Решение №072/06/44/68/2023 Заявитель в жалобе указывает, что объектом закупки является ... от 4 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/68/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

04 мая 2023 года                                                                                                                         г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «Н» на действия ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинский изделий (реестровый номер закупки 0167200003423002392),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «Н» на действия ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинский изделий.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что объектом закупки является система эндоскопической визуализации, включающей в себя видеомонитор эндоскопический, видеопроцессор, осветитель (источник света эндоскопический), аппаратная стойка, видеоколоноскоп, видеогастроскоп которые имеют самостоятельные коды видов медицинских изделий: 271710, 271720, 271850, 202390, 179940, 179420, что с учетом положений Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 исключает приобретение заказчиком таких медицинских изделий в рамках одной закупки.

Уполномоченным органом представлены письменные возражения, согласно которым заказчиком к описанию объекта закупки применена позиция КТРУ 26.60.12.119-00000374 «Система эндоскопической визуализации». По указанной позиции в справочной информации указан код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий — 271790. Согласно  номенклатурной классификации медицинских изделий, опубликованной на сайте https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr, коду вида медицинского изделия 271790 соответствует «Система эндоскопической визуализации». Система эндоскопической визуализации является отдельным медицинским изделием со своим кодом вида медицинского изделия, в состав которого могут входить различные  медицинских изделий. Уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система эндоскопической визуализации , ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинский изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 11 470 000,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково).

Информация об электронном аукционе была размещена 18.04.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423002392.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru

Как следует из пояснений уполномоченного органа и подтверждается представленными в материалы дела документами, описание объекта закупки осуществлялось заказчиком в соответствии с общими положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в примененной заказчиком позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 «Система эндоскопической визуализации» полностью отсутствовали характеристики товара в описании позиции КТРУ (пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145).

Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 № 4н.

Классификация содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети Интернет (https://roszdravnadzor.gov.ru/), номенклатурная классификация содержит:

- числовое обозначение вида медицинского изделия - шестизначный идентификационный уникальный номер записи, представленный на сайте в первом столбце таблицы (столбец «Код»);

- наименование вида медицинского изделия (столбец «Наименование»);

- описание вида медицинского изделия (столбец «Описание»).

Вид изделия обозначается шестизначным числом, следовательно, медицинские изделия, имеющие различные числовые обозначения, не могут быть предметом одного лота, при превышении начальной (максимальной) цены контракта определенной Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

В подразделе «Справочная информация» раздела «Общая информация» по позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 «Система эндоскопической визуализации» содержится следующая информация:

Следовательно, по позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 «Система эндоскопической визуализации» содержится указание на код вида медицинского изделия по номенклатурной классификации медицинский изделий: 271790 «Система эндоскопической визуализации».

Согласно описанию, приведенному в КТРУ по коду вида медицинского изделия – 271790 следует, что система эндоскопической визуализации представляет собой комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.

Комиссией Тюменского УФАС России изучена информация размещенная в составе Государственного реестра медицинских изделий на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/) по коду вида медицинского изделия – 271790 (выписка из Государственного реестра медицинских изделий полученная на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подписанная электронно-цифровой подписью, приобщена к материалам дела).

Согласно электронной выписки из указанного реестра установлен код вида медицинского изделия по номенклатурной классификации: 271790, уникальный реестровый номер записи: 61606, дата государственной регистрации медицинского изделия: 05.12.2022, регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2022/19031. В пункте 5 выписки из Государственного реестра медицинских изделий содержится информация о составе системы видеоэндоскопической визуализации в который входят: видеопроцессор, видеогастроскоп, видеоколоноскоп, стойка, тележка эндоскопическая.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает довод заявителя о том, что объект закупки сформирован заказчиком из различных медицинских изделий, каждое из которых имеет свой код вида медицинского изделия несостоятельным, ввиду того, что как было установлено выше, система эндоскопической визуализации является самостоятельным медицинским изделием со своим зарегистрированным кодом вида медицинского изделия который имеется в Государственном реестре медицинских изделий на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что заказчик не осуществлял объединение в один лот медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурой медицинских изделий, ввиду того, что система эндоскопической визуализации является самостоятельным медицинским изделием, имеющим свою область применения (в состав которого уже входят дисплей, видеопроцессор, видеогастроскоп, видеоколоноскоп, стойка, тележка эндоскопическая) и может быть приобретена как единое медицинское изделие, даже с учетом того обстоятельства, что в его состав могут входить отдельные компоненты, которые также могут являться медицинским изделием. При этом, в описании кода вида медицинского изделия 271790 указанного в примененной заказчиком позиции КТРУ содержится упоминание, что система эндоскопической визуализации как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов.

Ссылка заявителя на СанПин 3.1.3263-15 «Об утверждении СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.06.2015 № 20), является несостоятельной, поскольку указанный документ утратил силу с 01.09.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 4.

В свою очередь, наличие иного СанПина 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44) также не обосновывает неправомерность действий заказчика связанного с формированием лота, поскольку наличие соответствующих санитарных норм и правил эксплуатации помещений, зданий, сооружений при оказании медицинских услуг само по себе не свидетельствует о нарушении законодательства о контрактной системе, в частности при формировании объекта закупки.

Кроме того, в соответствии со своими полномочиями, антимонопольные органы не осуществляют контроль в части соблюдения заказчиком санитарных требований.  

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «Н» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Н» на действия ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинский изделий (реестровый номер закупки 0167200003423002392) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны