Решение №072/07/18.1–30/2022 Признать жалобу обоснованной. от 10 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–30/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 10.03.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д.                 -

заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                    -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

 

Романенко В.В.             -

специалист I-го разряда отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–30/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Альфамед» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Городская станция по борьбе с болезнями животных» г. Тюмень (далее также – Заказчик, ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников (реестровый номер извещения: 32211124535), далее также – Закупка, в присутствии

представителя Заявителя:

<...> (на основании доверенности б/н от 03.03.2022 г.),

представителя Заказчика:

<...> (на основании доверенности б/н от 03.03.2022 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 25.02.2022 г. в 11:30 поступила жалоба (вх. № 1776) ООО «Альфамед» на действия закупочной комиссии ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников (реестровый номер извещения: 32211124535).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что действия закупочной комиссии Заказчика, направленные на отклонение заявки № 499983 участника Закупки – ООО «Альфамед» по основанию, указанному в протоколе от 21.02.2022 г. (далее – Итоговый протокол), а именно в соответствии с ч. 1 п. 20.8.4 Положения о закупке Заказчика, противоречат условиям и требованиями, закреплённым в котировочной документации, Положении и Законе о закупках, являясь неправомерными, прямо нарушающими права и законные интересы Заявителя.

В свою очередь, 03.03.2022 г. (исх. № 70) в адрес Тюменского УФАС России от ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень поступили возражения на жалобу ООО «Альфамед», из содержания которых следует, что Заказчик с доводом жалобы Заявителя не согласен, полагает действия закупочной комиссии Заказчика, направленные на отклонение заявки Общества правомерными, так как предложенный Обществом в заявке объём необходимых к оказанию услуг в количестве – 1-ой (одной) условной единицы не соответствует фактическому требуемому Заказчиком объёму, зафиксированному в Приложении № 1 к закупочной документации – 82 (восемьдесят две) услуги.   

 

Так, исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к соответствующей закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедуры закупки (включая способы осуществления закупок), и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках закреплено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В данном случае целесообразно отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, продублировано в пп. «а», «б» п. 2.7 разд. 2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого Протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень от 29.12.2021 г. № 117 и размещённого (в последней актуальной редакции) на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 11.01.2022 г. в 16:19.

Кроме того, пп. «а», «г» п. 2.6 Положения закреплено, что целями осуществления закупок являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках продукции для нужд заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции и обеспечение гласности и прозрачности закупки.

Так, из совокупности изложенных выше норм права следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами настоящего дела 11.02.2022 г. (с изменениями от 14.02.2022 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211124535) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – общества с ограниченной ответственностью «Единая система торговых процедур» по электронному адресу: https://estp.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников (далее – Извещение).

Дата подведения итогов: 21.02.2022 г.

Начальная (максимальная) цена (далее – НМЦ) договора – 333 360,00 руб.

Итоговым протоколом зафиксировано, что на участие в обжалуемой закупочной процедуре подано 4 (четыре) заявки, 2 (две) из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика (в том числе, заявка Общества) со следующей формулировкой (цитирование): «В соответствии с ч. 1 п. 20.8.4 Положения о закупках товаров, работ и услуг ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень. В заявке на участие объём оказываемых услуг предложен в количестве 1 (одной) услуги, требуемый объём предусмотренный в приложении № 1 к Извещению о запросе котировок в электронной форме в Описании предмета закупки (Техническое задание) 82 услуги.».

 

 По результатам исследования, обозначенных в Итоговом протоколе оснований отклонения заявки № 499983 участника Закупки – ООО «Альфамед», их сопоставления с содержанием заявки Общества, требованиями и условиями Извещения и Положения, Комиссия Тюменского УФАС России полагает неправомерным и подлежащим отмене решение закупочной комиссии Заказчика, зафиксированное в Итоговом протоколе, ввиду следующего.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения запроса котировок в электронной форме регламентируется разделом 20 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 20.1 разд. 20 Положения, п. 20 Извещения и по смыслу ч. 20 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при которой информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с пп. 9 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения и по смыслу п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, Извещение должно содержать форму котировочной заявки, подаваемую в форме электронного документа, а также требования к содержанию, оформлению и составу такой заявки, инструкцию по её заполнению.

При этом, требования Заказчика непосредственно к содержанию котировочной заявки закреплены в п. 20.5.1 разд. 20 Положения и, в сущности, продублированы в пп. 7 п. 23 Извещения.

Во исполнение требований пп. 9 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, подпунктом 2 п. 23 Извещения закреплено, что форма заявки установлена Приложением № 3 к Извещению, а пп. 7 названного пункта Извещения, определяет исчерпывающий закрытый перечень документов и информации, которая необходима к предоставлению в рамках содержания котировочной заявки участника Закупки.

Так, Приложением № 3 к Извещению, Заказчиком представлена форма заявки на участие в Закупке (далее также – Форма), содержащая, в том числе, предлагаемую к заполнению участникам Закупки таблицу следующего содержания и вида (цитирование):

 

№ п/п

Наименование услуги

Ед.изм.

Кол-во

Цена за ед., в том числе

 НДС

Сумма, в том числе НДС

 

 

 

 

 

 

 

В рассматриваемом случае целесообразно отметить факт того, что ни Положение о закупке, ни Извещение, в том числе, п. 24 Извещения «Инструкция по заполнению заявки на участие в Закупке» не содержит условий и требований Заказчика к порядку заполнения указанной Таблицы Формы заявки, что также подтверждается представителем Заказчика в заседании Комиссии Управления.

В ходе рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России, заявки № 499983 (ООО «Альфамед»), предоставленной Заказчиком в адрес Управления по запросу от 01.03.2022 г. (исх. № ИВ/1308) установлено, что заявка Общества, по содержанию является аналогичной Приложению № 3 к Извещению, в которой Обществом приведена, в том числе, заполненная таблица Формы следующего содержания и вида (цитирование):

 

№ п/п

Наименование услуги

Ед.изм.

Кол-во

Цена за ед., в том числе

НДС

Сумма, в том числе НДС

1

оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников

Усл.ед.

1

170 000,00

170 000,00

 

В заседании Комиссии Управления представитель Заказчика дополнительно пояснил, что Заявителем жалобы в содержании заявки № 499983 фактически предложена к исполнению 1 (одна) услуга, в то время как Приложением № 1 (Описание объекта Закупки) к Извещению, Заказчиком закреплена потребность в предоставлении 82 (восьмидесяти двух) услуг, следовательно, предлагаемый Обществом объём услуг не соответствует требованиям, установленным Техническим заданием Извещения.

В свою очередь, представитель Заявителя на указанный выше довод Заказчика возразил, указав, что Приложение № 1 к Извещению (Техническое задание) не содержит однозначных требований к количественному показателю необходимых к оказанию услуг равному 82 (восьмидесяти двум), равно, как Извещение не содержит требований к порядку заполнения Талицы Формы заявки, соответственно, у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные правовые основания для отклонения заявки Общества по заявленным в Итоговом протоколе основаниям.

На вопрос Комиссии Управления о порядке оказания Обществом услуг являющимися объектом Закупки, представитель Заявителя пояснил, что услуги будут оказаны ООО «Альфамед» в полном соответствии с требованиями котировочной документации, в том числе, технического задания, так как указанное обязательство в силу ч. 2 пп. 7 п. 23 Извещения, было задекларировано Заявителем при подаче заявки на участие в Закупке.

 

Согласно п. 3 ч. 9, п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, пп. 3 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения, Извещение должно содержать предмет договора с указанием количества оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Частью 1 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения закреплено, что к Извещению должно быть приложено описание предмета (объекта) Закупки.

Во исполнение вышеуказанных условий, пунктами 8 и 9 Извещения установлено, что, в том числе указание информации об объёме Закупки (оказываемых услуг) приведены в Описании предмета закупки (Приложение №1 к Извещению).

В свою очередь, Приложением № 1 к Извещению Заказчиком представлено Описание предмета закупки (Техническое задание) на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников, из содержания которого следует, что осуществление периодического медицинского осмотра необходимо для 82 (восьмидесяти двух) человексотрудников Заказчика.

При этом, Техническое задание Извещения не содержит указания на количественный показатель услуг, необходимых к оказанию Заказчику, равный 82 (восьмидесяти двум) единицам, на который ссылается Заказчик, как на основание для отклонения заявки Общества, что подтверждает довод Заявителя опровергая правовую позицию Заказчика.

Кроме того, Комиссия Управления полагает недоказанной Заказчиком взаимосвязь показателя количества работников (82 человека):

- с абстрактными (прямо не закреплёнными в Извещении) некими услугами в количестве 82 единиц, которые, по мнению Заказчика, должны были быть указаны Обществом в графе «Кол-во» Таблицы Формы заявки;

- с необходимостью указания именно данного показателя (82 человека) в графе «Кол-во» Таблицей Формы заявки;

- с прямым несоответствием заявки ООО «Альфамед» требованиям Извещения, в том числе Технического задания.

Таким образом, из совокупности вышерассмотренных обстоятельств Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что закупочная документация не содержит требований об оказании услуг в количестве 82 единиц и требований к указанию такого значения в графе «Кол-во» Таблицы Формы, соответственно, обстоятельства на которые ссылается Заказчик, как на основание отклонение заявки Общества являются несостоятельными, нарушающими принцип информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), так как прямо не закреплены в содержании Извещения.

Вместе с тем, в отношении к рассматриваемой ситуации Комиссия Управления полагает уместным указать на публично-правовой характер отношений, регулируемых Законом о закупках и объективно более зависимое и слабое положение участников закупочных процедур (в общем балансе сторон: «заказчик – участник»), как субъектов права, по сути, акцептирующих условия процедуры проводимой Заказчиком, из чего следует недопустимость какой-либо правовой неопределенности (неоднозначности) размещаемой оферты, в целях невозможности множественного или двоякого толкования её содержания сторонами указанных правоотношений.

Указанный тезис корреспондирует с обязанностью Заказчика максимально чётко, точно и ясно формулировать требования и условия закупочной документации (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. «г» п. 2.6 Положения), исключая пробелы и противоречия в её содержании, а также возможность закупочной комиссии Заказчика отклонять соответствующих участников на основании субъективного толкования такого противоречия или пробела (неоднозначного положения).

 

Заявка на участие в Закупке состоит из одной части, включающей в себя документы и информацию, установленные в Извещении, в том числе о предлагаемой услуге, и предложения участника закупки о цене договора. Такая заявка представляется согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в Извещении в соответствии с п. 20.4 настоящего раздела (абз. 1, 2 п. 20.5 разд. 20 Положения, пп. 2 п. 23 Извещения).

При этом, в силу абз. 4 п. 20.5 разд. 20 Положения и пп. 6 п. 23 Извещения, при подаче заявки на участие в Закупке участник выражает свое согласие со всеми условиями Закупки и не может отказаться от заключения договора после завершения процедуры Закупки.

Так, Заказчик констатировал свою потребность в содержании Технического задания Извещения, следовательно, учитывая абз. 4 п. 20.5 разд. 20 Положения и пп. 6 п. 23 Извещения, Заявитель, подав заявку на участие в Закупке, акцептировал её условия, в том числе, требование Заказчика к объёму необходимых ему услуг (неизменный показатель), соответственно, суть указания Обществом в заявке: «1-ой (одной) условной единицы необходимой к оказанию услуг», за место «(восьмидесяти двух) человек (или услуг, как указывает Заказчик)», содержательно не противоречит друг другу, в обоих случаях отражая потребность Заказчика, зафиксированную в Техническом задании. Доказательств, подтверждающих иное Заказчиком в материалы дела № 072/07/18.1-30/2022 не предоставлено.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пп. 1 п. 5.5 разд. 5 Положения о закупке, члены комиссии по закупкам принимают решения о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурентной закупке.

Пунктом 5.16 разд. 5 Положения закреплено, что в своей деятельности комиссия по закупкам, привлекаемые эксперты (экспертные организации) руководствуются ГК РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, настоящим Положением, Извещением о проведении закупки и документацией о закупке со всеми приложениями, изменениями и дополнениями.

Комиссия по закупкам в установленный срок рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в Извещении (п. 20.8.2 разд. 20 Положения).

В силу ч. 1 п. 20.8.3 разд. 20 Положения, комиссия по закупкам не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в Извещении или предложенная в котировочных заявках цена договора превышает НМЦ, указанную в Извещении или равна нулю.

В данном случае, Комиссия Управления полагает недоказанным Заказчиком факт несоответствия заявки № 499983 участника Закупки – ООО «Альфамед» требованиям Извещения.

Таким образом, на основании совокупности вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные правовые основания для отклонения заявки Общества в соответствии с ч. 1 п. 20.8.3 разд. 20 Положения по причине, зафиксированной в Итоговом протоколе, следовательно, Комиссия Управления усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 5.16 разд. 5 Положения, выразившееся в отклонении заявки ООО «Альфамед» в порядке не предусмотренном Извещением, что также свидетельствует о несоответствии действий Заказчика принципу информационной открытости Закупки и равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. «а», «г» п. 2.6, пп. «а», «б» п. 2.7 разд. 2 Положения), как следствие, противореча содержанию условий ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

 

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении закупочной комиссией ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников (реестровый номер извещения: 32211124535), выразившемся в необоснованном отклонении заявки № 499983 участника Закупки – ООО «Альфамед».

2) о наличии оснований для выдачи обязательного к исполнению предписания об устранении выявленного нарушения путём отмены Итогового протокола и оценки заявки ООО «Альфамед» с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Извещения, Положения и Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфамед» на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Городская станция по борьбе с болезнями животных» г. Тюмень при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников (реестровый номер извещения: 32211124535) обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАУ ТО «ГорСББЖ» г. Тюмень обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путём отмены Итогового протокола и проведения рассмотренной закупочной процедуры с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Закона о закупках.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Г.Ф. Попов

 

           

 

 

В.В. Романенко

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны