Решение №072/05\5-5/2019 недостоверная реклама от 21 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №072/05/5-5/2019

21.03.2019 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

- заместитель начальника ОКСЗ;

- специалист-эксперт ОКСЗ,

рассмотрев дело № 072/05/5-5/2019, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы,

в присутствие законного представителя ООО «Гамма» - <…> (решение единственного участника ООО «Гамма» от 08.11.2017г.),

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России поступило заявление <…> (вх.822 от 29.01.2019г.) о распространении аптекой «Вита» (ООО «Гамма», ОГРН 1177232027631, ИНН 7203430435, адрес местонахождения: 625010, г.Тюмень, ул.Ленина,д.76, корп. 1, помещение 7), расположенной по адресу: Тюменская область, п.Винзили, ул.Заводская, д.15.а, листовок рекламного характера, следующего содержания: «Аптека Вита экспресс 29-30 января Приглашаем на праздник! Подарки всем покупателям* п.Винзили, ул.Заводская, д.15а Режим работы: 8.00-21.00, ежедневно 8 800 755 00 03 www.vitaexpress.ru * Акция действует 29-30 января 2019г. В акции могут принять участие лица, совершившие единовременную покупку на сумму не менее 50 рублей. Об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения можно узнать на сайте www.vitaexpress.ru. Изображение товаров в листовках может отличаться от оригинала приза» с изображением электрочайника, утюга, подарочных коробок и телевизора на котором изображена бирка с надписью «супер приз».

Из заявления следует, что данная рекламная листовка была вручена заявителю 23 января 2019г. в аптеке «Вита» по вышеуказанному адресу.

По мнению заявителя, в данной рекламе нарушены требования ст. 9 Закона о рекламе, а именно: рекламная листовка аптеки «Вита» не содержит информации:

1) о сроках проведения акции, а именно в какой период должна быть произведена единовременная покупка на сумму не менее 50 рублей для участия в розыгрыше призов;

2) о дате и месте розыгрыша призов среди участников акции;

3) об организаторе акции;

4) о количестве призов по результатам акции, месте и порядке их получения.

Кроме того, при обращении на сайт www.vitaexpress.ru, указанный в листовке, данная информация также не размещена.

Вместе с тем, согласно статье 9 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

  1. сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В рассматриваемой рекламе сведения, предусмотренные ст.9 Закона о рекламе, имеются. Однако, на указанном в рекламе сайте информация об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения отсутствует.

Согласно пункту 15 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения п.15 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, поскольку реклама содержит не соответствующие действительности сведения об источнике информации о мероприятии.

Определением от 21.02.2019 г. № 072/05/5-5/2019 возбуждено дело по признакам нарушения п.15 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ООО «Гамма» (далее также – Общество).

На рассмотрение дела №072/05/5-5/2019 представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, пояснил, что сотрудник Общества данную информацию разместил не на главной странице, а на странице раздела новостей.

Изучив письменные доказательства по делу, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В рассматриваемой рекламе информация направлена на привлечение внимания потребителей к аптеке «Вита-Экспресс», а также акции, проводимой в аптеке.

Таким образом, информация, следующего содержания: «Аптека Вита экспресс 29-30 января Приглашаем на праздник! Подарки всем покупателям* п.Винзили, ул.Заводская, д.15а Режим работы: 8.00-21.00, ежедневно 8 800 755 00 03 www.vitaexpress.ru * Акция действует 29-30 января 2019г. В акции могут принять участие лица, совершившие единовременную покупку на сумму не менее 50 рублей. Об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения можно узнать на сайте www.vitaexpress.ru. Изображение товаров в листовках может отличаться от оригинала приза», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной, где объектом рекламирования являются аптека «Вита-Экспресс» и акция, проводимая в аптеке.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Как следует из пункта 15 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

Согласно пояснений ООО «Гамма», информация об акции была размещена на сайте в разделе новостей. Вместе с тем, данный довод не может быть принят Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.

Во-первых, заявителем указано, что сведения о проводимой акции на сайте отсутствуют, а следовательно, им не была получена вся необходимая информация об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения.

Во-вторых, Тюменским УФАС России в акте осмотра Интернет-сайта от 12.02.2019г. зафиксировано, что какая-либо информация о проведении данной акции на сайте www.vitaexpress.ru отсутствует, в том числе и в разделе новостей. В разделе новостей на момент осмотра сайта имелась информация только об открытии аптеки по адресу: г.Тюмень, ул.Московский тракт, д.108. Информация об открытии аптеки в п.Винзили и проводимом в связи с этим событием празднике отсутствует.

Кроме того, представленные на рассмотрение дела скриншоты страниц сайта не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, поскольку данные скриншоты не содержат ни времени, ни даты, когда они были сделаны.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, потребитель не имел возможности получить на сайте информацию, предусмотренную законом, а именно: об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения, вследствие того обстоятельства, что данная информация не была размещена в том виде, в каком она могла быть доступна для ознакомления с ней.

Таким образом, реклама содержит не соответствующие действительности сведения об источнике информации о стимулирующем мероприятии. Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 15 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами дела (договор возмездного оказания услуг от 15.10.2018г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Гамма» (ОГРН 1177232027631, ИНН 7203430435, адрес местонахождения: 625010, г.Тюмень, ул.Ленина,д.76, корп. 1, помещение 7, дата регистрации: 25.09.2017г.) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в материалы дела представлены доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО «Гамма» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

1. Признать рекламу следующего содержания: «Аптека Вита экспресс 29-30 января Приглашаем на праздник! Подарки всем покупателям* п.Винзили, ул.Заводская, д.15а Режим работы: 8.00-21.00, ежедневно 8 800 755 00 03 www.vitaexpress.ru * Акция действует 29-30 января 2019г. В акции могут принять участие лица, совершившие единовременную покупку на сумму не менее 50 рублей. Об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения можно узнать на сайте www.vitaexpress.ru. Изображение товаров в листовках может отличаться от оригинала приза» с изображением электрочайника, утюга, подарочных коробок и телевизора на котором изображена бирка с надписью «супер приз», размещавшуюся 23.01.2019г. в аптеке «Вита», расположенной по адресу: Тюменская область, п.Винзили, ул.Заводская, д.15.а, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

<…>

Члены комиссии

 

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны