Решение №072/07/18.1–128/2021 Признать жалобу необоснованной. от 24 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–128/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 24.08.2021 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Бороздин Е.Н.            -

заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Назаров И.Г.               -

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–128/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ПТП-Сервис» (далее также – Заявитель, Общество) на действия публичного акционерного общества «Тюменские моторостроители» (далее также – Заказчик, ПАО «ТМ») при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также – СМСП) № 100/ЗП на право заключения договора обслуживания и ремонта инженерных систем печати для нужд ПАО «ТМ» (реестровый номер извещения: 32110483304), далее также – Закупка, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (заявлено ходатайство от 18.08.2021 г. (исх. № 26) о неучастии в заседании Комиссии Управления), в присутствии

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>;

3) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 13.08.2021 г. поступила жалоба (вх. № 8213) ООО «ПТП-Сервис» на действия ПАО «ТМ» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 100/ЗП на право заключения договора обслуживания и ремонта инженерных систем печати для нужд ПАО «ТМ» (реестровый номер извещения: 32110483304).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № СВ/5311) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

- заявка Общества (Участник № 2) необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика за несоответствие Формы 5.1 первой части заявки требованиям, установленным закупочной документацией, при том обстоятельстве, что поданная Обществом Форма 5.1 полностью соответствует заявленным в закупочной документации требованиям Заказчика;

- Заказчиком нарушен порядок проведения обжалуемой закупочной процедуры, а именно протокол рассмотрения первых частей заявок опубликован 06.08.2021 г., при дате их рассмотрения, закреплённой в извещении – 02.09.2021 г.

В свою очередь, представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились и пояснили следующее:

- в Форме № 5.1 первой части заявки, участником Закупки – ООО «ПТП-Сервис» раскрыты сведения о себе (содержится указание на наименование организации, печать и подпись директора Общества) и о ценовом предложении Заявителя, что повлекло обоснованное отклонение ООО «ПТП-Сервис» от дальнейшего его участие в обжалуемой закупочной процедуре на основании п. 2.6.6 закупочной документации, следовательно, в действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения требований действующего законодательства РФ;

- в действиях Заказчика также отсутствует нарушение порядка проведения Закупки, так как п. 21 извещения о Закупке закреплено, что дата и временя рассмотрения первых частей заявок: «До 02 сентября 2021 г. 17:00»,- следовательно, Заказчик обладал правовыми основаниями разместить протокол рассмотрения первых частей заявок в любое время до наступления даты, указанной в п. 21 извещения.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров ПАО «ТМ» от 30.06.2021 г. № 73 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Тюменские моторостроители» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 30.06.2021 г. в 16:03 (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 19.07.2021 г. (с изменениями от 27.07.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110483304) и на сайте оператора электронной торговой площадки – общества с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ» по электронному адресу: https://etpgpb.ru/, Заказчиком было размещено извещение № 100/ЗП о проведении запроса предложений в электронной форме участникам которого могут быть только СМСП (далее – Извещение) и документация о запросе предложений в электронной форме участниками которого могут быть только СМСП № 100/ЗП на определение лучших условий оказания услуг по обслуживанию и ремонту инженерных систем печати для нужд ПАО «ТМ» (далее –Документация).

Согласно данным, зафиксированным в единой информационной системе:

- дата и время окончания срока подачи заявок: 30.07.2021 г. в 10:00;

- дата рассмотрения первых частей заявок: 02.09.2021 г.;

- дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов: 03.09.2021 г.

Начальная (максимальная) цена – 287 737,50 руб.

Согласно п. 1.1.3 Документации, п. 1.2.19 Положения и по смыслу ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о конкурентной закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о конкурентной закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктом 12.1.1 разд. 12 Положения закреплено, что порядок проведения запроса предложений определяется в соответствии с разд. 7 Положения и особенностями, предусмотренными разд. 8 Положения для проведения запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с п. 7.3.1.2 разд. 7 Положения и по смыслу п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, документация о конкурентной закупке должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по её подготовке.

Указанное согласуется с п. 7.5.1 Положения, где закреплено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в конкурентной закупке, указанным в документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением.

Согласно п. 2.3.10 Документации, п. 8.14.8 Положения и по смыслу ч. 19.5 ст. 3.4 Закона о закупках, заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора.

Первая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные, в том числе в п. 7.5.10.2 Положения (п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках).

Так, п. 7.5.10.2 Положения и п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках закреплено, что заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки.

В свою очередь, п. 2.3.10.1 Документации конкретизирует вышеуказанные требования устанавливая, что первая часть заявки на участие в Закупке должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки, в том числе по Форме 5.1 Документации (приложение к Техническому предложению), которая представлена Заказчиком отдельным электронным файлом в редактируемом формате Excel, заполняемым в соответствии с инструкцией.

Так, согласно п. 5.3.1, 5.3.2 разд. 5 (Инструкция по подготовке заявок на участие в Закупке) Документации, техническое предложение в составе заявки должно быть подготовлено в полном соответствии с условиями Документации и в соответствии с формой, установленной в настоящей Документации – Форма 5 разд. 7 Документации (далее также – Техническое предложение), где при подготовке указанного Технического предложения необходимо учитывать пояснения, инструкции и комментарии к данной форме.

Между тем, Форма 5 разд. 7 Документации дублирует содержательную часть п. 2.3.10.1 Документации и включает в своё содержание, в том числе инструкцию по её заполнению, где п. 3 Заказчиком повторно закреплено следующее (цитирование): «Дополнительно к техническому предложению участник должен предоставить заполненную Форму 5.1, а именно: Форма 5.1 подгружается в первую часть Заявки, (представлена отдельным томом настоящей Документации в редактируемом формате excel и заполняется в соответствии с инструкцией).».

В свою очередь, Форма № 5.1 (Приложение к Техническому предложению) представляет собой табличный макет, необходимых к заполнению соответствующим участником Закупки данных, в том числе: «Наименование данных», «Условия Заказчика (Организатора)», «Данные предложений Участников», «Параметры выполнения работ/оказания услуг», «НМЦ единицы работы/услуги* 287 737,50» и т.д., где в конце Формы 5.1 Заказчиком указано:

- *Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925;

- **Форма 5.1 не должна быть подписана и скреплена печатью в соответствии с требованиями документации.

Вместе с тем, в ходе анализа Комиссией Тюменского УФАС России, Формы 5.1 заявки участника Закупки – ООО «ПТП-Сервис», предоставленной Заказчиком в адрес Управления по запросу от 16.08.2021 г. (исх. № СВ/5311) установлено, что Заявителем жалобы фактически скопирован шаблон Формы 5.1 и заполнены графы: «Стоимость ремонта (за 1 ед.), руб.», «Стоимость технического обслуживания (за 1 ед.) руб.», а также проставлена личная подпись директора ООО «ПТП-Сервис» – О.С. Лаптева и печать Общества.

В соответствии с абз. 5 п. 2.3.10.1 Документации, п. 8.14.9 Положения и ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках, в случае содержания в первой части заявки на участие в запросе предложений в электронной форме сведений об участнике запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Указанное согласуется с пп. 36 п. 2.6.6 Документации, п. 7.8.1.9 Положения, где закреплено, что по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках, проведённых организатором, комиссия вправе отклонить заявку в случае несоответствия порядка подачи первой части заявки на участие в Закупке, а именно: наличие в первой части заявки сведений об участнике Закупки и (или) о ценовом предложении участника.

Протоколом № 54/ТМ/ЗП от 06.08.2021 г. зафиксировано, что на участие в Закупке подано три заявки, две из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика, в том числе заявка Общества (Участник № 2) со следующей формулировкой (цитирование): «- Участник № 2 по причине: в нарушение п. 2.6.6 документации о запросе предложений № 100/ЗП, в первой части заявки содержатся сведения об участнике запроса предложений и о ценовом предложении.».

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заявка участника Закупки – ООО «ПТП-Сервис» не соответствовала требованиям п. 5.3.1, 5.3.2 разд. 5, Формы 5, 5.1 разд. 7 Документации и в соответствии с абз. 5 п. 2.3.10.1 Документации, п. 8.14.9 Положения и ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках подлежала отклонению на основании пп. 36 п. 2.6.6 Документации, соответственно, довод жалобы Заявителя о необоснованности отклонения его заявки, закупочной комиссией Заказчика, не находит своего объективного подтверждения. 

Также, в данном случае Тюменское УФАС России отмечает, что формулировка Формы 5.1: «*Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925», предполагающая вероятно возможную необходимость заполнения данных граф, объективно противоречит содержанию абз. 5 п. 2.3.10.1 Документации, п. 8.14.9 Положения и ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках, прямо предусматривающих отклонение заявки соответствующего участника за содержание в первой части заявки предложения о цене, что может вводить в заблуждение участников рассматриваемой Закупки.

 

Вместе с тем, в отношении довода жалобы Заявителя о том, что Заказчиком нарушен порядок проведения рассматриваемой закупочной процедуры, а именно протокол рассмотрения первых частей заявок размещён Заказчиком ранее регламентированного Документацией срока, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Дата и время рассмотрения первых частей заявок определена п. 21 Извещения – до 02.09.2021 г. в 17:00, при этом, как указано выше (стр. 3 настоящего решения) согласно данным, зафиксированным в ЕИС дата рассмотрения первых частей заявок является однозначной – 02.09.2021 г., что свидетельствует об объективном разночтении содержания п. 21 Извещения и данных ЕИС.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представители Заказчика дополнительно пояснили, что по смыслу п. 21 Извещения закупочная комиссия Заказчика обладала правовыми основаниями разместить протокол рассмотрения первых частей заявок в любое время до 02.09.2021 г. 17:00.

В свою очередь, Протокол рассмотрения первых частей заявок № 54/ТМ/ЗП от 06.08.2021 г. размещён Заказчиком в ЕИС 09.08.2021 г. в 09:17, что фактически противоречит данным ЕИС, где определена конкретная дата рассмотрения первых частей заявок участников Закупки и формально соответствует п. 21 Извещения, определяющего период течения срока рассмотрения первых частей заявок с даты окончания срока их подачи: с 30.07.2021 г. по 02.09.2021 г.

Согласно п. 7.2.2.3, 7.3.1.12 Положения, документация (извещение) о конкурентной закупке должна содержать дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов такой закупки.

Указанный пункты Положения согласуются с содержанием п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, где закреплено, что в документации о конкурентной закупке должна быть указана дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Таким образом, рассмотренные п. 7.2.2.3, 7.3.1.12 Положения и п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках не предполагают периодичность (длительность) течения срока рассмотрения первых частей заявок, а регламентируют указание Заказчиком конкретной однозначной даты их рассмотрения. Иное бы противоречило логике содержания п. 7.3.1.11 Положения и смыслу п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, где прямо установлена периодичность течения соответствующего срока, например:

«В документации о конкурентной закупке должен быть указан порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).»;

«Документация о конкурентной закупке должна содержать формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке.».

В свою очередь, учитывая установленную Комиссией Тюменского УФАС России правомерность отклонения, закупочной комиссией Заказчика, заявки участника Закупки – ООО «ПТП-Сервис», Комиссия Управления не усматривает в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на размещение протокола ранее заявленной даты, нарушения прав и законных интересов Заявителя, что свидетельствует о необоснованности рассмотренного довода жалобы.

Документов, сведений и материалов, подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов, как Заявителя, так и иных лиц, рассмотренными действиями Заказчика в адрес Управления не поступали, в материалах настоящего дела отсутствуют.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «ПТП-Сервис» на действия ПАО «ТМ» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 100/ЗП на право заключения договора обслуживания и ремонта инженерных систем печати для нужд ПАО «ТМ» (реестровый номер извещения: 32110483304) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПТП-Сервис» на действия публичного акционерного общества «Тюменские моторостроители» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 100/ЗП на право заключения договора обслуживания и ремонта инженерных систем печати для нужд ПАО «ТМ» (реестровый номер извещения: 32110483304) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Е.Н. Бороздин

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

И.Г. Назаров

 

           

 

 

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны