Постановление №А19/18-14.3 реклама финансовых услуг от 13 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № А19/18-14.3

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении№А19/18-14.3

13.02.20199. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы дела №А19/18-14.3, возбужденного в отношении ИП <…>, (адрес места нахождения: 625013, г. Тюмень, ул. <…> ИНН 550206525416, ОГРНИП317723200055203), в присутствии ИП <…>, которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) разъяснены,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе № Р18/26-28 от 27.06.2018г. признана ненадлежащей наружная реклама, размещенная по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 10 на фасаде торгового центра «Абсолют»: слева от входной группы сверху размещена реклама следующего содержания: «займ под авто 963-777, 1%, авто остается у вас»; над входной группой размещена реклама следующего содержания: «Займ под ПТС. Тел. 963-777»; на входной группе торгового центра размещена реклама, следующего содержания: «займ под ПТС 963777, 1 %» поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Исследовав материал административного дела, установлено следующее.

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе, 20.03.2018 г. выявлен факт распространения наружной рекламы по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 10 на фасаде торгового центра «Абсолют»:

  1. Слева от входной группы сверху размещена реклама следующего содержания: «займ под авто 963-777, 1%, авто остается у вас»;
  2. Над входной группой размещена реклама следующего содержания: «Займ под ПТС. Тел. 963-777»;
  3. На входной группе торгового центра размещена реклама, следующего содержания: «займ под ПТС 963777, 1 %».

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе, где объектом рекламирования выступает финансовая услуга - займ.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Указание соответствующего наименования организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В силу ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Согласно части 3 статьи 54 Гражданского Кодекса РФ, наименование и место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах.

Требования Закона о рекламе указывают на необходимость указания в рекламе наименования (с указанием организационно-правовой формы) лица, предоставляющего рекламируемую финансовую услугу, направлены, прежде всего, на то, чтобы потребители могли с достоверностью идентифицировать лицо, предоставляющее такую услугу. Не указание наименования лица, оказывающего финансовую услугу, также не позволяет потребителю с достоверностью идентифицировать лицо ее предоставляющее.

Как установлено материалами дела, микрозайм предоставляется ООО МК «Столичный залоговый дом» (адрес места нахождения: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 22, стр. 1, оф. 103, ИНН 7730634468, ОГРН 1107746915781) на основании агентского договора б/н и б/д, предметом которого является осуществление Агентом (ИП <…>.) от имени и за счет Принципала (ООО МК «Столичный залоговый дом») следующих действий: поиск потенциальных клиентов для Принципала на территории Российской Федерации; содействие потенциальным Клиентам в заключении договоров займа между потенциальными Клиентами Принципала и Принципалом в рамках уставной деятельности Принципала, а также содействие в подписании всех необходимых для этого документов.

Таким образом, лицом, оказывающим финансовую услугу, является ООО МК «Столичный залоговый дом», однако, в рассматриваемой рекламе наименование лица отсутствует. А, следовательно, в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе .

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указана процентная ставка в размере 1 %, однако иные условия, указанные в статье 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" отсутствуют.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Части 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, напрямую корреспондируют с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, следовательно, рассматриваемая реклама не содержит в себе части существенной информации, при этом может быть искажен ее смысл, а потребитель может быть введен в заблуждение относительно объекта рекламирования.

Вместе с тем, отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы сведений о лицах, оказывающих финансовые услуги, искажает смысл информации. Кроме того, само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потенциальных заемщиков именно к получению займа под залог автомобиля.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Поэтому отсутствие в рекламе части существенной информации, в том числе о лице, предоставляющем финансовую услугу, а также всех условий займа, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом, относительно финансовых отношений и лиц, представляющих услуги в области микрокредитования, что нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Следовательно, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в связи с тем, что информация о лице, оказывающем финансовые услуги, является существенной, поскольку определяет выбор потребителя.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно письменным пояснениям ООО «Ломбард «Авто777», рекламораспространителем указанной рекламы является ИП <…>., который оказывает посреднические услуги по предоставлению займов.

Согласно пояснениям ИП <…>, лицом, определившим объект рекламирования и разместившим рассматриваемую рекламу, является он.

Данное обстоятельство подтверждается Договором №38/17 от 23.08.2018 г. (далее – договор), заключенным между ИП <…>. (исполнитель) и ИП <…> (заказчик).

Согласно пункту 1.1. договора, Исполнитель обязуется осуществлять из своих материалов, своими силами и средствами, работы по изготовлению рекламной продукции, в соответствии с Приложениями к настоящему договору, произвести работы по монтажу и демонтажу рекламных поверхностей, изготовить и смонтировать наружные рекламные изображения.

Согласно пункту 1.2. договора, Работы осуществляются Исполнителем на основании технического задания –заявки Заказчика, эскиз-макетов, переданных посредством электронной почты или другими способами связи.

Согласно пункту 1.3. договора Заказчик обязуется создать Исполнителю условия, необходимые для выполнения работ, принять их результат и оплатить.

Таким образом, лицом, определившим объект рекламирования и разместившим рассматриваемую рекламу, является ИП <…> (адрес места нахождения: 625013, г. Тюмень, ул. <…> ИНН 550206525416, ОГРНИП317723200055203), а, следовательно, он является как рекламодателем, так и рекламораспространителем.

Следовательно, ответственность за нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет ИП <…> (адрес места нахождения: 625013, г. Тюмень, ул. <…> ИНН 550206525416, ОГРНИП317723200055203.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, рекламодатель, неся ответственность за содержание рекламы с соблюдением определенных требований, должны обеспечить их соблюдение.

Субъектом административного правонарушения по делу № А19/18-14.3 выступает – ИП <…>, (адрес места нахождения: 625013, г. Тюмень, ул. <…> ИНН 550206525416, ОГРНИП317723200055203).

Таким образом, ИП <…>, распространяя вышеуказанную рекламу, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела Р18/26-28 – с 20.03.2018г. по 26.06.2018г.

Антимонопольным органом установлено, что ИП <…>при должной внимательности и осмотрительности при распространении рекламы мог предвидеть последствия – возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Дело об административном правонарушении №А19/18-14.3 в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного ИП <…> правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Совершенное ИП <…> правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающих специальными познаниями.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным, и для квалификации действий по названной норме не требуется обязательного наступления неблагоприятных последствий.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.

Административные правонарушения, совершаемые в сфере рекламы, посягают на нарушение установленных законодательством о рекламе требований и предписаний, в связи с чем вред, причиненный этими правонарушениями, наносится общественным интересам, а не конкретным физическим и юридическим лицам.

Общественный вред выражается в пренебрежении установленными законодательством нормами, обязательными для исполнения всеми без исключения лицами.

ИП <…> должен был знать требования законодательства о рекламе, а также меру ответственности за его нарушение.

Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, можно сделать вывод о том, что совершенное ИП <…> правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

ИП <…>вменяемое правонарушение признает, однако, просит учесть тот факт, что размещение рекламы было прекращено. Кроме того, Общество относится к категории микропредприятие.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена  статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП <…> относится к категории микропредприятие и внесен в реестр 10.09.2017г.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ИП <…> впервые совершил нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом изложенного административное наказание ИП <…> в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений,  подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 1. Признать ИП <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии со статьей 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ИП <…> (адрес места нахождения: 625013, г. Тюмень, ул. <…> ИНН 550206525416, ОГРНИП317723200055203) официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный  суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны