Решение №072/07/18.1–97/2021 Признать жалобу обоснованной. от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–97/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.06.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 15.06.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д.               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Бас В.А.                      -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–97/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Строительная Компания Всестройпроект» (далее также – Заявитель, Общество, ООО «СКВ») на действия автономного учреждения «Культура и молодежная политика» Исетского муниципального района (далее также – Заказчик, АУ «КиМП») при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по разборке ограждения и здания дома культуры в с. Шорохово (реестровый номер извещения: 32110279207), далее также – Закупка, в отсутствие представителей сторон, уведомлённых о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 01.06.2021 г. в 13:03 поступила жалоба (вх. № 5411) ООО «СКВ» на действия АУ «КиМП» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по разборке ограждения и здания дома культуры в с. Шорохово (реестровый номер извещения: 32110279207).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по электронному адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что участник Закупки – ИП Салматова Н.В. (далее также – Победитель закупки) не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, так как не имеет законного права выполнять работы, являющиеся объектом Закупки, ввиду отсутствия у указанного лица выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее – СРО), что противоречит содержанию закупочной документации, сформированной Заказчиком и свидетельствует о неправомерном признании данного участника, закупочной комиссией Заказчика, Победителем закупки.

Из письменных пояснений по делу от 10.06.2021 г. № 379, направленных Заказчиком в адрес Управления (вх. № 5998 от 10.06.2021 г.) следует, что Заказчик с доводами, заявленными Обществом в жалобе не согласен, мотивируя это отсутствием в содержании закупочной документации Заказчика однозначных требований к участникам обжалуемой Закупки о необходимости наличия у них членства в СРО, соответственно у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания отклонять Победителя закупки от участия в данной конкурентной процедуре.

Вместе с тем, в своих письменных пояснениях Заказчик признаёт законодательную необходимость наличия у участника проводимой Закупки членства в СРО для исполнения работ, являющихся объектом Закупки и «обязуется впредь прописывать данные требования в документации о Закупках».

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2  Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках в сущности продублировано в пп. «а», «б» п. 2.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АУ  «Культура и молодежная политика» Исетского муниципального района (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом Наблюдательного совета от 09.04.2021 г. № 4 и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 15.04.2021 г. в 06:44 (в новой редакции).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 14.05.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110279207) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – акционерного общества «Сбербанк-АСТ» по электронному адресу: http://utp.sberbank-ast.ru, Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разборке ограждения и здания дома культуры в с. Шорохово (далее – Извещение) и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разборке ограждения и здания дома культуры в с. Шорохово (далее – Документация).

Дата подведения итогов: 27.05.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 813 291,00 руб.

Порядок осуществления Заказчиком конкурентной закупочной процедуры посредством проведения запроса предложений в электронной форме регламентируется п. 22 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 22.1 Положения и ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме и победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пп. 9 п. 22.4 Положения и по смыслу п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, документация о проведении запроса предложений должна содержать, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Вместе с тем, пп. 1 п. 12.1 Положения и пп. 1 п. 1.10 Документации определено, что участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объёме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки, а также соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом, объектом рассматриваемой Закупки является: выполнение работ по разборка ограждения и здания дома культуры в с. Шорохово (п. 1.3 Документации), которые согласно п. 6 Извещения, производятся в строгом соответствии с объёмами работ, предусмотренными, в том числе, проектной документацией (Приложение № 3 к проекту договора), являющейся приложением к Документации.

Так, проектная документация № 1509-20-ПОД «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» предусматривает снос объекта капитального строительстваздания Дома культуры, расположенного по адресу: Тюменская обл., Исетский р-н, с. Шорохово, ул. Калинина, д. 13.

Согласно ч. 1 ст. 55.8  и по смыслу ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 5 ст. 55.31 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами СРО в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.

Протоколом открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений № 32110279207-1 от 27.05.2021 г. (далее – Протокол открытия доступа) зафиксировано, что на участие в Закупке подано две заявки участников – ИП Саламатовой Н.В. с предложением о цене исполнения договора – 1 813 000,00 руб. и ООО «СКВ» с ценовым предложением равным 1 686 090,00 руб., все из которых допущены закупочной комиссией Заказчика до участия в рассматриваемой закупочной процедуре.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений № 32110279207-2 от 27.05.2021 г., (далее – Итоговый протокол) победителем Закупки признан ИП Саламатова Н.В. с итоговым рейтингом заявки – 60,006, при итоговом рейтинге Заявителя жалобы – 32,806.

Таким образом, в силу содержания ч. 1 ст. 55.8, ч. 4, ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ и учитывая предложенную Победителем закупки цену исполнения договора, являющегося предметом данной закупочной процедуры (1 813 000,00 руб.) исполнитель такого договора (ИП Саламатова Н.В.) должен состоять в СРО, что подтверждается соответствующей выпиской.

Из содержания данных официального сайта единого реестра членов СРО в единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: http://reestr.nostroy.ru/, следует что Победитель закупки – ИП Саламатова Н.В. членом СРО не является.

Учитывая совокупность вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в рамках рассматриваемой закупочной процедуры при указанных обстоятельствах, Победитель закупки не обладает специальной правоспособностью исполнять работы по сносу объектов капитального строительства, так как не соответствует требованиям ч. 1 ст. 55.8, ч. 4 ст. 55.31, что, в свою очередь, противоречит содержанию пп. 1 п. 12.1 Положения и пп. 1 п. 1.10 Документации.

В свою очередь, согласно п. 22.6.1 Положения, заявки на участие в запросе предложений представляются по форме и в порядке, которые указаны в документации о проведении запроса предложений, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений.

Заявка на участие в запросе предложений направляется участником закупки оператору ЭП и должна содержать документы и информацию в соответствии с условиями документации, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, если такие требования установлены в документации (пп. 4 абз.2 п. 22.6.1 Положения).

Так, требования Заказчика к форме предложения, к сведениям и документам в его составе определены п. 3.1 Документации, где пп. 7 п. 3.1.2 установлено, что предложение должно содержать документы (декларация), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1.10 Документации (соответствие требованиям действующего законодательства РФ), предъявляемым к участникам, в случае установления данных требований в документации о закупке.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что из содержания закупочной документации, сформированной Заказчиком прямо не следует, что участник Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, обязан предоставить действующую выписку членства в СРО (пп. 9 п. 22.4 Положения), что вводит в заблуждение участников Закупки, нарушая принцип её информационной открытости (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. «а» п. 2.5 Положения), и, как следствие, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

В свою очередь, согласно пп. 1 п. 5.5 Положения, члены комиссии по закупкам принимают решения о допуске или отказе в допуске к участию в конкурентной закупке.

При этом, в соответствии с п. 5.16 Положения, в своей деятельности комиссия по закупкам, привлекаемые эксперты (экспертные организации) руководствуются Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами (в том числе ГрК РФ), нормативными правовыми актами Правительства РФ, настоящим Положением, извещением о проведении закупки и документацией о закупке со всеми приложениями, изменениями и дополнениями.

Согласно п. 22.6.11 Положения и абз. 2 п. 4.3.2 Документации, комиссия по закупкам при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок на участие в запросе предложений сначала рассматривает их на соответствие требованиям действующего законодательства (в том числе ГрК РФ) и документации о проведении запроса предложений.

При наличии оснований, установленных документацией о проведении запроса предложений, комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений отказать в допуске к участию в запросе предложений участнику закупки.

Так, в соответствии с пп. 2 абз. 4 п. 4.3.2 Документации, при рассмотрении предложений на участие в запросе предложений участник процедуры закупки не допускается комиссией к участию в процедуре закупки в случае его несоответствия требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с п. 1.10 Документации.

Комиссия по закупкам оценивает и сопоставляет только допущенные к участию в запросе предложений заявки на участие в запросе предложений (абз. 3 п. 22.6.11 Положения).

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заявка Победителя закупки – ИП Саламатовой Н.В. подлежала отклонению на основании пп. 2 абз. 4 п. 4.3.2 Документации ввиду не соответствия данного участника закупки требованиям пп. 1 п. 12.1 Положения и пп. 1 п. 1.10 Документации.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение п. 5.16, п. 22.6.11 Положения и ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в необоснованном допуске участника – ИП Саламатовой Н.В. и признанием его победителем данной закупочной процедуры, что также нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пп. «б» п. 2.5 Положения, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Вместе с тем, довод Заказчика о том, что Победитель закупки правомерно допущен до участия в Закупке ввиду отсутствия в Документации соответствующего требования к СРО, Комиссией Управления отклоняется, поскольку обязанность участников рассматриваемой Закупки соответствовать требованиям действующего законодательства РФ вытекает из пп. 1 п. 12.1 Положения и пп. 1 п. 1.10 Документации.

Таким образом, индивидуальный предприниматель не обладающий надлежащей правоспособностью, предусмотренной предметом Закупки, с учётом ценового предложения априори не может быть признан победителем данной закупочной процедуры.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении АУ «КиМП» ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по разборке ограждения и здания дома культуры в с. Шорохово (реестровый номер извещения: 32110279207), выразившемся в:

- отсутствии в содержании Документации однозначного требования к участниками Закупки о наличии у них членства в СРО;

- неправомерном допуске участника Закупки – ИП Салматова Н.В. и признанию данного участника Победителем закупки. 

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене Протокола открытия доступа и Итогового протокола.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная Компания Всестройпроект» на действия автономного учреждения «Культура и молодежная политика» Исетского муниципального района при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по разборке ограждения и здания дома культуры в с. Шорохово (реестровый номер извещения: 32110279207) обоснованной.

2. Признать в действиях АУ «КиМП» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АУ «КиМП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

В.А. Бас

 

     

                                   

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны