Решение №072/07/18.1–233/2020 Признать жалобу обоснованной. от 14 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–233/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.12.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 14.12.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>            -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                 -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–233/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сибсервис» (далее – Заявитель, Общество) на действия общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее также – Заказчик, ООО «ТЭО», Региональной оператор) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 126/2020 на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области в границах Ялуторовского муниципального района и городского округа г. Ялуторовск (реестровый номер извещения: 32009712311), далее также – Закупка, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 01.12.2020 г. поступила жалоба (вх. № 12323) ООО «Сибсервис» на действия общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее – Заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 126/2020 на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее также – ТКО) на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области в границах Ялуторовского муниципального района и городского округа г. Ялуторовск (реестровый номер извещения: 32009712311).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11052.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 04.13.2020 г. в 16:55 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/8986) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из доводов жалобы Заявителя следует, что в связи с внедрением и использованием информационной системы мониторинга обращения с ТКО в Тюменской области, положения разд. 6 проекта договора закупочной документации Заказчика содержат требования, не предусмотренные действующим законодательством РФ и ограничивающие круг возможных участников Закупки, а именно:

- обязанность представления исполнителем по договору соответствующей специализированной техники (мусоровозов) и контейнеров для установки программно-аппаратных комплексов автоматического бортового взвешивания массы отходов каждого опрокинутого (загруженного) контейнера с передачей в режиме «Онлайн» данных о времени, геопозиции загрузки контейнера, его массе и сведениях специализированном транспортном средстве (далее – Оборудование), что, в свою очередь предполагает наличие у исполнителя такой техники на праве собственности, что ограничивает права и законные интересы Заявителя, так как ряд парка соответствующей техники Общества находится в аренде или лизинге и не предусматривает возможность внесения изменений в её конструктив посредством установки Оборудования Регионального оператора, следовательно, исполнение данных условий гл. 6 проекта договора напрямую зависит от волеизъявления третьего лица (собственника техники);

- обязанность исполнителя вывозить все виды ТКО единственным способом – мусоровозами с установленным на них Оборудованием посредством опрокидывания контейнеров, что является заведомо неисполнимым требованием, так как в случае с накоплением и транспортировкой крупногабаритных ТКО посредством бункеров и бункеровозов, и безконтейнерным способом сбора мусора (в полиэтиленовые мешки) мусоровозы и контейнеры не используются.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что разд. 6 проекта договора закупочной документации сформирована Заказчиком в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Тюменской области, заключённым Региональным оператором с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области (далее – Уполномоченный орган) 24.11.2020 г. (далее – Соглашение), соответственно действия Заказчика по формированию, в том числе гл. 6 проекта договора закупочной документации направлены на исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением и не могут быть расценены Тюменским УФАС России как действия, направленные на ограничение конкуренции.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 2 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках продублировано в п. 1.1.7.2 и п. 1.1.7.4 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ООО «ТЭО» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом общего собрания участников ООО «ТЭО» от 01.02.2019 г. и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 13.02.2019 г. (новая редакция).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 23.11.2020 г. (с изменениями от 01.12.2020 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009712311) и на сайте оператора электронной торговой площадки – общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: https://www.rts-tender.ru/ Заказчиком было размещено извещение по запросу котировок в электронной форме № 126/2020 на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области в границах Ялуторовского муниципального района и городского округа г. Ялуторовск (далее – Извещение). 

Дата и время окончания подачи заявок: 07.12.2020 г. в 08:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 85 111 618,62 руб.

Согласно абз. 11 п. 1.2 Положения, под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену исполнения договора.

Порядок проведения запроса котировок в электронной форме регламентируется п. 11 Положения о закупке Заказчика.

Пунктом 11.2.2 Положения установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны, в том числе сведения в соответствии с п. 5.3. и 5.4.

Документация о конкурентной закупке должна содержать проект договора, срок и порядок его заключения по итогам размещения закупки (пп. 20 п. 5.4 Положения).

Так, абз. 2 Извещения определено, что приложением к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме является Приложение № 2 (далее – Проект договора).

В соответствии с п. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила).

Так, в целях объективного восприятия нижеизложенного, следует рассмотреть основную терминологию, приведённую Заказчиком в абз. 8 – 10, 13 и 14 Проекта договора, с учётом положений п. 2 Правил:

- бесконтейнерный приём – способ погрузки ТКО в пакетах или других ёмкостях в Мусоровоз непосредственно от потребителя услуги по обращению с ТКО с мест приёма (погрузки) ТКО от потребителя, указанных Региональным оператором;

- контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО в местах накопления ТКО для дальнейшей погрузки ТКО в мусоровоз, за исключением крупногабаритных отходов;

- бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов в местах накопления ТКО для дальнейшей погрузки крупногабаритных отходов (далее – КГО) в мусоровоз;

- мусоровоз – транспортное средство, используемое для перевозки ТКО;

- место приёма (погрузки) ТКО от потребителя – место остановки мусоровоза для погрузки ТКО в пакетах или других емкостях в мусоровоз непосредственно от потребителя услуги по обращению с ТКО.

Здесь необходимо отметить, что понятие «крупногабаритные отходы» является составной неотъемлемой частью более общего понятия «твёрдые коммунальные отходы», что, в свою очередь подтверждается представителями Заказчика и Заявителя в ходе рассмотрения настоящей жалобы по существу.

Согласно п. 1.2 Проекта договора, исполнитель оказывает услуги по транспортированию ТКО в соответствии с условиями настоящего договора и территориальной схемой обращения с отходами в Тюменской области, действующей на территории деятельности Регионального оператора, схемой потоков транспортирования ТКО,  реестрами мест (площадок) накопления ТКО, размещёнными на официальных сайтах органов местного самоуправления Тюменской области, и местами приёма/погрузки ТКО от потребителя, указанными Региональным оператором.

В услугу исполнителя входит погрузка ТКО в транспортное средство с места накопления ТКО (места приёма (погрузки) ТКО от потребителя – при бесконтейнерном приёме), уборка места погрузки ТКО от высыпавшегося при погрузке мусора, уборка места приёма (погрузки) ТКО от потребителя – при бесконтейнерном приёме и при приёме КГО, с учётом требований, установленных разд. 6 Договора, а также транспортирование ТКО до места приёма и передачи ТКО (п. 1.7 Проекта договора).

В соответствии с пп. 4 п. 4.12 Проекта договора, исполнитель осуществляет транспортирование ТКО мусоровозами имеющими функциональное оборудование, обеспечивающее погрузку ТКО в местах накопления ТКО в мусоровоз и их транспортирование с учётом типов, видов и объёмов, расположенных в зоне деятельности исполнителя контейнеров в соответствии с договором, реестром мест (площадок) накопления ТКО и территориальной схемой, а также оборудованные устройствами, устанавливаемыми в целях исполнения требований, предусмотренных разд. 6 Договора (с даты установления такого оборудования).

Согласно п. 5.1 Проекта договора, исполнитель обязан, в том числе:

- осуществлять транспортирование ТКО в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством в области обращения с отходами, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой, схемой потоков транспортирования ТКО, реестрами мест (площадок) накопления ТКО, графиком вывоза ТКО, иными условиями договора (п. 5.1.1);

- не производить загрузку в мусоровоз или иное специализированное транспортное средство при оказании услуг по договору отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам, или загрузка которых в мусоровоз, не допускается (п. 5.1.2);

- осуществлять транспортирование крупногабаритных отходов в установленном договором и законодательством РФ порядке (п. 5.1.4);

- при бесконтейнерном способе приёма ТКО, осуществлять вывоз и транспортирование в отношении ТКО, собранных потребителями в пакеты или иные ёмкости (п. 5.1.7).

- предоставить Региональному оператору по его запросу с учётом требований, предусмотренных разд. 6 договора, право и возможность установить на контейнерах, принадлежащих исполнителю, а также мусоровозах исполнителя необходимое Региональному оператору оборудование (в том числе бортовые навигационные устройства ГЛОНАСС и/или GPS/ГЛОНАСС для передачи данных (навигационную систему), системы фото- видеофиксации, идентификаторы контейнеров (контейнерных площадок), оборудование для исполнения требований разд. 6 договора, а также нанести логотипы Регионального оператора на контейнеры и мусоровозы (п. 5.1.11).

В свою очередь, разделом 6 Проекта договора Извещения устанавливаются права и обязанности сторон в связи с внедрением и использованием информационной системы мониторинга обращения с ТКО в Тюменской области (далее – Система), где п. 6.1 закреплено право Регионального оператора установить на контейнерах и мусоровозах исполнителя программно-аппаратные комплексы, выполняющие, функции предоставления мониторинговой информации:

- отслеживания маршрута движения транспорта в режиме «Онлайн» с помощью бортовых навигационных устройств ГЛОНАСС и/или GPS/ГЛОНАСС и передача данных в Систему;

- идентификация контейнеров (контейнерных площадок) путём считывания радиочастотных меток и передачи в режиме «Онлайн» в Систему данных о времени, геопозиции контейнера, сведениях о специализированном транспортном средстве;

- автоматического бортового взвешивания массы отходов каждого опрокинутого (загруженного) контейнера с передачей в режиме «Онлайн» данных о времени, геопозиции загрузки контейнера, массе контейнера, сведений о специализированном транспортном средстве.

Исполнитель обязан доставить мусоровозы и контейнеры для установки Оборудования по запросу Регионального оператора в указанные сроки, указанное место и на указанный период.

Также, п. 6.2 Проекта договора, определено, что после введения Системы в эксплуатацию исполнитель обязан, в том числе:

- осуществлять транспортирование ТКО только мусоровозами, на которых установлено Оборудование, предусмотренное п. 6.1 (п. 6.2.1);  

- обеспечивать работоспособность, сохранность, техническое обслуживание и ремонт Оборудования. С момента выхода из строя Оборудования и до завершения его ремонта использование мусоровоза для оказания услуги по транспортированию ТКО не допускается (п. 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5);

- производить погрузку всего ТКО с мест накопления ТКО, мест приёма (погрузки) ТКО от потребителя только с использованием оборудования, предусмотренного п. 6.1 (п. 6.2.8);       

- производить погрузку ТКО, скопившегося вне контейнеров в результате переполнения, с мест (площадок) накопления ТКО, а также отходов, просыпавшихся при выгрузке из контейнеров, только с использованием контейнеров (п. 6.2.9);  

Вместе с тем, согласно п. 6.5 Проекта договора, исполнитель несёт ответственность перед Региональным оператором за выполнение вышеуказанных обязанностей, в частности, обязан возместить Региональному оператору все штрафы и неустойки, наложенные на Регионального оператора в связи с неисполнением и/или ненадлежащем исполнением своих обязанностей.

В случае отказа исполнителя от установки Региональным оператором на принадлежащих исполнителю мусоровозах и контейнерах Оборудования, предусмотренного п. 6.1, Региональный оператор вправе расторгнуть настоящий Договор (отказаться от исполнения) в одностороннем внесудебном порядке (п. 6.6 Проекта договора Извещения).

Таким образом, по смыслу совокупности вышеприведённых требований Проекта договора, исполнителю договора, являющегося предметом рассматриваемой закупочной процедуры необходимо предоставить Заказчику специализированную технику для установки оборудования, осуществляющего, в том числе автоматическое бортовое взвешивание массы отходов опрокинутого (загруженного) контейнера (пп. 3 п. 6.1), где вследствие такой установки исполнитель будет обязан производить погрузку и транспортировку всего ТКО (в том числе КГО и ТКО бесконтейнерного приёма) с мест накопления, приёма (погрузки) ТКО только с использованием такого оборудования (п. 6.2.8), следовательно, только с использованием контейнеров.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что осуществить погрузку КГО в контейнер и «опрокинуть» в мусоровоз не представляется возможным, так как КГО накапливается в соответствующих ёмкостях – бункерах и вывозится спец. техникой – бункеровозами, а в местах накопления ТКО посредством бесконтейнерного приёма отсутствуют контейнеры в принципе, и погрузка осуществляется непосредственно в специализированную технику, что свидетельствует о объективной неисполнимости совокупности требований, содержащейся в разд. 6 Проекта договора.

С учётом вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле и осуществив анализ и оценку вышеприведённых положений Проекта договора Извещения, сформированного Заказчиком, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 10 Правил, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.

Исходя из содержания данной нормы, складирование отходов потребителями осуществляется, в том числе в бункеры, пакеты и другие ёмкости, следовательно, требование Заказчика о необходимости загрузки и транспортировки всего ТКО (в том числе КГО и ТКО бесконтейнерного приёма), только с использованием контейнеров (пп. 3 п. 6.1 и п. 6.2.8 Проекта договора) является избыточным, нарушая принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки (1.1.7.4 Положения, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и как следствие противоречит положениям ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, соответственно довод жалобы Общества обоснован.

В соответствии с п. 26 Правил определено, что оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию ТКО, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством РФ о техническом регулировании.

Пунктом 27 Правил определено, что транспортирование ТКО осуществляется с использованием мусоровозов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации.

Так, согласно пп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее – Постановление № 641), оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования ТКО.

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об отходах, транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии с п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 (далее – Правила № 272), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами. При этом, п. 10 Приложения к Правилам № 272 определено, что транспортные средства – мусоровозы отнесены к специализированным транспортным средствам.

Так, из письменных пояснений Регионального оператора следует, что в соответствии с п. 5.2.2.2.2 гл. 5.2 «Маркировка и знаки опасности» Приложения ДОПОГ на мусоровозах должен быть установлен знак № 9 – опасность класса 9 «Прочие опасные вещества и изделия», а также размещена табличка оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН, пример которой содержится в п. 5.3.2.2.3 гл. 5.3 «Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, Приложения «В» ДОПОГ.

Таким образом, по смыслу вышеизложенного, требования действующего законодательства РФ к оснащённости мусоровозов ограничиваются наличием на них установленной аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (п. 3 Постановления № 641) и соответствующих специальных знаков (п. 3 Правила № 272, ДОПОГ), следовательно, требования п. 5.1 и разд. 6 Проекта договора о необходимости установки на мусоровозы исполнителя дополнительного Оборудования – системы мониторинга обращения с ТКО законодательно необоснованно.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 24.10 Закона об отходах, определение объёма и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчётов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила № 505).

Так, п. 2 Правил № 505, коммерческому учёту подлежат объём и (или) масса:

а) ТКО в местах их накопления: сортированных/несортированных ТКО и КГО;

б) ТКО, транспортируемых операторами по обращению с ТКО;

в) ТКО, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО и транспортируемых с таких объектов.

Согласно п. 7 Правил № 505, в целях осуществления расчётов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, коммерческий учёт ТКО осуществляется в соответствии с п. 5 настоящих Правил.

Так, п. 5 Правил № 505 закреплено, что коммерческий учёт ТКО осуществляется:

а) расчётным путём исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма;

- количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;

б) исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.

Абзацами 10, 23, 24 и 25 ст. 1 Закона об отходах установлены следующие определения объектов обращения с ТКО:

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах;

- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

- объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.

В соответствии с п. 10 Правил № 505, владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы ТКО.

Согласно п. 1 абз. 1 ст. 21 Закона об отходах, основным принципом экономического регулирования в области обращения с отходами является, в том числе уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Из содержания изложенных норм следует, что места осуществления коммерческого учёта ТКО законодательно определены закрытым перечнем соответствующих объектов размещения (хранения, захоронения) и обезвреживания ТКО, следовательно, монтаж на мусоровозы исполнителя оборудования промежуточного взвешивания массы каждого опрокинутого (загруженного) контейнера является нецелесообразным, так как не может быть применён в целях коммерческого учёта ТКО в соответствии с Правилами № 505.

Таким образом, по смыслу вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действующим законодательством РФ не предусмотрена необходимость установки на мусоровозах информационной системы мониторинга обращения с ТКО (в том числе Оборудования автоматического бортового взвешивания массы отходов каждого опрокинутого (загруженного) контейнер), установка которого является обязательной в соответствии с п. 5.1 и разд. 6 Проекта договора, что, свою очередь противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1.1.7.2 Положения, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и нарушает требования ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, следовательно довод жалобы заявителя является обоснованным.

Вместе с тем следует отметить, что Заказчиком должным образом не доказана объективная нужда в установке информационной системы мониторинга обращения с ТКО на специализированной технике исполнителя договора, являющегося предметом рассмотренной закупочной процедуры, а также не представлены соответствующие документы и сведения, подтверждающие наличие у Регионального оператора необходимого Оборудования планируемого к установке на мусоровозы исполнителя,   что говорит о неполном, не всестороннем понимании собственной потребности Заказчика, выраженной в разд. 6 Проекта договора. 

Исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ООО «ТЭО» ч. 1 ст. 2, п. 2, 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 126/2020 на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области в границах Ялуторовского муниципального района и городского округа г. Ялуторовск (реестровый номер извещения: 32009712311), выразившемся в установлении в п. 5.1 и разд. 6 Проекта договора неисполнимых требований непредусмотренных действующим законодательством РФ.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в закупочную документацию, а именно исключения п. 5.1.11 и разд. 6 из Проекта договора Извещения и продлении срока подачи заявок в соответствии с требованиями п. 11.2.4 Положения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибсервис» на действия общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 126/2020 на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области в границах Ялуторовского муниципального района и городского округа г. Ялуторовск (реестровый номер извещения: 32009712311) обоснованной.

2. Признать в действиях ООО «ТЭО» нарушение ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ООО «ТЭО» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок.

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>

 

                                          

<...>

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны