Решение №072/06/44/75/2022 Первый довод. Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком н... от 2 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/75/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

02 июня 2022 года                                                                                                                   г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «М» на действия заказчика Администрация Нижнетавдинского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт теплотрассы протяженностью 340 м в с. Мияссы, Нижнетавдинского района Тюменской области (реестровый номер закупки 0167300017522000012),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 30.05.2022 поступила жалоба ООО «М» на действия заказчика Администрация Нижнетавдинского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт теплотрассы протяженностью 340 м в с. Мияссы, Нижнетавдинского района Тюменской области.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Первый довод. Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Второй довод. Поскольку объектом закупки является выполнение работ по ремонту зданий, в этой связи, заказчик не вправе требовать от участника закупки представления в составе заявки характеристик предлагаемого товара, соответствующего значениям установленным в описании объекта закупки.

Заказчиком представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя обоснованной частично.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Администрация Нижнетавдинского муниципального района являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на ремонт теплотрассы протяженностью 340 м в с. Мияссы, Нижнетавдинского района Тюменской области, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 005 389,06 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 20.05.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300017522000012.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Пунктом 11 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ» предусмотрено, что для выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, участнику закупки необходимо иметь наличие опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции, участник закупки представляет следующие документы:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции, участнику закупки надлежит представить:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции, участнику закупки надлежит представить:

1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Извещением о закупке не установлено дополнительное требование к участникам закупки, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Из представленных в материалы дела письменных пояснений заказчика следует, что при формировании извещения о закупке была допущена техническая ошибка, которая заключалась в неправильном выборе требований предъявляемых к участникам закупки. В заседании Комиссии представитель заказчика подтвердила, что по объекту надлежит выполнить именно капитальный ремонт, следовательно, извещение не содержит обязательное дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 11 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Пунктом 10.1 части 1 статьи 1 градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Учитывая, что сметной документацией (пункт 9 технического задания) предусмотрены работы, которые по своему характеру относятся к капитальному ремонту, что подтвердил в заседании Комиссии представитель заказчика, при этом, начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, а следовательно, для их выполнения участнику закупки необходимо подтвердить свое соответствие предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 к участникам закупки дополнительным требованиям, для выполнения работ предусмотренных описанием объекта закупки.

Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, равно как не установлены документы представляемые в составе заявки на участие в закупке, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, что нарушает требования частей 2, 3 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, заявка должна содержать:

1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;

2) информация, предусмотренная подпунктами «а» и «г» пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Подпунктом «а» пункта 3 Приложения № 4 к извещению об осуществлении закупки (требования к содержанию, составу заявки) предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупи с характеристиками товара, соответствующими показателям, установленным в Приложении 1 электронного документа «Техническое задание (описание объекта закупки)», и товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)» заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее:

1) объектом закупки является выполнение ремонта теплотрассы, а следовательно, материалы используются в ходе выполнения ремонта;

2) участник закупки в соответствии с объектом закупки не поставляет товар, а выполняет ремонт, в ходе которого будут использоваться товары указанные в описании объекта закупки, следовательно, достаточным является выражение участником закупки согласия на выполнение ремонтных работ с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки;

3) подпунктом «а» пункта 3 Приложения № 4 к извещению об осуществлении закупки прямо предусматривается включение характеристик предлагаемого участником закупки товара в состав заявки.

Таким образом, подпунктом «а» пункта 3 Приложения № 4 к извещению об осуществлении закупки предусмотрено излишнее требование к участнику закупки о представлении в составе заявки характеристик используемого товара, которое нарушает требования пункта 1 части 2, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «М» обоснованной.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая существенный характер допущенного заказчиком нарушения Закона о контрактной системе, в этой связи, комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесении изменений в извещение об осуществлении закупки с учетом позиции изложенной в настоящем решении по делу, продлении срока подачи заявок и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

В дальнейшем, заказчику надлежит учесть позицию, изложенную в настоящем решении Тюменского УФАС России относительно требований предъявляемых к участникам закупки и документов подтверждающих соответствие участников требованиям законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «М» на действия заказчика Администрация Нижнетавдинского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт теплотрассы протяженностью 340 м в с. Мияссы, Нижнетавдинского района Тюменской области (реестровый номер закупки 0167300017522000012) обоснованной.

2. Признать заказчика в лице Администрации Нижнетавдинского муниципального района нарушившим часть 2, часть 3 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2, часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны