Решение №072/05/8-36/2020 рекламе товаров при дистанционном способе их продажи от 25 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу №072/05/8-36/2020

25.09.2020 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

- заместитель начальника ОКСЗ;

- главный специалист-эксперт ОКСЗ,

рассмотрев дело № 072/05/8-36/2020, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце такого товара,

в отсутствии:

- представителя ООО «ДубльГис-Тюмень» – уведомлено надлежащим образом почтовое уведомление № 80092851685396, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «ДубльГис-Тюмень» (вх.№9643 от 23.09.2020г.),

- ИП <…> - уведомлена надлежащим образом (письменные пояснения вх.№9636 от 23.09.2020, ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие вх.№9638 от 23.09.2020г.),

УСТАНОВИЛА:

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе, был выявлен факт распространения рекламы на Интернет-сайте «Дубль ГИС Тюмень» по адресу: https://2gis.ru/tyumen. следующего содержания: «СМАК пиццерия. На доставку акция!*. Пицца 30 см в подарок. Жми и узнай больше - реклама. Ниже расположен прямоугольник с надписью «Сделать заказ» с изображением телефонной трубки, предполагающий активный переход к заказу. Далее размещена информация: Заречный проезд, 41 4 филиала Подробности по т.8 (3452) 34-54-34».

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанная информация, является рекламой, где объектом рекламирования выступает пиццерия «Смак», а также услуги по продаже и доставке готовых блюд. Рассматриваемая информация сопровождается сообщением о том, что это реклама.

При переходе на данную рекламу, помимо выше указанной информации ниже размещена информация следующего содержания: «На доставку акция*. При заказе от 1700 руб. пицца 30 см в подарок!». Имеется возможность развернуть данную информацию кликнув на галочку в конце текста.

«У нас большая и вкусная пицца.

34 вида на любой вкус.

Цены на самые популярные, диаметр — 40 см:

• «Салями» с овощами — 400 р. (1000 г);

• «Прошутто» с ветчиной, беконом, курицей и охотничьими колбасками — 440 р. (1050 г);

• «Классическая» с фаршем — 440 р. (1100 г);

• «Домашняя» с вареной колбасой — 360 р. (1100 г);

• «Буффало» с курицей и овощами — 496 р. (1000 г);

• «Маргарита» с помидорами, базиликом, чесноком, сыром — 374 р. (1000 г);

• «Джульета» с курицей копченой, грибами, сливочным соусом, 2 сырами — 600 р. (1400 г);

• «Мяскоff» с салями, беконом, охотничьими колбасками — 560 р. (1400 г).

Можно заказать пиццу 30 см, уточняйте цены по телефону!

Следим за свежестью продуктов и не жалеем начинки, поэтому оправдываем ваше доверие уже 15 лет.

Всего 4 филиала. Выбирайте ближайший и звоните, чтобы заказать самовывоз или доставку.

*Подробности по т. 8 (3452) 34-54-34» .

Осматриваемый сайт имеет вкладки: «Контакты», «Инфо», «Отзывы». При нажатии на вкладки осуществляется переход в соответствующую часть.

Осмотром установлено, что в рекламе размещена информация о том, что пиццерия «Смак» осуществляет дистанционный способ продажи.

Согласно ст.8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Определением от 28.05.2020г. № 072/05/8-36/2020 возбуждено дело по признакам нарушения ст. 8 Закона о рекламе в отношении ООО «ДубльГис-Тюмень».

ООО «ДубльГИС – Тюмень» представлены документы, согласно которым лицом, определившим объект рекламирования, является ИП <…> (ИНН 720300687731, ОГРНИП 305720306800167, почтовый адрес: 625048, г.Тюмень, ул. <…>).

Определением от 23.06.2020г. рассмотрение дела №072/05\8-36/2020 было отложено в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <…>

К рассмотрению дела ООО «ДубльГис-Тюмень» представлены пояснения (вх.№8708 от 27.08.2020г.), согласно которым при заключении Бланка-заказа №БЗ_13-13-1453612 от 17.04.2020, ООО «ДубльГис-Тюмень» как рекламораспространитель предприняло меры для соблюдения требований действующего законодательства, а именно: запросило у Заказчика (ИП <…>) подтверждение добросовестности и достоверности рекламных материалов. В ответ Заказчиком было предоставлено Гарантийное письмо о том, что представленные Заказчиком материалы полностью соответствуют законодательству РФ. По мнению Общества, в содержании рекламы есть номер телефона, по которому можно обратиться для получения всех подробностей. Кроме того, 10.06.2020г. спорный рекламный материал был приведен в соответствие с действующим законодательством и дополнен сведениями о лице, оказывающем услугу.

ИП <…> представлены письменные пояснения, согласно которым макет рекламы был изготовлен сотрудниками ООО «ДубльГис-Тюмень» и согласован с ИП <…>, которая требования ст.8 Закона о рекламе не знала и понадеялась на исполнителя – ООО «ДубльГис-Тюмень», как на профессионального участника договорных отношений.

Изучив письменные доказательства по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Таким образом, вышеуказанная информация, является рекламой, где объектом рекламирования выступает пиццерия «Смак», а также услуги по продаже и доставке готовых блюд. Рассматриваемая информация сопровождается сообщением о том, что это реклама.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Определение дистанционного способа продажи товара содержится в пункте 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).

Согласно Правилам, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу пункта 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

На основании изложенного, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный, контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация о доставке пиццы подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования статьи 8 Закона о рекламе, поскольку информация о продавце, осуществляющем продажу и доставку готовых блюд, отсутствует.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Закона о рекламе, несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения статьи 8 Закона о рекламе, выразившийся в ненадлежащем размещении рекламы продажи товаров дистанционным способом.

Как установлено материалами дела (бланк заказа №БЗ_13-13-1453612 от 17.04.2020г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <…> (<…>г.р., место рождения: <…>, ОГРН 305720306800167, ИНН 720300687731, адрес регистрации: 625023, г.Тюмень, <…>) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы, рекламораспространителем является ООО «ДубльГис-Тюмень» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.Максима Горького, д.76, оф.330,ОГРН 1067203328510, ИНН:7203179370, КПП 720301001, дата регистрации 21.07.2006).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, согласно пояснениям ООО «Дубль-Гис-Тюмень», 10.06.2020 рекламный материал был заменен на соответствующий требованиям ст.8 Закона о рекламе, что подтверждается скрин-шотом страницы.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

1. Признать рекламу продажи товаров дистанционным способом следующего содержания: «СМАК пиццерия. На доставку акция!*. Пицца 30 см в подарок. Жми и узнай больше - реклама», размещавшуюся на Интернет-сайте «Дубль ГИС Тюмень» по адресу: https://2gis.ru/tyumen, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

<…>

Члены комиссии

 

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны