Решение №072/07/18.1–95/2021 Признать жалобу необоснованной. от 11 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–95/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 11.06.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д.               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Бас В.А.                      -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–95/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная фирма «Север-Охрана» (далее также – Заявитель, Общество) на действия муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 112 г. Тюмени (далее также – Заказчик, Учреждение) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110287459), далее также – Закупка, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 28.05.2021 г. в 11:28 поступила жалоба (вх. № 5294) ООО «ЧОФ «Север-Охрана» на действия МАДОУ Детский сад № 112 г. Тюмени при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110287459).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по электронному адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что закупочная документация, сформированная Заказчиком содержит требования необоснованно ограничивающие круг вероятно возможных участников Закупки, а именно в пп. 7 п. 7 Приложения № 2 к закупочной документации (Техническое задание) указаны требования к исполнителю по договору, где определено, что охранник допускается к работе при условии предоставления документа, подтверждающего наличие профилактических прививок в соответствии с национальным календарём профилактических прививок и календарём профилактических прививок по эпидемическим показателям.

Представитель Заказчика с доводами, заявленными Обществом в жалобе не согласился и пояснил, что требование Заказчика, установленное в пп. 8 п. 7 Приложения № 2 к закупочной документации, на которое указывает Заявитель жалобы, соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2  Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета МАДОУ д/с № 112 г. Тюмени от 31.03.2021 г. № 6 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МАДОУ Детский сад № 112 г. Тюмени (далее – Положение, Положение о закупке), которое 01.04.2021 г. (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 28.05.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110287459) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – акционерного общества «ОТС» по электронному адресу: https://otc.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений № ЗП-09 (далее – Извещение) и документация запроса предложений № ЗП-09 на оказание услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 07.06.2021 г. в 08:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 549 552,00 руб.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения запроса предложений регламентирован п. 22 Положения о закупке Заказчика.

В соответствии с п. 22.1 Положения, под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пп. 1 п. 22.6 Положения и по смыслу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о проведении запроса предложений должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Так, п. 4 Извещения закреплено, что наименование и объём оказываемых услуг, определён в Приложении № 2 к Документации (далее также – Техническое задание, ТЗ), где п. 7 Технического задания, Заказчиком установлены требования к сотрудникам охраны, в том числе пп. 8 графы: «Особые условия допуска к работе (наличие на Объекте в копии)» п. 7 ТЗ, регламентирует необходимость наличия у сотрудника охраны документа, подтверждающего наличие профилактических прививок в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика дополнительно пояснил, что Учреждение является образовательной организацией, одним и основных приоритетов которой является охрана жизни и здоровья обучающихся (детей дошкольного возраста), ввиду этого все сотрудники детского сада должны иметь документ, определённый в пп. 8 п. 7 Технического задания. При этом, указанное требование не влияет на возможность участия в обжалуемой Заявителем закупочной процедуре, так как фактически предъявляется на стадии его исполнения.

 

Учитывая изложенное, исследовав представленную сторонами совокупность документов и сведений, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Абзацем 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрена обязанность работодателя по отстранению от работы в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно письму Роспотребнадзора (письмо от 12.01.2021 г. № 02/276-2021-23) профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ), отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее – Перечень), утверждён постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825.

Так, п. 12 Перечня определено, что к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требующих обязательного проведения профанических прививок относятся работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, по смыслу вышеприведённых норм, деятельность, осуществляемая Заказчиком подпадает под действие п. 12 Перечня, соответственно, в силу п. 2 ст. 5 Закона № 157, сотрудники Заказчика обязаны иметь профилактические прививки, в ином случае, сотрудники их не имеющие будут отстранены от работ, следовательно, требование, установленное Заказчиком в пп. 8 п. 7 Технического задания Документации является законодательно обоснованным.

Вместе с тем, Заявителем в материалы настоящего дела не предоставлено каких-либо документов, сведений и материалов, объективно указывающих на факт невозможности получения документа, подтверждающего наличие профилактических прививок в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

При этом, Заявителем также не доказана степень влияния факта наличия требования, установленного Заказчиком в пп. 8 п. 7 Технического задания, на возможность конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов в рамках данной Закупки, а также не подтверждён факт нарушения прав и законных интересов как Общества, так и вероятно возможных участников рассматриваемой закупочной процедуры.

Также, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что указанное требование (пп. 8 п. 7 Технического задания) предъявляется к исполнителю договора, соответственно документ, требуемый Заказчиком в данном пункте предоставляется лицом, признанным победителем Закупки на стадии его исполнения, соответственно на стадии формирования и подачи заявки на участие в Закупке отсутствует необходимость его предоставления, что дополнительно свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

 

Учитывая совокупность вышеизложенного, проанализировав предоставленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц  (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Заказчиком в документации особых требований к товару (услуге), которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики его деятельности, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар (услугу), обосновав необходимость именно в этом товаре (услуге).

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с Законом о закупках, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г.

Таким образом, требования Заказчика к необходимости предоставления исполнителем по договору на лиц, осуществляющих охрану объекта документа, подтверждающего наличие профилактических прививок в соответствии с национальным календарём профилактических прививок и календарём профилактических прививок по эпидемическим показателям (пп. 8 п. 7 Технического задания Документации) является законодательно обоснованным спецификой деятельности, осуществляемой Учреждением.

На основании изложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования, не является нарушением Закона о закупках и не может рассматриваться Управлением как фактор, ограничивающий конкуренцию, учитывая законодательную аргументированность данного требования Заказчика, следовательно, рассмотренный довод жалобы не находит своего объективного подтверждения.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «ЧОФ «Север-Охрана» на действия МАДОУ Детский сад № 112 г. Тюмени при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110287459) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная фирма «Север-Охрана» на действия муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 112 г. Тюмени при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110287459) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

В.А. Бас

 

     

                                   

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны