Решение №072/06/44/115/2024 Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению... от 28 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 072/06/44/115/2024

28 июня 2024 года                                                                                                                      г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), жалобу ООО «Д» на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по передаче на условиях простой (неисключительной) лицензии права использования программного обеспечения «Платформа nanoCAD» (реестровый номер закупки 0167200003424004283),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «Д» на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по передаче на условиях простой (неисключительной) лицензии права использования программного обеспечения «Платформа nanoCAD».

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО «Д» ввиду отсутствия указания в составе заявки порядкового номера реестровой записи в реестре российского программного обеспечения поскольку в составе заявки была приложена декларация о нахождении в едином реестре российских программ для ЭВМ и БДПО содержащей номер реестровой записи № 8814, что доказывает российское происхождение и основного модуля и дополнительного модуля СПДС.

Уполномоченным органом и заказчиком представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просит признать жалобу заявителя необоснованной. Представителем заказчика в заседании Комиссии Тюменского УФАС России устно озвучены пояснения по делу.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми.

Частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.

Извещением об осуществлении закупки предусмотрен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Описанием объекта закупки предусмотрено шесть позиций закупаемого товара (по одной единице каждая позиция) который отнесен к коду ОКПД2: 58.29.50.000 «Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение».

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 допускает только 2 (два) исключения из приведенного общего правила, при которых закупка иностранного программного обеспечения допускается:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который ведется Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что случай установления запрета в соответствии с подпунктом «а» пункта 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 касается закупок, в результате которых возникают контрактные обязательства по поставке непосредственно программного обеспечения. В настоящем случае результат закупки – поставка компьютеров персональных настольных (моноблоков).

Подпунктом «б» пункта 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств в том числе, поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Подпунктом «а» пункта 7 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 Министерству связи и массовых коммуникаций РФ поручено в 2-месячный срок утвердить: классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - классификатор), содержащий указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым определяется соответствие программного обеспечения классу программного обеспечения, по каждому классу программного обеспечения, предусмотренному классификатором, а также указание на соответствие классов программного обеспечения кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности; правила применения классификатора.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по передаче на условиях простой (неисключительной) лицензии права использования программного обеспечения «Платформа nanoCAD», с начальной (максимальной) ценой контракта 336 273,00 рублей, в интересах заказчика ГБУ ТО «Научно-производственный центр «Тюменьгеомониторинг».

Информация об электронном аукционе была размещена 07.06.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424004283

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru

Согласно техническому заданию заказчиком сформировано описание объекта закупки:

Наименование программ

Количество (шт.)

Тип лицензии (срок действия)

Право на использование программы для ЭВМ «Платформа nanoCAD» 24 (основной модуль)* - обновление лицензии «Платформа nanoCAD» 22 (основной модуль) локальная, с обязательной подпиской на обновление на 1 год

1

Постоянная (бессрочная) сетевая

Право на использование программы для ЭВМ «Платформа nanoCAD» 24 (доп. модуль СПДС)* обновление лицензии «Платформа nanoCAD» 22 (доп. модуль СПДС) локальная, с обязательной подпиской на обновление на 1 год

1

Постоянная (бессрочная) сетевая

Право на использование программы для ЭВМ «Платформа nanoCAD» 24 (основной модуль)* - обновление лицензии «Платформа nanoCAD» 22 (основной модуль), с обязательной подпиской на обновление на 1 год

1

Постоянная (бессрочная) сетевая

Право на использование программы для ЭВМ «Платформа nanoCAD» 24 (доп. модуль СПДС)* обновление лицензии «Платформа nanoCAD» 22 (доп. модуль СПДС), с обязательной подпиской на обновление на 1 год

1

Постоянная (бессрочная) сетевая

Право на использование программы для ЭВМ «Платформа nanoCAD» (основной модуль)* update subscription на 1 год (обязательная подписка на обновление)

1

1 год

Право на использование программы для ЭВМ «Платформа nanoCAD» (доп. модуль СПДС)* update subscription на 1 год (обязательная подписка на обновление)

1

1 год

Лицензии в объеме и с характеристиками из п. 6 настоящего описания объекта закупки предоставляются по месту нахождения заказчика: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Малыгина, д. 59, оф. 905, на электронную почту заказчика tgm@obl72.ru.

Заказчик самостоятельно инсталлирует обновление программного обеспечения на своем компьютерном оборудовании.

Срок оказания информационной помощи по телефону или e-mail – tgm@obl72.ru, 12 (двенадцать) месяцев с момента подписания документа о приёмке.

Информационная помощь по телефону при установке и использовании ПО оказывается в рабочее время с понедельника по пятницу, кроме выходных дней и государственных праздников.

Информационная помощь при установке программного обеспечения включает в себя ответы на вопросы и получение инструкций относительно самого процесса установки.

В пункте 1 раздела 6 технического задания установлено требование: платформа nanoCAD 24 (основной модуль) с обязательной подпиской на обновление на 1 год.

В пункте 1 раздела 6 технического задания установлено требование: платформа nanoCAD 24 (дополнительный модуль СПДС) с обязательной подпиской на обновление на 1 год.

Во исполнение требование подпункта «а» пункта 7 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 принят приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Таким образом, классы программного обеспечения определены в приказе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Кроме того, во исполнение требование подпункта «а» пункта 7 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 принят приказ Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 «Об утверждении правил применения классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Пунктом 3 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 предусмотрено, что информация из Классификатора предназначена для обеспечения формирования Реестра, осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 предусмотрено, что использование кода, не внесенного в Классификатор, не допускается.

Пунктом 5 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.12.2015 № 622 предусмотрено, что в классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 4 цифровых знаков, и его структура представляется в следующем виде: ХХ – название раздела; ХХ.ХХ – название класса. Для обеспечения соответствия кодовых обозначений классификатора между вторым и третьим знаками кода ставится точка.

Заказчиком к описанию объекта закупки применен код ОКПД2: 58.29.50.000 «Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение».

Закупаемое заказчиком программное обеспечение в соответствии с таблицей приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2020 № 486 может относиться к следующим разделам или классам программ для ЭВМ и баз данных (столбец № 4): «Средства автоматизированного проектирования (CAD)», «Средства информационного моделирования зданий и сооружений, архитектурно-строительного проектирования (BIM, AEC CAD)», «Информационные системы для решения специфических отраслевых задач» с кодами 08.03, 08.09, 12.20:

Классификатор

Описание класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение) раздела или класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности

Раздел

Класс

Промышленное программное обеспечение

 

 

 

08

62

58.29.2

58.29.3

58.29.32

58.29.4

62.01.2

62.01.29

 

Средства автоматизированного проектирования (CAD)

Программное обеспечение, которое должно предоставлять возможность автоматизированного проектирования, которое должно позволять создавать конструкторскую и технологическую документацию

08.03

62

58.29.2

58.29.3

58.29.32

58.29.4

62.01.2

62.01.29

 

Средства информационного моделирования зданий и сооружений, архитектурно-строительного проектирования (BIM, AEC CAD)

Программное обеспечение, которое должно быть предназначено для проектирования и расчета строительных конструкций зданий и сооружений, электротехнического проектирования, проектирования технологических трубопроводов и установок, проектирования внутреннего водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, проектирования генплана, инженерных сетей и объектов инфраструктуры, проектирования мостов, автомобильных и железных дорог, магистральных продуктопроводов, кадастрового учета строительных объектов, проектирования организации строительства, производства работ, планирования и сметных расчетов, управления проектными данными, справочники нормативно-технической документации и базы оборудования, изделий и материалов

08.09

62

58.29.2

58.29.3

58.29.32

58.29.4

62.01.2

62.01.29

 

Информационные системы для решения специфических отраслевых задач

Программные системы, предназначенные для специализированного информационного обеспечения в различных отраслях экономической деятельности

12.20

62

63.11

58.29.2

58.29.3

58.29.32

58.29.4

62.01.2

62.01.29

Пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 0167200003424004283 от 21.06.2024 заявка ООО «Д» (идентификационный номер 820988) отклонена по следующему основанию: «пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе «непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона 44-ФЗ» пункт 5 части 12 статьи 48 Федерального закона № 44-ФЗ – непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям пункта 4 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению (приложение № 4 к извещению), Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятого в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Отсутствует указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядкового номера реестровой записи в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения на программное обеспечение «Платформа nanoCAD» 24 (доп. модуль СПДС)».

Комиссией Тюменского УФАС России проведен мониторинг официального сайта https://reestr.digital.gov.ru/ содержащего записи о программном обеспечении, включенном в реестр российского программного обеспечения, согласно которому, по классу программного обеспечения с кодами 08.03, 08.09, в реестре имеются соответствующие номера реестровых записей 380, 8814:

Таким образом, объект закупки попадает под определение программного обеспечения предусмотренное пунктом 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (исх.№ 3769-Д/24 от 25.06.2024) на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ЮВ/4463/24 от 25.06.2024) представлены в электронном виде все заявки участников, поступившие на участие в закупке, которые приобщены к материалам дела.

По результатам изучения Комиссией Тюменского УФАС России содержания заявок участников закупки установлено, что на участие в закупке поступило две заявки:

1) ООО «Д» (идентификационный номер 801901) которая содержала декларацию о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для ЭВМ следующие реестровые номера: 8814, 380.

2) ООО «Д» (идентификационный номер 820988) которая содержала декларацию о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для ЭВМ реестровый номер: 8814.

В ходе изучения реестровой записи 8814 установлено наименование программного обеспечения : «платформа nanoCAD».

В ходе изучения Комиссией Тюменского УФАС России содержания реестровой записи 380 на официальном сайте https://reestr.digital.gov.ru/ установлено, что наименованием программного обеспечения значится: «nanoCAD СПДС». При этом, в строке «функциональные характеристики программного обеспечения» отмечено, что «Модуль СПДС может использоваться совместно с вертикальными решениями на платформе nanoCAD».

Для дополнительного модуля СПДС в реестре российского программного обеспечения существует самостоятельная реестровая запись в реестре российского программного обеспечения 380, в свою очередь, реестровая запись 8814 (на которую ссылается податель жалобы) наличие именно дополнительного модуля СПДС не предусматривает, поскольку предусматривает только программное обеспечение «Платформа nanoCAD» (основной модуль).

Кроме того, в целях объективного рассмотрения жалобы заявителя Тюменским УФАС России направлен запрос информации (исх.№ ЮВ/4505/24 от 26.06.2024) в адрес правообладателя ООО «Нанософт разработка» в котором поставлен  вопрос следующего содержания: «предусмотрен либо не предусмотрен в программном обеспечении с реестровым номером 8814 как основной, так и дополнительный модуль СПДС»?

На указанный запрос информации ООО «Нанософт разработка» направлено письмо с исх.№ 1717 от 27.06.2024) из которого следует, что «программное обеспечение «Платформа nanoCAD» (основной модуль) предусматривает возможность подключения дополнительного модуля СПДС».

Таким образом, правообладатель ООО «Нанософт разработка» не подтвердил наличие в программном обеспечении «Платформа nanoCAD» (основной модуль) с реестровым номером 8814 также и дополнительного модуля СПДС, а только указал на возможность подключения дополнительного модуля СПДС, что не есть одно и тоже.

Изложенное указывает на то, что участник закупки № 820988 (ООО «Де») в составе заявки представил реестровую запись только на программное обеспечение «Платформа nanoCAD» (основной модуль), а на дополнительный модуль СПДС (который также являлся объектом закупки) соответствующая реестровая запись не представлена.

В свою очередь, как было указано выше участник закупки ООО «Д» представил в составе заявки информацию на две необходимые реестровые записи из реестра российского программного обеспечения (то есть, «Платформа nanoCAD» (основной модуль) и дополнительный модуль СПДС) и как следствие, правомерно признан комиссией по осуществлению закупок победителем закупки.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе и полагает необходимым признать жалобу ООО «Д» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Д» необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны