Решение №Р18/56-28 реклама с нарушением требований ч. 7 ст. 5 Федерального зако... от 26 февраля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ № Р18/56-28

27.02.2019 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-заместитель руководителя управления – начальник отдела КСЗ;

Члены Комиссии:

<…>

<…>

-главный специалист-эксперт отдела КСЗ,

- специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р18/56-28 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы следующего содержания: «СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТА НЕЗАВИСИМО ОТ ДОХОДА НЕЗАВИСИМО ОТ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ ПЕРЕКРЕДИТОВАНИЕ ПОД МЕНЬШИЙ % От 10% или: 200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м. ЗВОНИТЕ: 638-270. Консультация бесплатно. Данное объявление носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «Кредитный центр» не является банком или кредитной организацией и оказывает только консультационные услуги. Подробности по телефону. *Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр». Расчет не отображает платежи по кредиту. РЕКЛАМА. 7032» в периодическом печатном издании «Антенна-Телесемь» выпуск № 39 Тюмень за октябрь 2018г. на стр. 49,

- в присутствии представителя ООО «Форвард медиа центр» (юридический адрес: 153025, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Гагарина, д. 19, офис 1007, почтовый и фактический адрес: 625035, г. Тюмень, ул. Республики, д. 160, офис 602, ИНН 3702117132, ОГРН 1153702018799) – Калининой К.А. (доверенность от 09.01.2019 г.) - представителем предъявлен паспорт,

- в отсутствии представителя ООО «Кредитный центр» (625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 207, офис 216, ИНН 7203427249, ОГРН 1177232023935), уведомленного надлежащим образом (почтовое уведомление № 80082131389953),

УСТАНОВИЛА:

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе 16.11.2018 г. был выявлен факт распространения рекламы в периодическом печатном издании «Антенна-Телесемь» выпуск № 39 Тюмень за октябрь 2018г. на стр. 49 следующего содержания:

- «СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТА НЕЗАВИСИМО ОТ ДОХОДА НЕЗАВИСИМО ОТ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ ПЕРЕКРЕДИТОВАНИЕ ПОД МЕНЬШИЙ % От 10% или: 200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м. ЗВОНИТЕ: 638-270 Консультация бесплатно» (вышеуказанная часть рекламы выполнена крупным шрифтом).

- «Данное объявление носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «Кредитный центр» не является банком или кредитной организацией и оказывает только консультационные услуги. Подробности по телефону. *Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр». Расчет не отображает платежи по кредиту. РЕКЛАМА. 7032» (следующая часть рекламы выполнена мелким трудночитаемым шрифтом).

Определением от 12.12.2018 г. возбуждено дело № Р18/56-28 по признакам нарушения требований частей 1, 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии, состоявшемся 27.02.2019 г. отсутствовали представители ООО «Кредитный центр», в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства. В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508), рассмотрение дела в отсутствии сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. Как следует из материалов дела, ООО «Кредитный центр» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление № 80082131389953). Корреспонденция, направленная Тюменским УФАС России в адрес ООО «Кредитный центр», возвращалась отправителю с пометкой «за истечением срока хранения».

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получении направленных материалов или не явившихся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения ООО «Кредитный центр» является адрес: 625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 207, офис 216.

Копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, направленные Тюменским УФАС России по адресу места нахождения ООО «Кредитный центр», вернулись обратно в связи с истечением срока хранения, следовательно, считается, что адресат надлежащим образом уведомлен.

Таким образом, дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.

Из письменных пояснений ООО «Форвард медиа центр» следует, что Общество не согласно с наличием нарушения законодательства о рекламе, поскольку считает, что рекламируемая услуга не является финансовой, так как рекламодатель не занимается деятельностью по выдаче займов и кредитов, а лишь оказывает сопутствующие услуги по поиску финансовых организаций, готовых сотрудничать с клиентом.

Комиссия, заслушав представителя лица, участвующего в деле и исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2013 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Учитывая изложенное, комиссия пришла к следующим выводам.

Из текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают консультационные услуги, а не услуги кредитования. Следовательно, требования части 1 и части 3 статьи 28 Закон о рекламе на рассматриваемую рекламу не распространяются.

Вместе с тем, рассматриваемая реклама ООО «Кредитный центр» направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемыми услугами – помощью в получении кредита.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о предоставляемых услугах либо написанию ее мелким шрифтом не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Из указанной в рекламе информации: «ЗВОНИТЕ: 638-270 Консультация бесплатно» и «*Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр»» невозможно сделать однозначный вывод о стоимости предоставляемых консультационных услуг, поскольку носит противоречивый характер.

Кроме того, информация: «от 10 % или: 200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м.» производит впечатление о том, что речь идет о процентной ставке кредита, его возможной сумме и ежемесячном платеже по кредиту, а не стоимости оказываемых услуг.

Изображение информации в таком виде вводит потребителя в заблуждение относительно объекта рекламирования, его стоимости и условий его получения.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней указаны противоречивые сведения, что способно ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно рекламируемого объекта.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Как установлено материалами дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Кредитный центр» (625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 207, офис 216, ИНН 7203427249, ОГРН 1177232023935).

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, представителем ООО "Форвард медиа центр» представлены документальные доказательства о прекращении распространения данной рекламы. Рассматриваемая рекламная информация распространялась в период с 26.09.2018 г. по 07.10.2018 г.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, следующего содержания: «СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТА НЕЗАВИСИМО ОТ ДОХОДА НЕЗАВИСИМО ОТ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ ПЕРЕКРЕДИТОВАНИЕ ПОД МЕНЬШИЙ % От 10% или: 200 000 – от 2 500р./м. 400 000 – 5 000 р./м. 600 000 – от 7 500 р./м. 1 000 000 – от 10 000 р./м. ЗВОНИТЕ: 638-270 Консультация бесплатно Данное объявление носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «Кредитный центр» не является банком или кредитной организацией и оказывает только консультационные услуги. Подробности по телефону. *Приведен расчет стоимости консультационных услуг ООО «Кредитный центр». Расчет не отображает платежи по кредиту. РЕКЛАМА. 7032» в периодическом печатном издании «Антенна-Телесемь» выпуск № 39 Тюмень за октябрь 2018г. на стр. 49, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны