предоставляется исходно -разрешительная документация, а именно: технические условия, технические планы гостиницы.

Соответственно у всех участников есть возможность своевременно ознакомится с представленной документацией и принять решение о возможности/невозможности выполнения указанных работ, методах и способах выполнения.

Пунктом 10 Технического задания, утверждено, что порядок формирования цены договора включает в себя все расходы, связанные с выполнением данного вида работ, в том числе расходы на приобретение, доставку, погрузку/разгрузку материалов и/или оборудования, используемых при выполнении работ, расходы на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые должен понести Подрядчик, в связи с исполнением Договора.

Согласно п. 2.2 Договора, в цену Договора включены все возможные расходы Подрядчика, прямо или косвенно связанные с выполнением работ по Договору, в том числе, расходы, указанные в Приложении № 1 к Договору, а также любые налоги, сборы и другие обязательные платежи, применяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заявителя указал на необходимость конкретизации со стороны Заказчика в закупочной документации о том каким из двух методов (разрушающий и неразрушающий) Исполнителю необходимо осуществить контроль прочностных и деформационных характеристик оснований и конструкционных материалов.

В свою очередь, представитель Заказчика в ответ на пояснения Заявителя указал, что Заказчик оставляет за исполнителем право выбора метода осуществления контроля прочностных и деформационных характеристик оснований и конструкционных материалов, тем самым не ограничивая участие в закупке участников, готовых осуществить обследование по средством второго метода, вместе с тем Заказчик не находит возможным заранее осуществить оценку масштаба затрат, которые могут возникнуть в ходе разрушающего метода обследования, непосредственно до начала осуществления работ.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкретизация Заказчиком выполняемых работ не свидетельствует об увеличения объёма выполняемых работ, равно о существенных изменениях предмета Закупки, нарушивших права и законные интересы Заявителя. Соответственно Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать довод жалобы Заявителя № 2 необоснованным.

Исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по обследованию технического состояния здания гостиницы "Лайнер", инженерных систем и подводящих сетей к зданию (реестровый номер закупки: 32312179220), – удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по обследованию технического состояния здания гостиницы "Лайнер", инженерных систем и подводящих сетей к зданию (реестровый номер закупки: 32312179220), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны