Решение б/н реклама финансовых услуг от 30 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу №72/05/28-17/2021

30.08.2021 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>

<…>

- главный специалист-эксперт ОКСЗ;

- ведущий специалист-эксперт ОКСЗ.

рассмотрев дело № 72/05/28-17/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии:

- представителя заявителя - Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Банка России – <…> (доверенность №ДВР21-Т5/121 от 03.03.2021);

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <…> (ОГРНИП: 316723200071820, ИНН:720212590410, адрес места регистрации: <…>).

УСТАНОВИЛА:

На заседании Комиссии отсутствовал представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства. В соответствии с п. 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922), рассмотрение дела в отсутствии сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. Как следует из материалов дела, ИП <…> был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление №80086462326250). Корреспонденция, направленная Тюменским УФАС России в адрес ИП <…> по адресу места жительства, имеющемуся в Управлении (г. <…>), возвращалась отправителю с пометкой «истек срок хранения».

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получении направленных материалов или не явившихся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Таким образом, копия определения направлена по адресу местонахождения лица и оправлена Тюменскому УФАС России обратно в связи с истечением срока хранения, следовательно, считается, что адресат надлежащим образом уведомлен.

Таким образом, дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.

В ходе рассмотрения заявления Управляющего отделением Тюменской области Уральского главного управления Центробанка Российской Федерации, поступившего 02.04.2021 г. в УФАС по Тюменской области установлено, что на фасаде здания, где расположен комиссионный магазин «Деньги срочно», по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д.69, корп. 1, размещена реклама следующего содержания: «Деньги срочно. Комиссионный магазин. KIБER ZONA. Магазин мультимедийных развлечений. Быстрая оценка, перерасчет по дням, скупка, продажа, обмен, обратный выкуп цифровой техники, ноутбуки, компьюторы, сотовые телефоны, планшеты, электроинструменты, iphon, ipad, imac, tv, жк, led, видеоигры, обмен игр, игровые приставки, обслуживание, аксесуары для телефонов, наш интернет-магазин WWW.KIБERZONA72.RU».

В ходе рассмотрения заявления из Прокуратуры Тюменской области поступила информация о том, что по обозначенному адресу деятельность комиссионного магазина «Деньги срочно. KIБER ZONA» осуществляет ИП <…> в ходе проверки деятельности которого установлено, что им осуществляется, в том числе и незаконная микрофинансовая деятельность по предоставлению краткосрочных потребительских займов под залог.

Комиссия, оценив имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, где объектом рекламирования является, в том числе и «Скупка, продажа, обратный выкуп цифровой техники», а также возможность перерасчета по дням.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке.

Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.

Ненадлежащей рекламой, согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г.Тюмени от 14.07.2021 года установлено, что в комиссионном магазине «Деньги срочно», расположенном по адресу: г.Тюмень, ул.Пермякова, д.69, корп.1, ИП <…> осуществляет деятельность по заключению с гражданами договоров купли-продажи товара, бывшего в употреблении, с правом обратного выкупа, но фактически им осуществляется завуалированная деятельность ломбарда, то есть выдача займов гражданам под залог имущества.

В соответствии с ч.1 ст.807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года.

Согласно статье 4 вышеуказанного закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Из содержания части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 года №395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» следует, что кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным законом.

В соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определен исчерпывающий перечень некредитных финансовых организаций.

Таким образом, законодательно определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов (кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, ломбарды).

Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

ИП <…> не имеет специального разрешения на осуществление деятельности по предоставлению займов под залог имущества, следовательно, в данной рекламе нарушены требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе имеются нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку ИП <…> не имеет разрешительных документов на осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов под залог.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания рекламы не следует, что именно понимается под: «Скупка, продажа, обратный выкуп цифровой техники», а также о какой возможности перерасчета по дням идем речь.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе имеются нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 13 статьи 28, пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Материалами дела установлено, что лицом, в интересах которого распространяется рассматриваемая реклама является ИП <…> (ОГРНИП: 316723200071820, ИНН:720212590410, адрес места регистрации: 625022, г. <…>), следовательно, он является рекламодателем, а также рекламораспространителем.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрении дела представитель Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Банка России пояснил, что спорная реклама демонтирована, фотографии новой рекламы, распространяемой в настоящее время представлены в материалы дела.

Учитывая, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено, Комиссия считает выдачу предписания нецелесообразной.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Деньги срочно. Комиссионный магазин. KIБER ZONA. Магазин мультимедийных развлечений. Быстрая оценка, перерасчет по дням, скупка, продажа, обмен, обратный выкуп цифровой техники, ноутбуки, компьюторы, сотовые телефоны, планшеты, электроинструменты, iphon, ipad, imac, tv, жк, led, видеоигры, обмен игр, игровые приставки, обслуживание, аксесуары для телефонов, наш интернет-магазин WWW.KIБERZONA72.RU», размещавщуюся в апреле 2021 г. на фасаде здания, где расположен комиссионный магазин «Деньги срочно», по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д.69, корп. 1, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны