Решение б/н В Тюменское УФАС России 16.05.2022 г. поступило обращение (в... от 26 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                   тел. 50-31-55

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № РНП/223-18/2022

по результатам рассмотрения обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 23.05.2022

В полном объёме заключение изготовлено 26.05.2022                                        г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»      -

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

«...-...»                -

 

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

 

«...-...»          -

Специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев посредством системы видеоконференции «TrueConf» обращение «...-...» (далее также – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) сведений в отношении «...-...» (далее также – Участник, Общество) в связи с уклонением от заключения договора 0001-200-К-23-04202-2022 «Специализированное оборудование и материалы (оборудование маркировки)» по результатам конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (регистрационный номер извещения: 32211153077), с участием:

 

Представителя Заказчика:

«...-...» (на основании доверенности № 20-342 от 14.10.2021),

 

Представителя Участника:

«...-...» (на основании доверенности № 3 от 23.05.2022),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тюменское УФАС России 16.05.2022 г. поступило обращение (вх. № 2356/22 от 16.05.2022 г.) «...-...» о включении в РНП в соответствии с требованиями ст. 5 Закона о закупках информации в отношении «...-...» (ИНН: «...-...»), в связи с уклонением от заключения договора 0001-200-К-23-04202-2022 «Специализированное оборудование и материалы (оборудование маркировки)» по результатам конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (регистрационный номер извещения: 32211153077).

Из обращения Заказчика следует, что победитель Конкурса – ООО «УниверсалПромСнаб» (Участник № 2) в установленный закупочной документацией и Положением срок (с 08.04.2022 г. по 19.04.2022 г. включительно) надлежащим образом не подписал проект Договора и не предоставил обеспечение исполнения Договора, вследствие чего данный участник был признан уклонившимся от заключения Договора.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению указанного обращения, представитель Общества не согласился с изложенной позицией Заказчика и пояснил, что в действиях Общества отсутствовали признаки недобросовестного поведения, направленные на уклонение от заключения и исполнения Договора.

Комиссия, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом № 5 Совета директоров «...-...» от 05 апреля 2019 года утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг «...-...» (в редакции действующей на момент извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 26.04.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 21.02.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211153077), Заказчиком было размещено Извещение об осуществлении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение).

Дата подведения итогов: 05.04.2022 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 40 715 791,64 руб.

Согласно ч. 2.20 Положения под конкурсом понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признается участник закупки, заявка на участие в закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Из содержания Протокола № 0001-200-К-23-04202-2022/И заседания Конкурсной комиссии ПАО «Транснефть» по лоту 0001-200-К-23-04202-2022 «Специализированное оборудование и материалы (оборудование маркировки)» (опубликован 05.04.2022 г. на сайте www.sberbank-ast.ru), далее – Итоговый протокол, следует, что на участие в рассматриваемой Закупке подана и допущена закупочной комиссией Организатора закупки одна заявки, где победителем признан Участник № 2 (ООО «УниверсалПромСнаб»).

Согласно п. 3.21 Извещения, Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, при осуществлении конкурентной закупки, участниками которой могут являться только субъекты МСП, обеспечение заявок на участие в закупке предоставляется участниками такой закупки путем внесения денежных средств участником такой закупки на специальный банковский счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации, или предоставления банковской гарантии.

Согласно п. 12.5 Положения, если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный пп. 12.1 - 12.4 настоящего Положения о закупке, и/или не предоставляет документы (а именно, обеспечение исполнения договора), обязанность предоставления которых победителем закупки заказчику, организатору закупки установлена извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением о закупке.

По результатам рассмотрения, анализа и сопоставления совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, в том числе, отражающих последовательность произошедших при проведении рассматриваемого Конкурса событий, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

 

Дата

Событие

Подтверждающий документ, приложенный в материалы дела

21.02.2022

Дата размещения извещения о закупке

 

09.03.2022, 09:45

Обществом подана заявка на участие в Закупке по лоту 0001-200-К-23-04202-2022 «Специализированное оборудование и материалы (оборудование маркировки)»

Письменные Пояснения Участника исх. № 1005 от 20.05.2022 г.

09.03.2022, 11:00

Дата и время окончания срока подачи заявок

п. 16 Извещения

04.04.2022

Обществом получено Коммерческое предложение ООО «Завод нефтегазовой аппаратуры Анод» по Закупке на сумму 88 800 000 руб.

Коммерческое предложение исх. № 1171 от 04.04.2022 г.

05.04.2022

Общество признано победителем Закупки

Итоговый протокол от 05.04.2022 г.

08.04.2022

Заказчиком на электронной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ» размещены Проекты Договоров Закупки.

 

11.04.2022

Обществом в адрес Заказчика направлено письмо об отказе в заключении договора Закупки.

Письмо исх. № 787 от 11.04.2022 г.

19.04.2022, 23:59

Заказчику поступило уведомление о блокировке Участника за неподписание Проекта Договора.

Уведомление о блокировке участника за неподписание договора

21.04.2022

Заказчиком составлен Протокол о признании победителя Закупки уклонившимся от подписания договоров Закупки.

Протокол № 0001-200-К-23-04202-2022/И2 заседания Конкурсной комиссии ПАО «Транснефть» по лоту 0001-200-К-23-04202-2022 «Специализированное оборудование и материалы (оборудование маркировки)» от 21.04.2022 г.

 

Согласно письменным пояснениям Участника исх. № 1005 от 20.05.2022 г., Общество направило запрос коммерческих предложений производителям продукции, указанной в Предмете Закупки Заказчика. В виду того, что ответов коммерческих предложений от производителей продукции Участником так и не было получено, Общество приняло решение указать в заявке в качестве производителя ООО «Завод нефтегазовой аппаратуры Анод», ожидая конкуренции других Участников Закупки.

Согласно пояснениям Участника, после признания Общества победителем, ООО «Завод нефтегазовой аппаратуры Анод», не направлявший ранее Участнику коммерческого предложения по данной Закупке, сообщил Обществу о невозможности осуществления поставки по вышеуказанному лоту Закупки в срок. Тем не менее позже, ООО «Завод нефтегазовой аппаратуры Анод» в адрес Общества было направлено Коммерческое предложение исх. № 1171 от 04.04.2022 г. поставить товар не ранее декабря 2022 г. (срок поставки Закупки июль-сентябрь 2022 г.) на сумму 88 800 000 руб, что вдвое больше НМЦ Договора, в связи с чем Общество приняло решение не принимать данное предложение.

Также, в заседании Комиссии Тюменского УФАС России, представитель Общества пояснил, что после признания победителем Закупки Обществом были получены и иные коммерческие предложения от других производителей продукции являющейся предметом закупки, которые также не были приняты.

Таким образом, в связи с невозможностью исполнить Договор Закупки, Обществом в адрес Заказчика было направлено письмо исх. № 787 от 11.04.2022 г. об отказе в заключении договора Закупки.

В ходе заседания, представитель Участника также сослался на введенные ограничительные меры экономического характера в отношении Российской Федерации, вызванные решением Президента Российской Федерации 24.02.2022 о проведении специальной военной операции на территории ДНР и ЛНР, которые привели к увеличению рыночных цен товаров. Тем не менее, Общество не обосновало каким образом начало спецоперации и введения ограничительных мер повлияло на повышение цены на закупаемую продукцию, а также воспрепятствовало заключению Договора с Заказчиком.

Таким образом, принимая во внимание, что заявка Общества на участие в Закупке была подана 09.03.2022 г., т.е. на 13-й календарный день (9-й рабочий день) после объявления спецоперации, Комиссия Тюменского УФАС России считает, что на момент подачи заявки Общество, не проанализировав рынок цен по данной Закупке, осознавало риски с которыми бы столкнулось в случае признания его победителем Закупки.

Стоит также отметить, что участником не представлено доказательств совершения действий, направленных на подписание и предоставление обеспечения исполнения Проекта Договора в срок.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России, Участник не обосновал и не доказал невозможность изменения производителя, указанного в заявке на участие в Закупке после заключения Договора, в то время, как согласно пояснениям Заказчика у Общества была такая возможность.

Таким образом, исходя из рассмотренных норм действующего законодательства РФ, документов, сведений и материалов, предоставленных сторонами, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Участника признаки недобросовестного поведения, выразившихся в: отказе от заключения Договора, в отсутствии действий направленных на подписание и предоставление обеспечения Договора в срок, подаче Заявки на участие в Закупке при заведомом отсутствии возможности исполнить потребности Заказчика в данной Закупке, осознавая сложную ситуацию в стране.

 

По результатам осуществления проверки документов, сведений и материалов, представленных лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующему выводу.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, повлёкших такое ненадлежащее исполнение.

При этом, в силу общих принципов гражданского законодательства, хозяйствующий субъект (участник закупки), принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе включение сведений о соответствующем участнике закупки в РНП в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования законодательства РФ о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требований закупочной документации и Положения о закупке.

С учётом вышеизложенного, изучив и проанализировав совокупность представленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях «...-...» признаки недобросовестного поведения, выразившиеся в бездействии, направленном на непринятие всех возможных и зависящих от Общества мер для подписания Договора в установленный Документацией и Положением срок и считает факт уклонения «...-...» от заключения Договора по результатам конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32211153077) – подтвердившимся.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Признать факт уклонения «...-...» (ИНН: «...-...», юридический адрес: «...-...»), в связи с уклонением от заключения договора 0001-200-К-23-04202-2022 «Специализированное оборудование и материалы (оборудование маркировки)» по результатам конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения: 32211153077), подтвердившимся.

 

 

 

Председатель Комиссии

«...-...»

 

 

 

Члены Комиссии:

 

«...-...»

 

 

 

 

«...-...»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны