Решение №Р18/51-05 отсутствие части существенной информации в рекламе поверке п... от 26 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р18/51-05

26.12.2018 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя управления – начальник отдела КСЗ;

Члены Комиссии:

<…>.

 

<…>.

- главный специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р18/51-05, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламной информации в виде листовок в подъезде многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, д. 67,

в отсутствие заявителя – <…>. (уведомлен надлежащим образом, почтовый идентификатор - 62599227207700);

в присутствии представителя ООО «Горэнергонадзор» (625000, г. Тюмень, ул. Республики, д. 55, оф. 211А, ИНН 7203449429, ОГРН 1187232011867) – генерального директора <…>. (предъявлен паспорт),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления ФАС по Тюменской области поступило обращение <…>. (вх.№ 6688 от 28.08.2018 г.), по факту распространения рекламной информации в виде листовок в подъезде многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, д. 67.

В обращении указано, что 22.08.2018 г. заявитель обнаружил закрепленную в дверях своей квартиры листовку, содержащую рекламу поверки/замены квартирных приборов учета электроэнергии, следующего содержания: «ГорЭнергоНадзор» Согласно постановлению Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. (в ред. от 30.06.2018 г.) прибор учета электроэнергии, установленный по адресу: Волгоградская 67-34 не соответствует требуемым нормам и подлежит обязательной замене По всем вопросам, касающимся замены прибора учета электроэнергии, обратитесь по телефону +7 (3452) 54-80-74 (технический отдел)». Для подтверждения факта размещения рекламной листовки заявителем представлен оригинал вышеуказанной листовки. Заявитель считает, что данная рекламная информация содержит недостоверные сведения и вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Определением от 19.10.2018 г. № Р18/51-05 возбуждено дело № Р18/51-05 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Из пояснений ООО «Горэнергонадзор», представленных к рассмотрению настоящего дела, следует, что общество несогласно с вменяемым ему нарушением, поскольку оно не производит и не распространяет рекламную продукцию подобного формата, а также, не заказывает ее производство или распространение иным лицам. Вместе с тем, представитель отметил, что считает содержание листовки не рекламным, а информационным и направленным конкретному лицу, проживающему по адресу: г. Тюмень, ул. Волгоградская, д. 67, кВ. 34.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, документы представленные лицом, в действиях, которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, заслушав доводы представителя, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Согласно письму ФАС России от 27.06.2016 г. №АД/43482/16, пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Таким образом, информация, размещенная в рассматриваемой листовке является рекламой, поскольку соответствует всем требованиям, предъявляемым к рекламе, где объектами рекламирования являются ООО «Горэнергонадзор» и предоставляемые обществом услуги по поверке/замене квартирных приборов учета электроэнергии.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей необходимости воспользоваться предоставляемой услугой – заменой приборов учета электроэнергии. В таком случае, существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «Согласно постановлению Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г.», «…прибор учета электроэнергии…НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБУЕМЫМ НОРМАМ И ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЗАМЕНЕ»,  «обратитесь по телефону +7(3452)54-80-74» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у ООО «Горэнергонадзор».

Кроме того, наименование «Горэнергонадзор» формирует мнение о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «Горэнергонадзор» является некой муниципальной организацией, поскольку, в соответствии с перечнем особых случаев сокращений слов и словосочетаний на русском языке в библиографической записи (ГОСТ Р 7.0.12-2011), сокращение «гор.» является словом «городской». Ссылка в рекламе на нормативно-правовой акт, а также утверждение о том, что прибор учета электроэнергии подлежит обязательной замене, вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в ООО «Горэнергонадзор» для соблюдения требований действующего законодательства.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемой услуги и о лице, предоставляющем услугу.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

В тексте рассматриваемой рекламе присутствуют коммерческое обозначение «ГорЭнергоНадзор» и номер телефона +7(3452)54-80-74 (используемый обществом для осуществления своей деятельности), а так же, оттиск печати данного общества.

В ходе рассмотрения дела, законный представитель отказался признать, что рассматриваемая реклама принадлежит Обществу. Вместе с тем, не возражал, что рекламная листовка указывает именно на деятельность ООО «Горэнергонадзор», при этом отрицал, что размещенная в ней информация является рекламой, подчеркивал, что требования Закона о рекламе на нее не распространяются.

Указанные доводы, Комиссией не были приняты во внимание, поскольку информация, размещенная в рассматриваемой листовке соответствует всем требованиям, предъявляемым к рекламе, объектами рекламирования являются ООО «Горэнергонадзор» и предоставляемые Обществом услуги по поверке/замене квартирных приборов учета электроэнергии, следовательно, данная информация является рекламой и должна соответствовать требованиям Закона о рекламе.

Позиция заявителя направлена на уклонение от ответственности за совершенное нарушение рекламного законодательства.

Кроме того, оттиск печатей на представленных Обществом документах (вх.№ 9498 от 22.11.018 г. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения; вх.№ 9498 от 22.11.018 г. Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе ООО «Горэнергонадзор» исх.№ 459323227от 01.06.2018) соответствует оттиску печати на рекламной листовке, представленной Заявителем.

А так же, почерк законного представителя Общества в материалах дела (Уведомление о перерыве в рассмотрении дела №Р18/51-05 от 19.12.2018; Сопроводительное письмо о направлении определения исх.№ ИВ/6037 от 19.10.2018) и в представленных Обществом документах (вх.№ 9498 от 22.11.018 г. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения; вх.№ 9498 от 22.11.018 г. Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе ООО «Горэнергонадзор» исх.№ 459323227от 01.06.2018) совпадает с почерком в рекламной листовке, представленной Заявителем.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что именно ООО «Горэнергонадзор» определило объект рекламирования, изготовило и распространяло рассматриваемую рекламу, следовательно, ООО «Горэнергонадзор» (625000, г. Тюмень, ул. Республики, д. 55, оф. 211А, ИНН 7203449429, ОГРН 1187232011867) является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, представитель пояснил, что Обществом были проведены мероприятия по выявлению и уничтожению аналогичных листовок. В ходе данных мероприятий, подобных листовок выявлено не было. Таким образом, правонарушение, даже если оно имело место, прекращено.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать рекламу поверки/замены квартирных приборов учета электроэнергии, следующего содержания: «ГорЭнергоНадзор» Согласно постановлению Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. (в ред. от 30.06.2018 г.) прибор учета электроэнергии, установленный по адресу: Волгоградская 67-34 не соответствует требуемым нормам и подлежит обязательной замене По всем вопросам, касающимся замены прибора учета электроэнергии, обратитесь по телефону +7 (3452) 54-80-74 (технический отдел), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
  3. Решение изготовлено в полном объеме ________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии <…>.

Члены комиссии <…>.

 

<…>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны