Решение №072/10/18.1-459/2022 Жалоба признана необоснованной от 21 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1–459/2022

Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2022 года

 

В полном объёме решение изготовлено 21.09.2022 года

г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

«…»

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–459/2022 по жалобе «…»(далее также - Заявитель) на действия оператора электронной торговой площадки – ООО «…» (далее также – Оператор ЭТП, ЭТП «…») при проведении конкурсным управляющим «…»(далее также – Организатор торгов) торгов в форме аукциона по продаже имущества должника, сообщение в ЕФРСБ № 9241713(далее также – Аукцион) :

в присутствии представителя Оператора ЭТП: «…»(доверенность б/н от 01.09.2022 г.);

в присутствии Заявителя: «…» (представил паспорт гражданина РФ);

в отсутствии Организатора торгов, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен;

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 30.08.2022 (вх. № 6168-ЭП/22) из Омского УФАС России поступила жалоба «…» на действия оператора электронной торговой площадки – ООО «…» при проведении конкурсным управляющим «…» торгов в форме аукциона по продаже имущества должника, сообщение в ЕФРСБ № 9241713.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, в части 17 которой закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Так, территориальные органы ФАС России рассматривают жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, операторов электронных площадок, не включенных в Перечень, при организации и проведении торгов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными лицами (в том числе при проведении торгов по реализации имущества банкротов, арестованного имущества).

При этом, жалобы подлежат рассмотрению территориальным органом ФАС России по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении обжалуемых торгов (пп.1 п.1.2. письма ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22).

Таким образом, жалобы на действия операторов электронных площадок, не включенных в Перечень, подлежат рассмотрению территориальным органом ФАС России по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении обжалуемых торгов.

Также следует отметить, что по смыслу положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон) задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуре – получению наибольшей выручки для подведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов – определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 №3.

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае, при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы, победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В этой связи, Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases.

В соответствии с частями 11, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Организатора торгов направлено письмо (исх. № ИВ/3705/22 от 01.09.2022 г.) о приостановлении соответствующего Аукциона до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Аукционе о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По результатам рассмотрения комиссией жалобы 05.09.2022 г. было принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с отсутствием полноты сведений.

Так, из доводов жалобы Заявителя следует, что:

- Оператор ЭТП не обеспечил равные возможности доступа всех лиц, участвующих в Аукционе;

- в действиях участников Аукциона присутствуют признаки сговора.

Оператор ЭТП с жалобой не согласился, пояснил, что в процессе проведения Аукциона сообщений о каких-либо сбоях и технических проблемах на электронной площадке не поступало. Алгоритмы, применяемые на ЭТП «…», соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Оператора ЭТП, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о банкротстве данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Согласно пункту 1 статьи 124 Закона о банкротстве, принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечёт за собой открытие конкурсного производства.

Так, определением Арбитражного суда Тюменской области (далее также - АС ТО) от 21.09.2021 по делу № А70-8145/2021 в отношении «…», далее также - Должник (ИНН 720205689538) введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден «…» (ИНН 722404952280). Решением АС ТО от 18.02.2022 г. по делу №А70-8145/2011 «…» был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, финансовым управляющим утвержден «…».

Определением АС ТО от 07.07.2022 г. по делу №А70-8145/2021 было утверждено Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина (далее также – Положение).

Пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7 данного Закона. При этом, продажа имущества должника, как следует из статьи 109 Закона о банкротстве, является одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, признанного банкротом и осуществляемой исключительно путём проведения торгов, что обуславливает обязательность реализации имущества только таким способом в случае принятия соответствующего решения собранием (комитетом) кредиторов либо арбитражным управляющим.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами ГК РФ, статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве, а также Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, …, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 № 495.

На основании пункта 3 статьи 139 Закона о банкротстве, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных статьей 139.

Согласно пункту 3 статьи 110 Закона о банкротстве, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве, организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия (имущества) и сообщение о результатах проведения торгов.

Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия (имущества) должны содержаться, в том числе сведения о предприятии (имуществе), его составе, характеристиках, описание предприятия (имущества), порядок ознакомления с предприятием (имуществом), сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

Материалами дела установлены следующие обстоятельства.

Так, в соответствии с п.2 Положения реализации подлежит транспортное средство: CFMOTO X6 CF625-C 2013 года выпуска (далее также – Имущество), начальная цена указанного имущества составляет 210 00 рублей 00 копеек.

Согласно п.2.3. Положения, продажа Имущества проводится на электронной торговой площадке ООО «…».

Так, Организатор торгов 20.07.2022 г. разместил на сайте ЕФРСБ извещение №9241713 о проведении продажи Имущества в форме аукциона. В указанном извещении содержатся в том числе следующие сведения об Аукционе:

прием заявок: с 21.07.2022 г. 00 часов 00 минут по 25.08.2022 г. 00 часов 00 минут;

дата проведения Аукциона: 26.08.2022 г. в 12:00;

начальная цена: 210 000 рублей 00 копеек;

место проведения: ЭТП «…», -

также в извещении указано, что заявки на участие в Аукционе подаются посредством системы электронного документооборота на сайте ЭТП «…».

Согласно Протоколу об определении участников Аукциона от 26.08.2022 №9928-ОАОФ/1 было подано и допущено до участия в Аукционе 8 заявок, в том числе и заявка «…»

Протоколом о результатах Аукциона от 26.08.2022 №9928-ОАОФ/2 зафиксировано, что «…» 26.08.2022 г. в 12 часов 13 минут 40 секунд было подано ценовое предложение в размере 210 000 рублей 00 копеек, который был признан победителем Аукциона (сообщение в ЕФРСБ №9633057 от 14.09.2022 г.), 05.09.2022 г. с ним был заключен договор купли-продажи.

В части доводов Заявителя о том, что Оператор ЭТП не обеспечил равные возможности доступа всех лиц, участвующих в Аукционе, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Требования к электронным площадкам и операторам регламентируется Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, …, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок).

Так, в соответствии сп.2.1. Раздела II Приложения №2 Порядка электронная торговая площадка должна обеспечивать:

а) возможность проведения торгов в соответствии с Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным настоящим приказом (далее - порядок проведения торгов);

б) открытый доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также функционирование электронной площадки в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ или технического сбоя в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц, препятствующих функционированию электронной площадки;

в) равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, без взимания с них платы;

г) наличие у каждого зарегистрированного на электронной площадке лица рабочего раздела («личного кабинета»), доступ к которому может иметь только указанное лицо, а также наличие административного раздела, доступ к которому может иметь только оператор электронной площадки;

д) свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, заявителям на участие в торгах, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации, в том числе согласно порядку проведения торгов;

е) доступ к размещаемой на электронной площадке информации посредством использования распространенных веб-обозревателей, в том числе: Internet Explorer 8.0 и выше, Mozilla FireFox 12.0 и выше, Google Chrome 28.0 и выше, Opera 18.0 и выше, Safari 5.0 и выше;

ж) обслуживание не менее 50000 http-запросов в час к любым веб-страницам электронной площадки. Среднее время реакции программного обеспечения от момента поступления http-запроса до момента начала отправки запрошенных данных не должно превышать 1500 мс. Время такой реакции при нагрузке, не превышающей 50000 http-запросов в час, к любым веб-страницам электронной площадки не должно превышать 7000 мс;

з) одновременное участие в работе электронной площадки не менее чем пятисот пользователей, зарегистрированных на электронной площадке, и пятисот пользователей, не зарегистрированных на электронной площадке, со временем ответа на обращение к электронной площадке не более 3000 мс. Работа на электронной площадке зарегистрированных на электронной площадке лиц должна обеспечиваться вне зависимости от числа обращений к электронной площадке не зарегистрированных на электронной площадке лиц (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц);

и) непрерывность проведения торгов, в том числе посредством использования независимо расположенных и имеющих отдельные каналы связи основного и резервного серверов, бесперебойность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения торгов (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц).

Серверы, используемые для функционирования электронной площадки, должны располагаться на территории Российской Федерации;

к) создание, обработку и хранение в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, участниками торгов, а также протоколов о результатах проведения торгов в соответствии с порядком проведения торгов. Обеспечивать хранение в электронной форме указанных документов в течение десяти лет с даты подписания протокола о результатах проведения торгов;

л) возможность представления электронных документов и применения средств усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с порядком проведения торгов, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";

м) возможность автоматической выгрузки информации в ЕФРСБ;

н) автоматическое уведомление о плановых сроках проведения профилактических работ на электронной площадке, во время которых электронная площадка не функционирует, всех зарегистрированных на электронной площадке лиц путем направления им сообщения по электронной почте в срок не позднее чем за сорок дней до даты начала проведения таких работ. Информация о плановых профилактических работах, во время проведения которых электронная площадка не функционирует, должна быть размещена на электронной площадке не позднее чем за сорок дней до даты начала проведения таких работ. При этом период проведение профилактических работ не должен совпадать со временем проведения торгов.

В соответствии с п. 4.2. Регламента ЭТП, размещенного на сайте ЭТП «…» доступ к электронной площадке через сеть «Интернет» является открытым. Доступ к информации, размещаемой на электронной площадке, может быть осуществлен, посредством использования распространенных веб-обозревателей, в том числе: Internet Explorer 8.0 и выше, Mozilla FireFox 12.0 и выше, Google Chrome 28.0 и выше, Opera 18.0 и выше, Safari 5.0 и выше, а также иного программного обеспечения. Для выполнения части операций, связанных с формированием электронных документов, требуется дополнительная настройка рабочего места лица, зарегистрированного на электронной площадке, описанная в руководстве пользователя.

Согласно п.8.3. Регламента ЭТП, для участия в торгах заявитель с помощью программного обеспечения электронной площадки представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

В соответствии с п.2.2. Руководства по установке и настройке средств электронной подписи, размещенной Оператором ЭТП на сайте ЭТП «…», площадкой ЭТП предусмотрена возможность использования для создания электронной подписи на ЭТП «…» следующих браузеров:

- Google Chrome;

- Mozilla Firefox;

- Яндекс.Браузер;

- Microsoft Edge (на базе Chromium);

- Internet Explorer;

- Apple Safari;

- Opera.

Следовательно, основным требованием для участия в Аукционе посредством ЭТП «…» является применение браузеров, перечисленных в Регламенте ЭТП и Руководства по установке и настройке средств электронной подписи.

Как следует из пояснений Заявителя, участие в Аукционе производилась с помощью моноблока Dell Inspirition 22 model 3264 Siries, процессор Intel(R) Core TM i3-7100UCPU@2.40 GHz, оперативная память 8,00 Гб, тип системы 64-разрядная лицензионная операционная система Windows 10 pro, браузер Google Chrome версия 105; системы, блокирующие спам и рекламу не установлены.

Таким образом, технические характеристики устройства, с которого осуществлялось участие в Аукционе, соответствовали техническим требованиям к устройствам, зафиксированным в Регламенте ЭТП и Руководстве по установке и настройке средств электронной подписи.

Вместе с тем, в соответствии с п.10.2 Регламента ЭТП в случае, если при проведении торгов используется открытая форма представления предложений о цене, программным обеспечением электронной площадки обеспечивается автоматическое проведение торгов путем повышения начальной цены продажи на величину, равную «шага аукциона». 

Кроме того, согласно п.7 Руководства участника торгов, размещенного Оператором ЭТП на сайте ЭТП «…» для того, чтобы подать предложение необходимо нажать кнопку «Подать ценовое предложение», после этого таблица с ходом торгов обновится и в ней появится запись о поданном ценовом предложении. Следовательно, для завершения процедуры подачи ценового предложения необходимо было нажать на кнопку «Подать ценовое предложение» и только после нажатия на данную кнопку процедура подачи ценового предложения завершится.

Из представленных Оператором ЭТП пояснений следует, что в момент проведения Аукциона (26.08.2022 г. в 12:00) кнопка «Подать ценовое предложение» функционировала в том числе и на устройстве с которого принимал участие в Аукционе Заявитель. Факт, функционирования кнопки «Подать ценовое предложение» подтверждается аудиозаписью телефонных переговоров между Заявителем и Оператором ЭТП, а также логами - специальными текстовыми файлами, в которых в хронологическом порядке фиксируется информация обо всех действиях программы или пользователей.

Так, согласно логам Заявителя, «…»были совершены следующие действия:

26.08.2022 г. в 09:51:51 – залогинился;

26.08.2022 г. в 09:51:52 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 10:02:17 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 10:17:04 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 10:53:03 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 11:02:17 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 11:02:22 – перешел на страницу хода торгов;

26.08.2022 г. в 11:44:57 – перешел на страницу хода торгов;

26.08.2022 г. в 12:00:09 - запрос на сообщение для подписи, необходимое для подачи предложения;

26.08.2022 г. в 12:10:40 – перешел на страницу хода торгов;

26.08.2022 г. в 11:11:20 – перешел на страницу хода торгов;

26.08.2022 г. в 12:13:26 - запрос на сообщение для подписи, необходимое для подачи предложения;

26.08.2022 г. в 12:44:41 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 12:44:55 – перешел на страницу хода торгов;

26.08.2022 г. в 12:45:29 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 12:46:16 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 12:48:23 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ;

26.08.2022 г. в 13:24:31 – закрыл страницу, -

следовательно, Заявителем не была доведена до конца процедура подачи предложения о цене, что в том числе подтверждается логами победителя Аукциона.

Так, согласно логам победителя Аукциона – «…», данным участником были совершены следующие действия.

26.08.2022 г. в 11:50:12 – залогинился;

26.08.2022 г. в 11:50:12 – перешел на страницу торгов 9928-ОАОФ (3 записи, потому что отдельно загружаются лоты и отдельно – приложения);

26.08.2022 г. в 12:12:22 – перешел на страницу хода торговой сессии;

26.08.2022 г. в 12:13:36 – запрос на сообщение для подписи, необходимое для подачи предложения;

26.08.2022 г. в 12:13:40 – подача предложения.

Следовательно, кнопка «Подать ценовое предложение» функционировала и Оператором ЭТП была предоставлена возможность всем участникам Аукциона подать ценовое предложение. Отсюда следует, что Заявителем не была доведена до конца процедура подачи предложения о цене.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав пояснения Оператора ЭТП и Заявителя, приходит к выводу о том, что довод Заявителя о необеспечении Оператором ЭТП равных возможностей доступа всех лиц в Аукционе является необоснованным.

В части довода Заявителя о наличии в действиях участников Аукциона признаков сговора, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Так, из жалобы «…» следовало, что к нему обратились потенциальные участники Аукциона с предложением добавить Заявителя в закрытый чат с целью не поднимать цену, на продаваемое имущество, а также договориться о минимальной цене и оплатить остальным участникам Аукциона отступные.

Вместе с тем, Заявителем не были предоставлены доказательства, подтверждающие факт наличия сговора участников Аукциона. Следовательно, у Тюменского УФАС России отсутствуют основания для оценки факта наличия сговора между участниками Аукциона.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Заявителем действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения требований действующего законодательства РФ по проведению данных Торгов, соответственно, жалоба «….» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу «…» на действия оператора электронной торговой площадки – ООО «…» при проведении конкурсным управляющим «…» торгов в форме аукциона по продаже имущества должника, сообщение в ЕФРСБ № 9241713, необоснованной.

«…»

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны