Решение №03-ВП/2022 внеплановая проверка от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-ВП/2022

о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

21 февраля 2022 года                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчиков, уполномоченного органа на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон          № 44-ФЗ) при проведении совместного электронного аукциона на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами (сбору, временному хранению, транспортированию, обеззараживанию, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г») (реестровый номер закупки 0167200003421008333).

          Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось с использованием системы видеоконференции «True Conf».

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/946 от 15.02.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 21.02.2022, 10 часов 00 минут.

Во исполнение уведомления Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/946 от 15.02.2022) оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке (вх.№ 1533 от 17.02.2022).

Внеплановая проверка проводится с участием представителей:

от заказчика: ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» (далее также - заказчик), Ф. по доверенности № 28 от 17.02.2022,

от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган), С. по доверенности № 12 от 24.02.2021,

от ООО «Н» (далее также – участник закупки), К. по доверенности № 07/22 от 21.02.2022,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 08.02.2022 (вх.№ 1191) посредством электронной почты поступило обращение ООО «Н», в котором отмечается следующее:

1) документацией о закупке не установлены единые требования к единицам измерения услуг в части организации сбора, транспортирования, размещения медицинских отходов класса «А»;

2) документацией о закупке не предусмотрено требование об определении массы (взвешивании) отходов при их сдаче исполнителем на полигон ТБО, поскольку действующим законодательством не утверждена методика определения массы отходов исходя из плотности и объема;

3) отсутствие в документации о закупке требования о взвешивании отходов при их сдаче исполнителем на полигон ТБО создает условия для бесконтрольного завышения массы отходов и как следствие, влечет необоснованные затраты бюджетных средств;

4) 22.12.2021 ООО «Нов-экология» направило запрос на разъяснение положений документации о закупке. Заказчиком в лице ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» в ЕИС в сфере закупок размещены разъяснения положений документации о закупке не в полном объеме. ООО «Н» отмечает, что в нарушение пункта 5 части 3 статьи 25 Закона о контрактной системе, раздела 2.2 документации о закупке, разъяснения документации о закупке должны предоставляться не заказчиком, а уполномоченным органом, что указывает на бездействие уполномоченного органа в направлении разъяснений документации о закупке.

Заказчиком представлены письменные возражения (вх.№ 1628 от 21.02.2022), которые приобщены к материалам дела, заказчик указывает на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе.

Уполномоченным органом представлены письменные возражения (вх.№ 1635 от 21.02.2022), которые приобщены к материалам дела, уполномоченный орган указывает на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе.

Из материалов проверки усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами (сбору, временному хранению, транспортированию, обеззараживанию, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г»), с начальной (максимальной) ценой контракта 300 840 456,00 рублей, в интересах заказчиков: ГБУЗ ТО «Госпиталь для ветеранов войн», ГБУЗ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы», ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1», ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», ГБУЗ ТО «Областной клинической фтизиопульмонологический центр», ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер», ГБУЗ ТО «Областная станция переливания крови», ГБУЗ ТО «Областная больница № 19» (г. Тюмень), ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2», ГБУЗ ТО «Областная инфекционная клиническая больница», ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка», ГБУЗ ТО «Родильный дом № 2», ГБУЗ ТО «Родильный дом № 3», ГБУЗ ТО «Станция скорой медицинской помощи», ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД».

Информация об электронном аукционе была размещена 10.12.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421008333.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки: http://roseltorg.ru

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе  предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ) предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры.

1) Вопреки доводу обращения, Приложением № 1 к документации о закупке определена единица измерения, оказываемых исполнителем услуг:

2022 год

№ п/п

Наименование услуги

Описание (характеристика) услуги

Единица измерения

Количество (масса) в год

1

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «А»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

6 736 206,00

2

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «Б»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

274 232,60

3

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «В»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

626 294,00

4

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «Г»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

6 910,00

2023 год

№ п/п

Наименование услуги

Описание (характеристика) услуги

Единица измерения

Количество (масса) в год

1

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «А»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

6 740 206,00

2

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «Б»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

329 144,60

3

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «В»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

626 294,00

4

оказание услуги по обращению с медицинскими отходами класса «Г»

в соответствии с настоящим описанием объекта закупки

кг

6 910,00

 

Пунктом 4.3 проекта договора предусмотрено, что учет количества вывозимых медицинских отходов определяется путем их взвешивания на весах исполнителя. В приемо-сдаточном акте указывается вес нетто передаваемых отходов.

Таким образом, описанием объекта закупки, а равно условиями договора определена единица измерения оказываемых услуг - килограмм, а также порядок учета количества вывозимых исполнителем медицинских отходов.

По результатам рассмотрения указанного довода Комиссией нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

2) Разделом 4 проекта договора определены правоотношения заказчика и исполнителя на стадии исполнения контракта при оказании услуги по обращению с медицинскими отходами.

Пунктом 4.1 проекта договора предусмотрено, что услуги по обращению с медицинскими отходами (сбору, временному хранению, транспортированию, обеззараживанию, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г») оказываются исполнителем с момента заключения настоящего договора по 31.12.2023 (включительно).

Пунктом 4.3 проекта договора предусмотрено, что учет периодичности и количества вывозимых медицинских отходов с территории заказчика осуществляется на основании приемо-сдаточного акта (Приложение № 3 к настоящему договору). В акте отражается вес нетто передаваемых медицинских отходов по классам («А», «Б», «В», «Г»), который определяется путем их взвешивания на весах исполнителя, дата, время, ответственное лицо от заказчика и исполнителя, а также государственный номерной знак автотранспортного средства.

Пунктом 5.3.5 проекта договора предусмотрено, что исполнитель обязан по факту оказания услуг ежемесячно до 10 (десятого) числа следующего за отчетным предоставлять заказчику следующие документы:

а) акт сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение № 2 к договору) за отчетный месяц;

б) счет на оплату оказанных услуг за отчетный месяц (счет-фактуру, если исполнитель уплачивает НДС);

в) документ, подтверждающий размещение на полигоне медицинских отходов класса «А» за отчетный месяц;

г) документ, подтверждающий обезвреживание медицинских отходов классов «Б», «В», «Г» (за исключением  наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации) на объектах обезвреживания отходов за отчетный месяц.

Условиями проекта договора определены стороны договора, которыми выступают заказчик и исполнитель. Полигон ТБО стороной договора не является.

Правоотношения возникающие при размещении на полигоне ТБО медицинских отходов класса «А» (в том числе, определении веса отходов) возникают только между исполнителем и полигоном ТБО, поскольку заказчик не осуществляет размещение медицинских отходов класса «А» на полигоне ТБО.

В обращении ООО «Н» не отрицается тот факт, что в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, если и принять во внимание довод ООО «Н» о том, что отсутствие на полигоне ТБО средств весового контроля приводит к завышению (занижению) массы отходов, то данный довод относится исключительно к стадии исполнения контракта.

Стоит отметить, что Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 связывает проведение контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки исключительно со стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до стадии заключения контракта, следовательно, антимонопольный орган в рамках реализации своих полномочий не осуществляет контроль за стадией исполнения контракта.

Пунктом 5.3.12 проекта договора предусмотрено, что исполнитель обязан осуществлять транспортирование отходов специализированным транспортом, соответствующим требованиям, установленным СанПиН 2.1.3684-21, при наличии исправно функционирующего оборудования (видеорегистратор, система «ГЛОНАСС», система взвешивания).

В пункте 13 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877) указано, что выпускаемые в обращение транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Следовательно, требование заказчика об оснащении спецтранспорта системой ГЛОНАСС соответствует требованиям действующего законодательства.

Учитывая, что полигон ТБО не является стороной договора по обращению с медицинскими отходами заключенного между заказчиком и исполнителем, следовательно, включение заказчиком указанного условия в проект договора не требуется, поскольку порядок взвешивания медицинских отходов поступивших для размещения на полигоне ТБО определяется исключительно договорными отношениями между исполнителем и полигоном ТБО, что не является предметом договора заключенного между заказчиком и исполнителем.

По результатам рассмотрения указанного довода Комиссией нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

3) Частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

Пунктом 1.1 Постановления Правительства Тюменской области от 30.05.2005 № 53-п «Об утверждении Положения о Департаменте финансов Тюменской области» предусмотрено, что Департамент финансов Тюменской области является органом, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль.

По результатам рассмотрения указанного довода Комиссия отмечает, что антимонопольные органы не обладают полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, а также контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, следовательно, указанный довод Комиссией не рассматривается ввиду отсутствия соответствующих полномочий.

4) ООО «Н» указывая на то, что разъяснения документации о закупке должны предоставляться не заказчиком, а уполномоченным органом в соответствии с требованиями части 3 статьи 25 Закона о контрактной системе, не учитывает, что извещение о проведении закупки с реестровым номером 0167200003421008333 размещено в ЕИС в сфере закупок 10.12.2021.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2022 внесены изменения в статью 25 Закона о контрактной системе, которая предусмотрела обязанность организатора проведения совместного аукциона разъяснять положения извещения об осуществлении закупки.

Следовательно, на дату направления ООО «Н» запроса на разъяснение положений документации о закупке (то есть, 22.12.2021) действовала предыдущая редакция статьи 25 Закона о контрактной системе, которая такую обязанность организатора проведения совместного аукциона не предусматривала.

При этом, изменения внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ не распространяются на закупки извещения о проведении которых размещены в ЕИС в сфере закупок до 01.01.2022 (не применяется обратная сила федерального закона).

Ранее предоставленные заказчиком разъяснения документации о закупке размещены в установленный срок, разъяснения не изменяют суть документации о закупке.

Довод ООО «Н» о том, что заказчиком не предоставлены разъяснения относительно определения веса отходов при отсутствии весов на полигоне ТБО, является несостоятельным, поскольку, проектом контракта не предусмотрено условие относительно определения веса отходов при отсутствии весов на полигоне ТБО. Поскольку проектом контракта не предусмотрено указанное условие, а разъяснения документации о закупке могут быть предоставлены только в отношении условий имеющихся в документации о закупке, следовательно, основания разъяснять условие проекта контракта, которое изначально отсутствовало в документации о закупке, у заказчика отсутствовали. Таким образом, нарушения Закона о контрактной системе в данной части не усматриваются.

Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчиков и уполномоченного органа отсутствует факт нарушения законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемой закупки.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении совместного электронного аукциона на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами (сбору, временному хранению, транспортированию, обеззараживанию, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г») (реестровый номер закупки 0167200003421008333) в действиях заказчиков, уполномоченного органа не установлено нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

 

Председатель Комиссии                                                                                          

Члены Комиссии                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны