Решение №72/07/18.1–07/2020 Признать жалобу ООО «Эколайф» на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Мед... от 6 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                  тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–07/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2020 года                                

В полном объеме решение изготовлено 06.02.2020 года                                                  г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>             -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

 

Члены комиссии:

 

<...>             -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

 

<...>               -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–07/2020 по жалобе ООО «Эколайф» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» (далее также – Заказчик, ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город») при проведении аукциона в электронной форме на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ) извещение № 31908731417 (далее также – Закупка, Аукцион), в присутствии

         представителя Заявителя:

         <...>

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>.

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 27.01.2020 (вх. № 622) поступила жалоба ООО «Эколайф» на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город при проведении аукциона в электронной форме на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ) извещение № 31908748792.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что при описании объекта Закупки по позиции № 1 включена характеристика, которая влечёт за собой невозможность поставки товара, отвечающего требованиям Заказчика, а именно спецификация не соответствует объекту Закупки – дезинфицирующему средству «Сайдекс ОПА» в части времени отмыва от дезинфицирующего средства в 2 мин – так как согласно инструкции по применению данного дезинфицирующего средства отмыв производится только в ручном режиме и составляет не менее 4 минут, в то время как Заказчику требуется средство для работы механизированным способом в автоматической системе, что необоснованно ограничивает количество участников Закупки.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и пояснили, что извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ) сформированы в строгом соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчика, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими закупку дезинфицирующих средств для медицинского оборудования, и технической документации на данное оборудование, исходя из своей потребности в приобретении товара с характеристиками, указанными в спецификации. 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с п. 15.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город», утвержденного протоколом заседания наблюдательного совета 21.12.2018 г. № 31, (далее также – Положение о закупке, Положение) под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину. 

Заявки подаётся оператору электронной торговой площадки в форме электронного документа в срок и по форме, установленные аукционной документацией, в соответствии с регламентом электронной площадки (п. 15.6 Положения).

Как установлено материалами дела, 27.12.2019 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ Заказчиком было размещено извещение о проведении Аукциона (извещение № 31908731417), а также Документация о проведении аукциона в электронной форме № А-49/20 на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ), далее - Документация.

Предмет Аукциона: поставка моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ).

Дата и время окончания подачи заявок: 28.01.2020 г. в 08:00 (МСК+2).

Дата подведения итогов: 30.01.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 11 942 220, 00 рублей.

 

Материалами дела установлено, что Заказчик обладает следующим оборудованием:

- аппаратом для автоматической обработки эндоскопов ENDOCLENS-NSX производства «a Johnson & Johnson company» (США);

- гастроинтестинальным видеоскопом OLYMPUS GIF-N180, OLYMPUS GIF-Q180 и колоновидеоскопом EVIS EXERA II OLYMPUS CF-Q180AL/I, OLYMPUS PCF-Q180AL/I производства «OLYMPUS» (Япония);

- репроцессором эндоскопов OER-AW (Япония).

Согласно гл. 1 руководства по пользованию (код 91025) ENDOCLENS-NSX аппаратом для автоматической обработки эндоскопов (далее – Руководство 91025) – аппарат предназначен для автоматической мойки и дезинфекции высокого уровня, гибких погружных эндоскопов. Дезинфекция высокого уровня требует, что бы AER ENDOCLENS-NSX использовалась с дезинфицирующим раствором CIDEX OPA, произведенным ASP. Так же, гл. 2 Руководства 91025 подтверждается, что производителем одобрено дезинфицирующее средство CIDEX OPA для использования с аппаратом.

Главой 2 руководства по методам обеззараживания гастроинтестинального видеоскопа OLYMPUS GIF-N180, OLYMPUS GIF-Q180 и колоновидеоскопа EVIS EXERA II OLYMPUS CF-Q180AL/I, OLYMPUS PCF-Q180AL/I (далее – Руководство OLIMPUS) определено, что эндоскопы совместимы только с ультразвуковой очисткой, которая производится в репроцессорах эндоскопов, например, OER и OER-A. Также в п. 2.3 гл. 2 Руководства OLIMPUS указано, что для получения информации относительно наименований специальных торговых марок дезинфицирующих средств, проверенных на совместимость с данным оборудованием, следует обращаться на фирму OLYMPUS.

Согласно гл. 7 руководства по эксплуатации (технологические инструкции) репроцессора эндоскопов OER-AW рекомендуется использовать в OER-AW дезинфицирующий раствор CIDEX производства «Johnson & Johnson».

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя пояснил, что CIDEX и CIDEX OPA являются качественно разными дезинфицирующими средствами – так как в химическом составе каждого из них разные компоненты.

Информационное письмо от производителя «Johnson & Johnson» от 11.01.2017 г. (Исх. № 1101-14/17) рекомендует использовать для обработки гибких эндоскопов дезинфицирующее средство «Сайдекс ОПА» (CIDEX OPA) с индикаторными тест-полосками – так как оно протестировано производителем на совместимость с гибкими эндоскопами OLYMPUS. Также в письме указано, что в отношении каких-либо иных средств производителем исследования на совместимость не производились.

В соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пп. 3 ст. 15.5 Положения описание объекта закупки содержится в приложении к аукционной документации. Исходя из этого, п. 2 Извещения о проведении аукциона в электронной форме № А-49/20 указано, что функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки устанавливаются Документацией (пп. 2.1, 2.2, 2.3).

Пунктом 2.1.2 раздела 2 гл. 1 Документации установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики определяются согласно приложению № 1 к Документации. Приложением 1 к Документации – спецификацией на поставку дезинфицирующих средств для дезинфекции высокого уровня (эндоскопы, датчики УЗИ), далее – Спецификация, установлено наименование и описание объекта закупки, где указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в части наименования объекта Закупки, Спецификацией установлено требование о необходимости подтверждения эквивалентности Товара заключением экспертизы, при этом не представляется возможным определить какое именно заключение экспертизы необходимо представить Заказчику. Представители Заказчика также не смогли пояснить вид экспертизы, её содержание и кем выдаётся данное заключение.

Согласно п. 14 раздела 3.3 гл. 3 Документации в составе заявки на участие в Закупке участнику необходимо представить конкретные показатели поставляемого (или используемого в процессе работ, оказания услуг) товара, его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, включающие указание на товарный знак (при его наличии) и страну происхождения товара (Приложение 1).

Исходя из п. 1 Спецификации, объектом Закупки является дезинфицирующее средство Сайдекс ОПА (далее также – Товар) или эквивалент, эквивалентность которого подтверждена заключением экспертизы, при этом в Документации отсутствует какое-либо уточнение данного требования Заказчика.

Пунктом 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в п. 1 Спецификации установлено некорректное требование о наличии в составе заявки участника подтверждения эквивалентности товара экспертным заключением с отсутствием конкретизации данного требования в части вида и содержания заключения, а также наименования органа уполномоченного на его выдачу.

Функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками Товара в п. 1 Спецификации, установлены следующие показатели:

- дезинфицирующее средство представляет собой готовую к применению прозрачную жидкость со слабым запахом;

- средство обладает бактерицидными, вирулицидными, фунгицидными и спороцидными свойствами;

- средство предназначено для применения в ЛПУ для дезинфекции ИМН из различных материалов при инфекциях вирусной, бактериальной, грибковой этиологии, для ДВУ эндоскопов (дезинфекции высокого уровня) при этом обязательно наличие режима применения с временем экспозиции, лежащим в диапазоне 3-6 минут. В этом режиме, рабочий раствор средства содержит не менее 0,4675 % альдегидов;

- для дезинфекции высокого уровня гибких эндоскопов механизированным способом в автоматической системе AER, Endoclens, совместимость подтверждена инструкцией производителя оборудования, совместимость с эндоскопами Olympus, Pentax, Fujinon, имеющимися у Заказчика, совместимость подтверждена письмами производителей эндоскопов;

– время отмыва от дезинфицирующих средств 2 мин.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции № 06/2016 по применению дезинфицирующего средства «САЙДЕКС ОПА» (далее – Инструкция товара) средство применяют для дезинфекции ручным способом медицинских изделий из различных материалов, в том числе для гибких и жестких эндоскопов, инструментов к ним, металлических инструментов, а также для дезинфекции гибких эндоскопов механизированным способом и для ДВУ эндоскопов.

Так, согласно п. 2.9 Инструкции товара для дезинфекции медицинских изделий, после окончания дезинфекционной выдержки изделия извлекают из средства, удаляя его из каналов, и отмывают от его остатков проточной питьевой водой в течении 2 минут.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о несоответствии показателя времени отмыва от дезинфицирующих средств в 2 мин, установленного Заказчиком в п. 1 Спецификации показателю, установленному производителем дезинфицирующего средства «САЙДЕКС ОПА» в п. 2.9 Инструкции товара.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что письмо ООО «Олимпас Москва», на которое ссылается Заказчик в спецификации к закупочной документации, не содержит рекомендаций по применению Сайдекс ОПА для автоматических моющих дезинфицирующих машин.

Материалами дела установлено, что п. 1 Спецификации одним из обоснований Заказчика выбора предмета Закупки – Сайдекс ОПА является информационное письмо ООО «Олимпас Москва» от 17.10.2017 г.

Исходя из информационного письма от 17.10.2017 г. ООО «Олимпас Москва» являющегося представителем производителя оборудования Olympus Medical Systems Corporation (Япония) всем заинтересованным лицам (далее – Информационное письмо) установлено, что на основании произведённых испытаний на совместимость дезинфицирующих средств с эндоскопическим оборудованием (гибкими эндоскопами) производства Olympus Medical Systems Corporation, а также возможность использования этих средств в репроцессорах OER-A/OER-AW, компанией рекомендуются к использованию средства:

1. для ручной обработки:

- CIDEX производства «Johnson & Johnson», где активным веществом является глутаровый альдегид;

- CIDEX OPA производства «Johnson & Johnson», где активным веществом является глутаровый альдегид и установлена частичная совместимость с эндоскопами OLYMPUS.

2. для использования в репроцессорах OER-A/OER-AW:

- CIDEX производства «Johnson & Johnson», где активным веществом является глутаровый альдегид.

Исходя из изложенного, Комиссией Управления установлено, что Информационное письмо подтверждает рекомендацию использование Товара только для ручной обработки, что противоречит п. 1 Спецификации установленного Заказчиком показателя в части применения средства для дезинфекции высокого уровня гибких эндоскопов механизированным способом в автоматической системе AER, следовательно, данное обоснование выбора объекта Закупки Спецификации вводит в заблуждение участников Закупки.

 

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» ч. 1, ч. 6 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при проведении аукциона в электронной форме на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ), выразившемся:

- в утверждении в п. 1 Спецификации к Документации неправомерного требования о наличии в составе заявки участника Закупки заключения экспертизы с отсутствием конкретизации установленного требования;

- установлении Заказчиком в п. 1 Спецификации к Документации требования к времени отмыва от дезинфицирующих средств в 2 мин, что не соответствует данному показателю самого объекта закупки в п. 2.9 Инструкции товара;

- в ведении в заблуждение участников закупки несоответствием объекта Закупки обоснования п. 1 Спецификации к Документации.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об изменении Документации о проведении аукциона в электронной форме на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ).   

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Эколайф» на действия Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город», при проведении аукциона в электронной форме на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ) извещение № 31908731417 обоснованной.

2. Признать в действиях Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» ч. 1, ч. 6 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Государственному автономному учреждению здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» обязательное для исполнения предписание об изменении Документации о проведении аукциона в электронной форме на поставку моющих и дезинфицирующих средств для ДВУ (гибкие эндоскопы, датчики УЗИ) с учетом принятого решения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       <...>

 

 

        <...>

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны