Решение №РНП-72-119/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-119/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

04 августа 2023 года                                                                                                                     г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителей заказчика: ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел РФ» (далее также – заказчик), М. по доверенности № 10 от 08.11.2022, А. по доверенности № 7 от 03.08.2023,

в отсутствие представителя подрядчика (исполнителя): ООО «К» (далее также – Общество, исполнитель, подрядчик), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел РФ» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «К» (ИНН) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на благоустройство части территории института под полигон (1 этап) в рамках капитального ремонта (реестровый номер закупки 0367100000523000001),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел РФ» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «К» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на благоустройство части территории института под полигон (1 этап) в рамках капитального ремонта.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «К» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу в материалы дела не представило.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

28.02.2023 между ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел РФ» и ООО «К» заключен государственный контракт № 24-23 на благоустройство части территории института под полигон (1 этап) в рамках капитального ремонта (реестровый номер контракта 1720400687823000001).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству части территории института под полигон (1 этап) в рамках капитального ремонта в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение № 1 к проекту контракта) – далее («Работы») с 24.04.2023 года в течение 30 рабочих дней и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется при отсутствии замечаний принять результат Работы и оплатить, на условиях, определенных настоящим Контрактом. Код ОКПД-2 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки».

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что виды, объем, состав, и стоимость работ указанных в пункте 1.1 настоящего контракта приведены в локальном сметном расчете (приложение № 1 к проекту контракта) являющимся неотъемлемой частью контракта.

Пунктом 3.1.1 контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы указанные в пункте 1.1 настоящего контракта и организовать своевременную сдачу результата работы заказчику. Место выполнения работ по адресу: г. Тюмень, ул. Амурская, 75.

Пунктом 3.1.3 контракта предусмотрено, что при организации и проведении работ выполняться требования государственных стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, межотраслевых и отраслевых (по принадлежности), и других нормативных правовых актов.

Пунктом 3.1.10 контракта предусмотрено, что в ходе производства работ при технической необходимости обосновывать, согласовывать и вносить уточнения в техническую документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что для приемки выполненной работы, заказчиком создана приемочная комиссия. Заказчик вправе привлечь в состав приемочной комиссии представителей специализированных организаций (предприятий), в том числе государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора и иных членов необходимых для проведения приемки результатов работы по качеству и объему.

Пунктом 5.2 контракта предусмотрено место сдачи-приемки выполненных работ осуществляется по адресу: г. Тюмень, ул. Амурская, 75 в присутствии представителя(ей) подрядчика обязательно.

Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 25.12.2023.

Приложением № 1 к контракту предусмотрен локальный сметный расчет, согласно которому, установлен перечень выполняемых работ: устройство покрытия из асфальтобетона – разборка кирпичных перегородок, разборка бортовых камней, разработка грунта с погрузкой на автомобили, земляные работы, перевозка грузов автомобилями-самосвалами, устройство покрытия из плотного асфальтобетона.

Приложением № 2 к государственному контракту предусмотрен план-график производства работ: подготовительные работы (начало: апрель 2023, окончание: апрель 2023), производство работ по благоустройству (начало: май 2023, окончание: май 2023), перевозка грунта, строительного мусора (начало: май 2023, окончание: май 2023), сдача-приемка выполненных работ (начало: июнь 2023, окончание: июнь 2023).

Приложение № 3 к государственному контракту предусмотрено техническое задание, согласно которому, предусмотрено наименование материала используемого для выполнения работ: покрытие из пористого и плотного асфальтобетона из горячей асфальтобетонной смеси марка II, тип А, тип Б.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

09.03.2023

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, подрядчик обязан предоставить заказчику: план мероприятий по технике пожарной безопасности, приказ на ответственное лицо за производство работ, договор страхования, произвести подключение объекта от существующих сетей к водоснабжению и электроснабжению, пакет документов необходимый для пропускного режима. Работы будут выполняться с соблюдением требований режимного характера

Письмо исх.№ 16/827 от 09.03.2023

29.05.2023

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, подрядчик доступа на объект не имеет, в целях исполнения государственного контракта просьба предоставить доступ на объект, контактный телефон 89088742912

Письмо исх.№ 31 от 29.05.2023

07.06.2023

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, в ходе неоднократных рабочих встреч на объекте, обсуждались вопросы по организации и выполнению работ, по комплектованию бригады в оптимальном количестве. По состоянию на 05.06.2023 подрядчиком окончательный состав бригады не сформирован, к работам на объекте подрядчик не приступил. Заказчик просил подрядчика принять исчерпывающие меры по усилению контроля за исполнением контракта

Письмо исх.№ 16/2322 от 07.06.2023

13.06.2023

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, просил принять предложения по неучтенным в смете работам, подписать дополнительное соглашение № 1 от 13.06.2023 с приложением № 1.1 и № 2 и один экземпляр дополнительного соглашения № 1 от 13.06.2023 с приложением № 1.1 и № 2 и возвратить в наш адрес не позднее 7 рабочих дней с момента получения настоящего письма

Письмо исх.№ 51 от 13.06.2023

13.06.2023

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, до начала исполнения контракта в обязательном порядке выполняется демонтаж и перенос телефонных линий, системы видеонаблюдения, системы электроснабжения, системы тепло и водоснабжения и других инженерных систем расположенных в местах проведения работ и прилегающей к объекту территории. Подрядчик просил заказчика предоставить схему расположения телефонных линий, системы видеонаблюдения, системы электроснабжения, системы тепло и водоснабжения и других инженерных систем на части земельного участка (фото № 1) по адресу: г. Тюмень, ул. Амурская д. 75, кадастровый номер 72:23:0427001:10565

Письмо исх.№ 52 от 13.06.2023

13.06.2023

Подрядчиком в адрес заказчика выслан список сотрудников: Истамбулов Шамиль Жамаилович, Коленчик Виктор Владимирович, Перевалов Евгений Павлович, Смирнов Виктор сергеевич, Хачатрян Арам Мигранович, Хачатрян Арман Мигранович, Хачатрян Артак Григорьевич

Письмо исх.№ 53 от 13.06.2023

14.06.2023

Заказчик направил письмо подрядчику в котором сообщил в очередной раз, что срок выполнения работ с 24.04.2023 в течение 30 рабочих дней.  С момента заключения контракта были неоднократно организованы рабочие встречи непосредственно на объекте, где обсуждались вопросы по организации и выполнению работ, по перечню документов, связанных с порядком доступа и нахождения на территории института, по всем мероприятиям которые подрядчик должен был выполнить до начала производства работ, согласно условий контракта. В адрес подрядчика были направлены письма исх.№ 16/827 от 09.03.2023, исх.№ 16/2322 от 07.06.2023 с дублированием информации обсуждаемой на рабочих совещаниях и отраженной в контракте. Одновременно в письмах отражен перечень необходимых мероприятий которые подрядчик должен выполнить до начала производства работ и предоставить заказчику соответствующие документы, а также принять исчерпывающие меры по организации и выполнению работ по благоустройству части территории института под полигон. Обращаем внимание, что номер телефона генерального директора Общества указанный в реквизитах контракта 89044957060 принадлежит человеку, который с его слов не имеет никакого отношения к организации ООО «Креативхаус». Подрядчик к выполнению работ не приступал, заказчик крайне озабочен. В настоящее время у заказчика отсутствует информация о планируемых мероприятиях направленная на исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту. Заказчик просил подрядчика принять исчерпывающие меры по усилению контроля за исполнением контракта

Письмо исх.№ 16/2419 от 14.06.2023

28.06.2023

Заказчиком направлено письмо в адрес подрядчика, согласно которому, по состоянию на 19.06.2023 подрядчик не предоставил требуемый пакет документов на работников, связанных с порядком доступа и нахождения на территории института. В письменных обращения подрядчика указанные реквизиты ООО «Креативхаус» не соответствуют отраженным в контракте. Подрядчику необходимо уточнить актуальность реквизитов и письменно уведомить заказчика в случае их изменения. В случае возникновения необходимости получения согласований разрешений, в том числе, сторонних организаций, связанных с проведением работ по благоустройству части территории а также работ связанных с демонтажом и монтажом коммуникаций производит подрядчик за счет своих средств, о чем неоднократно обсуждалось на рабочих встречах непосредственно на объекте. В настоящее время у заказчика отсутствует информация о планируемых мероприятиях направленная на исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту. При отсутствии исчерпывающих мер направленных на выполнение работ в кратчайшие сроки и направления в адрес заказчика достоверной информации о предпринимаемых мерах заказчик на основании устава, и в целях обеспечения сохранности и эффективного использования закрепленного за ним федерального имущества вынужден будет реализовать свое право на односторонний отказ от исполнения государственного контракта

Письмо исх.№ 16/2628 от 28.06.2023

29.06.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо согласно которому, в связи с тем, что Вами ранее было отказано в предоставлении схем сетей, расположенных на объекте ремонта, нами были сделаны запросы в РСО и подрядные организации с просьбой предоставить необходимые схемы. Согласно полученных ответов от РСО, схем нет, часть и них запрашивают проектное решение со схемами и обозначением видов и границ планируемых работ в масштабе 1:500 для нанесения коммуникаций ПАО «Ростелеком». ООО «Креативхаус» готов приступить без учета полученных схем и согласований, но при условии, что заказчик возьмет на себя ответственность в случае повреждения сетей. Просим подписать ранее направленное дополнительное соглашение

Письмо исх.№ б/н от 29.06.2023

29.06.2023

Заказчиком направлено письмо в адрес подрядчика, согласно которому, 22.06.2023 было инициировано очередное рабочее совещание с подрядчиком, в ходе которого рассматривались вопросы по нарушению сроков проведения работ, по отсутствию предварительных подготовительных мероприятий, по вопросу неукомплектования бригады для проведения работ по благоустройству. Вместе с тем, не приступая к подготовительным мероприятиям и к работам в целом, не осуществив геодезическую съемку участка, в адрес заказчика подрядчиком инициированы дополнительные работы без предварительной дательной проработки видов, объемов и стоимости работ. Весь перечень дополнительных работ определен и предположительно направлен в адрес заказчика в исх.№ 31 от 20.06.2023. Обоснование технической необходимости данного перечня работ не представлено, сравнительный экономический анализ не проведен, в результате стоимость (расценки) и виды работ подрядчиком определены хаотично, что объективно не позволяет оценить техническую необходимость и экономическую эффективность увеличения стоимости контракта. В ходе рабочего совещания подрядчиком была сообщена информация о направленных в апреле 2023 года в адрес ресурсоснабжающих организаций запросов об уточнении прохождения инженерных коммуникаций на участке под благоустройство для возможности планирования проведения земляных работ. Информация по получению ответов в адрес заказчика по состяонию на 27.06.2023 не представлена. По состоянию на 27.06.2023 из всего необходимого перечня документов связанных с порядком доступа и нахождения работников подрядчика на территории института, согласно пункту 3.1.22 контракта несмотря на неоднократно направленные обращения в адрес подрядчика о необходимости представления пакета документов в полном объеме. С учетом критического отставания от плана-графика производства работ подрядчику необходимо ежедневно представлять заказчику достоверную информацию о предпринимаемых мерах, направленных на исполнение в кратчайшие сроки принятых подрядчиком обязательств и планируемых мероприятиях для оперативного выполнения работ по благоустройству участка. Заказчик просил подрядчика принять исчерпывающие меры по усилению контроля за исполнением контракта

Письмо исх.№ 16/2681 от 29.06.2023

07.07.2023

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, после рабочего совещания 22.06.2023 в адрес заказчика 23.06.2023 поступил только список работников подрядчика в количестве 7 человек без предоставления полного пакета необходимых документов, связанных с порядком доступа и нахождения на территории института (исх.№ 53 от 13.06.2023). По состоянию на 06.07.2023 подрядчик к исполнению своих обязательств по контракту не приступил. Приказ о назначении ответственного лица подрядчика на объекте при проведении работ не представлен заказчику. С учетом изложенного и поступившего в адрес заказчика обращения с информацией об отказе от исполнения отдельных принятых подрядчиком обязательств в части ответственности при выполнении работ, в том числе земляных работ и отсутствием достоверной информации о предпринимаемых мерах, направленных на исполнение в кратчайшие сроки принятых подрядчиком обязательств и планируемых мероприятиях для оперативного выполнения работ по благоустройству участка и учитывая критическое отставание от плана-графика производства работ заказчик имеет основание полагать что подрядчик выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с условиями контракта не собирается. По состоянию на 06.07.2023 размер неустойки составляет 9 508,16 рублей. В случае отсутствия действенных и конструктивных мер подрядчиком, направленных на исполнение принятых обязательств в срок до 13.06.2023 заказчик будет вынужден реализовать свое право на односторонний отказ от исполнения контракта

Письмо исх.№ 16/2830 от 07.07.2023

18.07.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение об одностороннем отказе № 16/2981 от 18.07.2023

28.07.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено требование об оплате неустойки в размере 17 682,99 рублей

Письмо исх.№ 16/3148 от 28.07.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.07.2023 № 16/2981.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 7.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.  

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

18.07.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 1720400687823000001 размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «К» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 18.07.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 29.07.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «К», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту, а именно, не допускал на объект производства работ, не выходил на связь с подрядчиком. Наоборот, материалы дела содержат переписку как заказчика, так и подрядчика, то есть, заказчик фактически выходил на связь с подрядчиком.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика (исполнителя) направлялись письма заказчика с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, полном отсутствии замечаний, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме с надлежащим качеством. Акт приемки полностью выполненных работ и сдачи объекта, подписанный заказчиком и поставщиком в ЕИС в сфере закупок отсутствует, размещены только промежуточные акты которые не подтверждают факт исполнения обязательств в размере 100 %.

Доводы подрядчика, содержащиеся в письмах исх.№ 51-ю от 22.06.2023, исх.№ 52-ю от 06.07.2023 о фактическом выполнении обязательств в размере 100 % опровергаются письмом заказчика исх.№ 986 от 27.07.2023, согласно которому, ранее выявленные заказчиком нарушения условий муниципального контракта на которые указывалось в письмах заказчика исх.№ 530 от 18.04.2023, исх.№ 859 от 03.07.2023 не устранены.

В свою очередь, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе является правовым основанием для отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и вменяется в обязанность заказчика, поскольку данная норма закона подлежит применению исключительно в случае, если подрядчиком (исполнителем) полностью устранены нарушения условий контракта послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что ООО «К» в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, подрядчиком (исполнителем) должно быть устранено нарушение условий муниципального контракта, не устранило нарушение условий муниципального контракта.

28.07.2023 являлось крайним (то есть, десятым) днем, в течение которого у подрядчика (исполнителя) имелась возможность устранить допущенные нарушения условий контракта (часть 13, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Поскольку какие-либо доказательства устранения в полном объеме подрядчиком в установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок ранее выявленных заказчиком нарушений по контракту в адрес заказчика не представлен, следовательно, исключается возможность применения заказчиком требований части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе регламентирующих возможность отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно в случае, если ранее выявленные нарушения были устранены подрядчиком в полном объеме, следовательно, у заказчика объективно отсутствовали правовые основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По состоянию на десятый день (28.07.2023) регламентированного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчик не устранил ранее установленные нарушения условий контракта, следовательно, не выполнил требуемый по контракту объем работ, что не предусмотрено условиями контракта, следовательно, цель обеспечения государственных нужд которую преследовал заказчик изначально, при заключении контракта не достигнута.

Заказчик был лишен требуемого по контракту полного результата выполнения работ, что повлекло отсутствие полного обеспечения государственных нужд, и как следствие, не достигнута цель благоустройства части территории под полигон.

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено какого-либо нарушения условий государственного контракта со стороны заказчика, либо предвзятого отношения заказчика к приемке выполненной части работ у подрядчика.

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан со своей стороны устранить ранее выявленные заказчиком нарушения условий муниципального контракта.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в следующих случаях:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию Тюменского УФАС России принять решение об отказе во включении информации об ООО «К» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По состоянию на 14.07.2023 из всего необходимого перечня документов, связанных с порядком доступа и нахождения работников подрядчика на территории института в адрес заказчика поступил только список работников подрядчика в количестве 7 человек (исх.№ 53 от 13.06.2023), не представлены: копии паспортов либо иных документов удостоверяющих личность, свидетельства о регистрации привлекаемых работников для выполнения подрядных работ, копии приказов о приеме на работу в подрядную организацию.

Подрядчик не приступив к подготовительным мероприятиям и к работам в целом и не осуществив геодезическую съемку участка, в адрес заказчика подрядчиком был направлен перечень дополнительных работ без предварительной детальной проработки видов, объемов и стоимости работ. Весь перечень дополнительных работ, направленный в адрес заказчика в письме исх.№ 31 от 20.06.2023 носит неточный (приблизительный) характер, а именно: не представлено обоснование технической необходимости данного перечня работ, не проведен сравнительный экономический анализ, в результате стоимость (расценки) и виды работ подрядчиком определены бессистемно, что объективно не позволяет оценить техническую необходимость и экономическую эффективность увеличения стоимости контракта. Для направления на рассмотрение специализированное проектной организации подрядчику необходимо представить предложения технически обоснованных решений с учетом исключения нецелесообразного и неэффективного расходования средств федерального бюджета. По состоянию на 18.07.2023 не смотря не критичное отставание от плана-графика производства работ подрядчик к выполнению работ на объекте не приступил. Выполнение работ в объеме, предусмотренном контрактом в настоящее время составляет 0 %. Достоверная информация в адрес заказчика о предпринимаемых мерах, направленных на исполнение в кратчайшие сроки принятых подрядчиком обязательств и планируемых мероприятиях для оперативного выполнения работ по благоустройству участка на территории института, не представлялась.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий государственного контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия и вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее указанные заказчиком нарушения условий контракта не устранены подрядчиком в полном объеме), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, обстоятельства непреодолимой силы, а также обстоятельства того, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику исполнить надлежащим образом обязательства по контракту Комиссией Тюменского УФАС России не установлены, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, и как следствие, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «К».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел РФ» в отношении ООО «К» (ИНН , адрес:), генерального директора и учредителя Общества: К (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на благоустройство части территории института под полигон (1 этап) в рамках капитального ремонта (реестровый номер закупки 0367100000523000001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «К» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны