Постановление б/н реклама алкогольной продукции от 2 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

по делу №072/04/14.3-13/2022

об административном правонарушении

02.02.2022г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы дела №072/04/14.3-13/2022, возбужденного в отношении ООО «Флагман» (адрес местонахождения: 625003, г.Тюмень, ул. Володарского, д.14, этаж 4, офис 2, ОГРН 1207200005616, ИНН 7203500668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2020г.), в отсутствии законного представителя ООО «Флагман», надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела (почтовый идентификатор № 80093368828122), которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены в протоколе от 19.01.2022 г. по делу № 072/04/14.3-13/2022 об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе №072/05/21-27/2021 от 16.11.2021г. признана ненадлежащей реклама алкогольной продукции, производителя и продавца алкогольной продукции, посредством использования товарного знака «Бенат» и изображения двух кружек с пенным напитком желтого цвета и надписью «35 сортов» на фасаде магазинов «Пиватерра», принадлежащих ООО «Флагман» по следующим адресам: ул. Червишевский тракт, 60, ул. Проезд Шаимский 8/1, ул. Широтная д.148 к.1, ул. Малиновского, д. 2а, ул. Камчатская д.34 стр.1, ул. Ямская, д. 99, поскольку в ней нарушены требования ч. 3 ст. 21, п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Исследовав материалы административного дела, установлено следующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», который в п. 2 указал, что «при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака)».

На фасаде магазинов изображен товарный знак «Бенат», зарегистрированный за N 200844, в том числе, за 33 классом МКТУ и перечнем товаров, таких как алкогольные напитки (за исключением пива). Правообладателем товарного знака «Бенат» является АО «Бенат». Одним из основных видов деятельности Общества является производство и реализация алкогольной продукции.

Продукция АО «Бенат» очень хорошо известна потребителям. Так, водка «Бенатовская», как указано на сайте АО «Бенат», «является визитной карточкой Тюмени. Это имиджевый продукт компании «Бенат», которым принято угощать гостей города».

Использование товарного знака «Бенат» направлено на привлечение целенаправленного внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования – производителю алкогольной продукции ОА «Бенат», а также товару, производимому им, поскольку доводит до неопределенного круга лиц информацию о конкретном производителе алкогольных напитков, призванную поддержать к нему интерес и способствовать продвижению его товара на рынке.

Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к объекту рекламирования, сформировать положительное представление о нем и необходимое рекламодателю для продвижения товара позитивное отношение к нему. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.

У потребителя товарный знак «Бенат» ассоциируется с алкоголем, а именно с продукцией производимой АО «Бенат».

Таким образом, использование товарного знака «Бенат» на фасаде магазина, реализующего алкогольную продукцию данного производителя, направлено на привлечение внимания как к товару, производимому АО «Бенат» и реализуемому в данном магазине, так и к продавцу данного товара, а следовательно, рассматриваемая информация является рекламой, где объектом рекламирования выступает алкогольная продукция – под товарным знаком «Бенат», а также производитель и продавец алкогольной продукции.

На стенах здания, также размещен рекламный баннер следующего содержания: «Пиватерра 35 сортов» с изображением двух пивных кружек с пенным напитком желтого цвета, которые наклонены друг к другу и соприкасаются как при чокании.

Анализ вышеупомянутой рекламной информации позволяет сделать вывод, что рекламируется алкогольная продукция. В совокупности соприкасающиеся пивные кружки с пенной «шапкой» и название магазина «ПИВАТЕРРА» ассоциируется с пивом.

Данная реклама представляет собой поликодовый текст: информация передается как вербальными знаками (словами) – «пиватерра, 35 сортов», так и невербальными – фотографией.

Название магазина «ПИВАТЕРРА» в переводе с латинского означает «земля/территория пива», представляет собой словосложение двух слов: лат. terra «почва, земля» и ПИВО - умеренно-алкогольный пенистый напиток, получаемый брожением особых дрожжей в солодовом сусле с добавлением хмеля. Смысловое поле дополняет информация «35 сортов», которая также относится к смысловому концепту «алкоголь».

Вербальный компонент поликодового текста дополнен изображением двух пивных кружек, содержащих пенистый напиток желтого цвета.

Кроме того, на изображении кружки наклонены друг другу, как будто «чокаются». Вместе с тем, чокаться, т.е. прикасаться своим стаканом, рюмкой, бокалом и т. п. к стакану, рюмке, бокалу другого, принято только бокалами, рюмками с алкогольными напитками.

Таким образом, анализируемая реклама является рекламой алкогольной продукции, а именно пива.

Пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Распространяемая информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к алкогольной продукции производства АО «Бенат» и пивной продукции магазина «Пиватерра» (ООО «Флагман»), формирование и поддержание интереса у потенциального потребителя рекламы к объекту рекламирования и продвижение его на соответствующем товарном рынке, а именно к алкогольной продукции.

Поскольку объектом рекламирования в данном случае является алкогольная продукция, то реклама не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне них.

Несоблюдение установленных требований к рекламе указанных товаров обладает высокой степенью общественной опасности, поскольку может нанести вред здоровью граждан. При этом рекламная информация о производителе алкогольной продукции, распространенная на фасаде магазина влияет или может влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает его совершить определенные действия в отношении объектов рекламирования, направленные на приобретение алкогольной продукции.

Несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей рекламы, которыми могут являться и несовершеннолетние, представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, здоровью и физическому состоянию граждан, на защиту которых направлено законодательство Российской Федерации, в частности положения статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.

Таким образом, рассматриваемая реклама алкогольной продукции, производителя и продавца алкогольной продукции, не соответствует требованиям п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Данная реклама размещена на стенах здания и не содержит предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, что нарушает требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено материалами дела рекламораспространителем спорной рекламы является ООО «Флагман» (адрес: 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 14, эт. 4, оф. 2. ИНН 7203500668, ОГРН 1207200005616).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно ч.2, ч.3 ст.21 Закона о рекламе.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072/04/14.3-13/2022 выступает – ООО «Флагман» (адрес местонахождения: 625003, г.Тюмень, ул. Володарского, д.14, этаж 4, офис 2, ОГРН 1207200005616, ИНН 7203500668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2020г.).

Вина ООО «Флагман» состоит в том, что оно не выполнило установленных Законом о рекламе требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, ООО «Флагман», распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела №072/05/21-27/2021 – 13.08.2021г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-13/2022 в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера, совершенного ООО «Флагман» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена  статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Флагман» относится к категории микропредприятие и внесено в реестр 10.04.2020г.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Флагман» впервые совершило нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом изложенного, административное наказание ООО «Флагман» в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений,  подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 1. Признать ООО «Флагман» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии со статьей 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ООО «Флагман» (адрес местонахождения: 625003, г.Тюмень, ул. Володарского, д.14, этаж 4, офис 2, ОГРН 1207200005616, ИНН 7203500668, КПП 720301001, дата регистрации: 31.01.2020г.) официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный  суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны