Постановление б/н нет от 18 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 072/04/9.21-182/2022

об административном правонарушении

07.07.2022 г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области П., рассмотрев материалы дела № 072/04/9.21-182/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении акционерного общества «Россети Тюмень» (АО энергетики и электрификации «Тюменьэнерго») (ИНН 8602060185) (далее – АО «Россети Тюмень», Общество), по факту нарушения положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила ТП),

в отсутствии законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии защитника – Д., действующего на основании доверенности № 26.05.2021 № 73551, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В Тюменское УФАС России поступило обращение Л. на действия АО «Россети Тюмень», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Как следует из заявления и представленных материалов, между АО «Россети Тюмень» и Л. был заключен договор № Т13/21/3751-ДТП от 12.07.2021 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям составляет 6 месяцев.

На момент обращения Заявителя фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям не осуществлено.

 

АО «Россети Тюмень» в письменных объяснениях указало следующее.

29.06.2021 Л. обратилась в АО «Россети Тюмень» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ Малоэтажной жилой застройки (Индивидуального жилого дома/Садового/Дачного дома), расположенного по адресу: , с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.

12.07.2021 АО «Россети Тюмень» в личном кабинете клиента на портале электросетевых услуг были размещены условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет № Т13/21/3751-ДТП-1 от 12.07.2021, технические условия № Т13/21/351-ТУ от 06.07.2021 и инструкция по осуществлению заявителем фактического присоединения и приёма напряжения и мощности энергопринимающих устройств на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже.

16.08.2021 платежным поручением №851519 Л. была произведена оплата счета № Т13/21/3751-ДТП-1 от 12.07.2021 за технологическое присоединение.

Из этого следует, что 16.08.2021 между АО «Россети Тюмень» и Л. был заключен договор № Т13/21/3751-ДТП от 12.07.2021 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ Малоэтажной жилой застройки (Индивидуального жилого дома/Садового/Дачного дома), расположенного по адресу: , с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 (шесть) месяцев, в соответствии с подп. «б» п. 16 Правил ТП.

Согласно ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Необходимо отметить, что на рассмотрении в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона №92282-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, не несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. В таком случае для целей применения правил гражданского законодательства о способах обеспечения исполнения обязательства должник не считается нарушившим обязательство, если иное не предусмотрено соглашением сторон обязательства, заключенным после введения в действие настоящего Федерального закона.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Л. требуется выполнить строительство ВЛ3-10 кВ с ТП-10/0,4 кВ, строительство ВЛИ-0,4 кВ, монтаж и подключение к сети прибора коммерческого учета электрической энергии, кроме того осуществить мероприятия по реконструкции объектов электросетевого хозяйства, необходимые для присоединения вновь сооружаемой ЛЭП-10 кВт. При проведении данных работ филиал АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору.

Увеличение сроков выполнения мероприятий вызвано увеличившимися сроками поставки материалов и оборудования от заводов-изготовителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также международных санкции в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации. Мероприятия по договору, при условии своевременной поставки оборудования, будут выполнены не позднее 30.06.2022.

АО «Россети Тюмень» со своей стороны проинформировало заявителя о возникших трудностях и предложило рассмотреть возможность продлить срок выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения № Т13/21/3751-ДТП от 12.07.2021.

На сегодняшний день, филиал АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети принимает все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Л.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России от 09.07.2020 №ИА/58111/20, в случае неисполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами срок, территориальному органу при оценке наличия вины сетевой организации надлежит установить достаточность принятых территориальной сетевой организацией мер, а также добросовестность исполнения обязательств, установленных Правилами, обеими сторонами договора, а также оценить наличие объективных препятствий к реализации указанных мероприятий.

В случае достаточных мер принятых территориальной сетевой организацией для соблюдения норм Правил и осуществления мероприятий по технологическому присоединению, также отсутствия виновных действий (бездействий) со стороны сетевой организации, производство по делу об административном правонарушении не подлежит возбуждению, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

 

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, в том числе основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в силу пункта 1 статьи 26 которого технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно подп. б) п. 16 Правил договор должен содержать следующие существенные условия:

срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет). В случае заключения сетевой организацией договора со смежной сетевой организацией в соответствии с требованиями пункта 41 настоящих Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определяется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора.

Согласно подп. б) п. 16 Правил и п. 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения Договора.

В силу п. 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Согласно представленным документам, оплата по договору технологического присоединения № Т13/21/3751-ДТП от 12.07.2021 была произведена Заявителем 16.08.2021.

Мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены сетевой организацией не позднее 16.02.2022. Однако, на момент составления протокола информации об исполнении обязательств со стороны Общества в адрес антимонопольного органа не поступало.

 

Определением об истребовании дополнительных необходимых материалов по настоящему делу от 15.06.2022 было указано на необходимость Обществу предоставить

- все имеющиеся документы за период с 16.08.2021 по 16.02.2022 относительно закупочных мероприятий, с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (с указанием наличия участка Л. в соответствующей документации) в установленный договором срок (в том числе опубликованная информация на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, электронной торговой площадке АО «Россети Тюмень», включая закупочную документацию, а также все протоколы, составленные в ходе проведения указанных закупочных процедур);

- письменные пояснения о выполненных мероприятиях со стороны АО «Россети Тюмень» с момента заключения договора с 16.08.2021 по 16.02.2022, направленных на исполнение обязательств по договору с Заявителем в установленный срок (заключённые договоры на строительство ВЛ3-10 кВ с ТП-10/0,4 кВ, строительство ВЛИ-0,4 кВ; договоры на поставку приборов коммерческого учета электрической энергии; всю имеющуюся переписку с подрядными и иными организациями по данному вопросу);

 

Во исполнение определения об истребовании дополнительных необходимых материалов Общество сообщило следующее.

Между Л. и АО «Россети Тюмень» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.07.2021 № Т13/21/3751-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ Малоэтажной жилой застройки (Индивидуального жилого дома/Садового/Дачного дома), расположенного по адресу:..

После заключения договора от 12.07.2021 № Т13/21/3751-ДТП, АО «Россети Тюмень» опубликовало на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.rosseti.roseltorg.ru запрос цен по итогам предварительного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству/реконструкции объектов электросетевого хозяйства филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети для осуществления технологического присоединения потребителей в 2021 - 2022 годах на выполнение работ по строительству РС 0,4-10 кВ Северного, Южного РЭС (665 группа) филиала АО Россети Тюмень Тюменские электрические сети для технологического присоединения.

На основании п. 7.5.1 «а» Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров ПАО «Россети» протокол от 17.12.2018 №334, Комиссия предложила признать закупку несостоявшейся, так как по окончанию срока подачи заявок подана только одна заявка. Тем не менее, на основании п. 7.5.3 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупках), утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети» протокол от 17.12.2018 № 334, принято решение заключить договор по цене, в объеме и на условиях, указанных в заявке единственного Участника закупки, или на лучших для Заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров в случае их проведения) с ООО «М-Сетьстрой» (Протокол заседания комиссии о подведении итогов по закупке от 23.12.2021 №32110946110/2021.0834-1).

Между АО «Россети Тюмень» и ООО «М-Сетьстрой» был заключен договор подряда от 10.01.2022 №PD01.3000.2021.10838 на выполнение работ по строительству РС 0,4-10 кВ Северного, Южного РЭС (665 группа) филиала АО Россети Тюмень Тюменские электрические сети для технологического присоединения под «ключ».

Формирование групп заявителей по технологическому присоединению осуществляется с целью проведения закупочной процедуры с последующим заключением договора подряда с организацией – победителем, в соответствии с федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупках), утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети», протоколом от 17.12.2018 № 334. Внесение изменений в уже заключенные договоры подряда, на основании вышеуказанных нормативных актов, запрещено.

Необходимо отметить, что АО «Россети Тюмень» не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами, без привлечений подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у Общества лицензии и свидетельств о проведения подобного вида работ.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России от 09.07.2020 №ИА/58111/20, в случае неисполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами срок, территориальному органу при оценке наличия вины сетевой организации надлежит установить достаточность принятых территориальной сетевой организацией мер, а также добросовестность исполнения обязательств, установленных Правилами, обеими сторонами договора, а также оценить наличие объективных препятствий к реализации указанных мероприятий.

В случае достаточных мер принятых территориальной сетевой организацией для соблюдения норм Правил и осуществления мероприятий по технологическому присоединению, также отсутствия виновных действий (бездействий) со стороны сетевой организации, производство по делу об административном правонарушении не подлежит возбуждению, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее, в виду сложившейся ситуации, Филиалом в настоящее время, в рамках действующего законодательства, все меры для выполнения договорных обязательств с целью осуществления технологического присоединения заявителя Л. выполнены.

 

Должностное лицо приходит к выводу, что Обществом не представлено достаточно документов, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению положений Правил, на основании нижеследующего.

- исходя из представленных документов и сведений, запрос цен по итогам предварительного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству/реконструкции объектов электросетевого хозяйства филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети для осуществления технологического присоединения потребителей в 2021 - 2022 годах на выполнение работ по строительству (в том числе заявитель –Л. по договору № Т13/21/3751-ДТП от 16.08.2021) был опубликован только 15.12.2021;

- Протоколом заочного заседания комиссии от 23.12.2022 №322110946110/2021.0834-1 были утверждены результаты рассмотрения заявки единственного участника – ООО «М-Сетьстрой»;

- 10.01.2022 между АО «Россети Тюмень» и ООО «М-Сетьстрой» был заключен договор подряда №PD01.3000.2021.10838 на выполнение работ по строительству РС 0,4-10 кВ Северного, Южного РЭС (665 группа) филиала АО Россети Тюмень Тюменские электрические сети для технологического присоединения под «ключ».

Таким образом, доводы сетевой организации о том, что ей принимаются меры по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя, подлежат отклонению, как неподтвержденные соответствующими документами, поскольку только в декабре 2021 года Общество стало осуществлять действия - опубликование запроса цен на право заключения рамочных соглашений с целью реализации своих обязательств перед Заявителем, тогда как мероприятия по технологическому присоединению в рамках заключенного договора на технологическое присоединение должны были быть осуществлены сетевой организацией в течение 6 месяцев со для заключения договора - 16.08.2021 и не позднее 16.02.2022. При этом несмотря на заключение договора подряда от 10.01.2022, технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя не было осуществлено в срок до 16.02.2022.

Учитывая изложенное, предпринятые Обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях Общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами ТП срока технологического присоединения.

 

В дополнение к ранее направленным пояснениям по делу, ООО «Россети Тюмень» представило следующие пояснения.

Пунктами 1, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.52 данного Кодекса).

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее по тексту также - Постановление № 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок.

Согласно письму Минэкономразвития России от 24.03.2022 № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году», должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.

Ограничения, установленные п. 9 Постановления № 336, распространяются в том числе на случаи получения сведений о совершении административного правонарушения от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

Таким образом, в соответствии с Постановлением № 336 не допускается возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола) должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.

ФАС России в дополнение к ранее направленному письму от 25.03.2022 № МШ/26997/22 разъяснила, что в случае поступления в антимонопольный орган сведений, указывающих на признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, антимонопольному органу следует отказать в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду невозможности оценки достаточности данных для установления наличия состава и события административного правонарушения в связи с ограничениями, предусмотренными Постановлением № 336.

В указанном случае территориальный орган ФАС России вправе выдать хозяйствующему субъекту предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1088 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов)».

Одновременно с этим, заявление, которое содержит сведения, указывающие на признаки состава административного правонарушения, также целесообразно направить в органы прокуратуры для проведения ими контрольных мероприятий и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, по итогам проведения соответствующих контрольных мероприятий.

В случае получения антимонопольным органом от органов прокуратуры постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении, антимонопольный орган рассматривает данные материалы в порядке главы 29 КоАП РФ.

С учетом изложенного территориальным органам ФАС России при принятии решений о возбуждении дел об административных правонарушениях необходимо неукоснительно соблюдать требования Постановления № 336, а в случае возникновения вопросов рекомендуется направлять в центральный аппарат ФАС России запрос о разъяснении в порядке административного регламента по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 20.01.2012 № 22.

Таким образом, по мнению Общества, дело об административном правонарушении №072/04/9.21-182/2022 в отношении АО «Россети Тюмень», возбужденное на основании обращения Л. без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Законом № 248-ФЗ, подлежит прекращению.

 

Должностное лицо, рассматривающее дело, не принимает данные доводы Общества исходя из следующего.

Согласно п. 4 Рекомендаций ФАС России «Об особенностях осуществления видов государственного контроля в 2022 году с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» от 08.06.2022 исх. №МШ/55457/22 ограничения, установленные пунктом 9 Постановления № 336, не распространяются на возбуждение дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществлением контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

При решении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, подлежит применению позиция ФАС России, которая ранее доводилась до территориальных органов ФАС России в письме от 25.03.2022 № МШ/26997/22.

Согласно письму ФАС России от 25.03.2022 № МШ/26997/22 «О направлении разъяснения в территориальные органы по вопросу порядка проведения контрольных мероприятий антимонопольными органами в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336» пункт 9 Постановления № 336 не запрещает возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе в отношении субъектов естественных монополий, в случае, когда правонарушение выявлено не по итогам проведения государственного контроля, а в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, например, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

С учетом изложенного, ограничения, предусмотренные пунктом 9 Постановления № 336, не распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.21 КоАП, когда такое правонарушение выявлено не в результате осуществления государственного контроля по итогам проведенного контрольного мероприятия в соответствии с Постановлением № 1088.

Кроме того, введение указанными актами ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела. В отношении Общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 №294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения материалов по поступившему в Управление обращению потерпевшего. Кроме того, предусмотренные в указанных правовых актах антикризисные меры не являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренными статьей 24.5 КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции № А17-12180/2021).

 

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области соблюдения порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении Правил технологического присоединения к электрическим сетям № 861.

В соответствии с абз. 7 п. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ АО «Россети Тюмень» осуществляет деятельность по передаче электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

На основании Приказа № 127/8 от 19.12.1997 АО «Россети Тюмень» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

08.09.2020 АО «Россети Тюмень» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (Постановление № 072/04/9.21-337/2020 от 08.09.2020). Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по делу № А70-16358/2020 постановление № 072/04/9.21-337/2020 оставлено в силе. Соответственно, вышеуказанное постановление вступило в законную силу 15.03.2021. Административный штраф уплачен Обществом 12.05.2021.

Соответственно, АО «Россети Тюмень» считается подвергнутым административному наказанию с 15.03.2021 по 12.05.2022.

Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Субъектом административного правонарушения является АО «Россети Тюмень».

Вина Общества заключается в том, что оно нарушило положения п. 16 Правил, не осуществив в срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям.

Каких-либо сведений и доказательств того, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил, либо невозможности соблюдения требований законодательства, не установлено.

Место совершения административного правонарушения –.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела: 17.02.2022.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.

Наличие оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению требований действующего законодательства.

Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, следовательно, совершенное административное правонарушение не является малозначительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, равно как и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено.

По смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение настоящего правонарушения на момент вынесения постановления не истек.

Материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его АО «Россети Тюмень», его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.1, ст. 4.2 ст. 4.3, ст. 4.5, ст. 4.6, ст. 24.5, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать акционерное общество «Россети Тюмень» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим банковским реквизитам:

Получатель платежа: Управление Федерального казначейства по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

Наименование банка: Отделение Тюмень Банка России/УФК по Тюменской области г. Тюмень

ЕКС (номер банковского счета): 40102810945370000060

Номер казначейского счета: 03100643000000016700

БИК: 017102101

ИНН: 7202081799

КПП: 720301001

ОКТМО: 71701000

УИН: 16100500000001446438

Код бюджетной классификации – 16111601091010021140

Наименование КБК: Штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).

Назначение платежа: Оплата штрафа по постановлению 072/04/9.21-182/2022 за АО "Россети Тюмень".

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

В соответствии с частью 2 статьи 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьёй 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны