Решение №072/06/44/106/2024 комиссией по осуществлению закупок заказчика нарушены требов... от 13 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е   072/06/44/106/2024

13 июня 2024 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «И» на действия заказчика Администрации Голышмановского городского округа и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на приобретение компьютерной техники (реестровый номер закупки 0167600004924000065),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «И» на действия Администрации Голышмановского городского округа при проведении электронного аукциона на приобретение компьютерной техники.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, комиссией по осуществлению закупок заказчика нарушены требования законодательства о контрактной системе при рассмотрении заявок участников аукциона, поскольку заявка ООО «И» содержала предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения, в связи с чем заявки других участников, содержащие предложение о поставке товаров иностранного происхождения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 878 должны быть отклонены. Однако в данном случае победителем признан участник закупки, предложивший товар происходящий из иностранного государства, при наличии заявки заявителя с предложением поставки российского товара, включенного в реестр радиоэлектронной продукции.

Заказчик предоставил письменные возражения в которых какой-либо позиции по доводам жалобы не выразил, просит рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей и принять решение в соответствии с законодательством.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, осуществив внеплановую проверку по жалобе заявителя Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции происходящей из Российской Федерации является представление в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.

Положениями статьи 14 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (раздел IX «Продукция радиоэлектроники») предусмотрено, что Министерством промышленности и торговли РФ ведется Государственная информационная система промышленности (https://gisp.gov.ru).

Данная информационная система включает в себя, в том числе реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Указанный реестр создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации. Соответственно, вся российская радиоэлектронная продукция должна быть включена в указанный реестр. В противном случае данная продукция (не включенная в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции) для целей закупок товаров для государственных и муниципальных нужд приравнивается к продукции иностранного происхождения.

Из материалов дела усматривается, что Администрация Голышмановского городского округа являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на приобретение компьютерной техники, с начальной (максимальной) ценой контракта 406 000,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 28.05.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167600004924000065

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru

Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком предусмотрены:

1) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018;

2) Ограничения допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0167600004924000065 от 06.06.2024 следует, что на участие в аукционе поступило 6 (шесть) заявок, которые комиссией по осуществлению закупок были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, победителем признан участник с идентификационным номером заявки 116712069 с предложением по цене контракта 239 540,00 рублей.

Как было указано выше, заявитель полагает, что комиссией заказчика нарушены требования законодательства о контрактной системе при рассмотрении заявок участников аукциона, поскольку заявка общества содержала предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения, в связи с чем заявки других участников, содержащие предложение о поставке товаров иностранного происхождения в соответствии с требованиями Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 должны быть отклонены.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что объект закупки (компьютерная техника) отнесен заказчиком к коду ОКПД 2: 26.20.40.110 «Источник бесперебойного питания», который включен в приложение № 1 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н (а именно, в общую группировку кода ОКПД 2 – 26.20.4 «Блоки, части и принадлежности вычислительных машин»), а также в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878) (в общую группировку кода ОКПД 2 – 26.20.4 «Блоки, части и принадлежности вычислительных машин»).

Подпунктом «д» пункта 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 3 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, а именно, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в случае если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с требованиями пункта 1.6 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.

Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона)

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

В рамках проведения внеплановой проверки по жалобе заявителя на запрос Тюменского УФАС России оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России предоставлены в электронном виде все заявки участников рассматриваемой закупки по результатам изучения которых Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее:

- Заявка ООО «П» содержала декларацию о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика;

- Заявка ООО «Ф» содержала декларацию о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика;

- Заявка ООО «К» содержала декларацию о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика;

- Заявка ООО «Б» содержала декларацию о стране происхождения товара – Российская Федерация, приложена выписка из реестра российской радиоэлектронной продукции № 10168949 от 05.06.2024, исторический реестровый номер 2638\1\2021 (дата включения: 07.06.2022);

- Заявка ООО «И» содержала декларацию о стране происхождения товара – Российская Федерация, приложен исторический реестровый номер из реестра российской радиоэлектронной продукции № 1909\2\2022;

- Заявка ООО «Н» содержала декларацию о стране происхождения товара – Российская Федерация, приложена выписка из реестра российской радиоэлектронной продукции № 10168949 от 02.04.2024, исторический реестровый номер 2638\1\2021 (дата включения: 07.06.2022).

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Поскольку участники закупки ООО «И», ООО «Н», ООО «Б» продекларировали в составе заявки страну происхождения предлагаемого к поставке товара – Российская Федерация, а также предоставили информацию из реестра российской радиоэлектронной продукции, заявки остальных участников, предложивших иностранный товар (а равно, заявки участников закупки продекларировавших российский товар) но не предоставивших номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции подлежали отклонению.

При указанных обстоятельствах, учитывая наличия совокупности условий, предусмотренных пунктом 3 Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 у комиссии по осуществлению закупок имелись предусмотренные законом основания для отклонения заявок участников закупки: ООО «П», ООО «Ф», ООО «К» которые содержали предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.

  Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Администрации Голышмановского городского округа связанные с неправомерным допуском участников закупки ООО «П», ООО «Ф», ООО «К» и признанием указанных заявок соответствующими требованиям извещения об осуществления закупки нарушают положения части 3 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43, пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует в действиях членов комиссии признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Изложенный в настоящем решении подход соответствует складывающей судебной практике при рассмотрении дел со схожими обстоятельствами (например, Постановлением Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 20.11.2023 по делу № А70-7845/2023 оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ № 304-ЭС23-27821 от 24.01.2024).

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «И» обоснованной.

По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, обязательное для исполнения предписание об устранении указанного нарушения путем аннулирования осуществляемой в настоящий момент процедуры заключения контракта, отмены протокола подведения итогов электронного аукциона и повторного осуществления процедуры рассмотрения заявок участников аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «И» обоснованной.

2. Признать комиссию по осуществлению закупок Администрации Голышмановского городского округа нарушившей положения части 3 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 43, пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика, комиссии по осуществлению закупок оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны