Решение №072/07/18.1–126/2021 Признать жалобу необоснованной. от 9 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–126/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.08.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 09.08.2021 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Бороздин Е.Н.            -

заместитель  начальника отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Назаров И.Г.               -

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–126/2021 по жалобе индивидуального предпринимателя Сазоновой Светланы Анатольевны (далее также – Заявитель) на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения Тоболовской средней общеобразовательной школы (далее также – Заказчик, МАОУ Тоболовская СОШ) при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг организации горячего питания в МАОУ Тоболовская СОШ и его сети филиалов (реестровый номер извещения: 32110506925), далее также – Закупка, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Заказчика:

<...>;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 02.08.2021 г. в 12:53 поступила жалоба (вх. № 7777) ИП Сазоновой С.А. на действия МАОУ Тоболовская СОШ при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг организации горячего питания в МАОУ Тоболовская СОШ и его сети филиалов (реестровый номер извещения: 32110506925).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 05.08.2021 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/5130) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, закупочная документация сформированная Заказчиком не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а именно:

1) пп. 1 п. 4 разд. 4 закупочной документации (Информационная карта) содержит неправомерное требование к необходимости предоставления в содержании заявки выписки из ЕГРИП заверенной синей печатью налогового органа и подписанной должностным лицом;

2) п. 2 разд. 5 закупочной документации (Техническое задание) установлены неисполнимые требования к исполнителю о соответствии порядка организации питания нормативным правовым актам утратившим законную силу;

3) нестоимостной критерий оценки № 3: «Опыт участника закупки» раздела 3 закупочной документации, содержит следующие требования, необоснованно ограничивающие круг возможных участников закупки, а именно:

- указанный критерий оценивается закупочной комиссией Заказчика исходя из договоров на оказание аналогичных услуг, заключенных участником закупки не позднее 3 (трех) лет до даты размещения извещения;

- цена каждого договора должна быть не менее 20 % от начальной (максимальной) цены,-

что, в свою очередь не позволяет Заявителю конкурировать по нестоимостному критерию в рамках обжалуемой закупочной процедуры.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что 02.08.2021 г. в 19:10, Заказчиком в пп. 1 п. 4 разд. 4 и п. 2 разд. 5 закупочной документации внесены изменения, исключающие обжалуемые Заявителем неправомерные положения, соответственно, на текущий момент в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований действующего законодательства РФ.

Вместе с тем, представитель Заказчика также отметил, что непредоставление участником Закупки договоров, необходимых для оценки по нестоимостному критерию № 3: «Опыт участника закупки» разд. 3 закупочной документации, не является основанием для отклонения заявки такого участника, следовательно, отсутствуют ограничения на участие в обжалуемой Закупке, при общей значимости оставшихся критерия № 1 (Цена договора) и № 2 (Квалификация участника) – 60 %, участник с минимальным опытом может одержать победу, произведя снижение по ценовому показателю.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета МАОУ «Тоболовская СОШ» от 11.06.2021 г. № 8 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Тоболовская СОШ» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 14.06.2021 г. (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 28.07.2021 г. (с изменениями от 02.08.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110506925), Заказчиком были размещены извещение № 8-ЗП/2021 о проведении запроса предложений и документация о проведении закупки для нужд МАОУ «Тоболовская СОШ» путём запроса предложений на организацию горячего питания в МАОУ «Тоболовская СОШ» и его сети филиалов (далее –Документация).

Способ проведения Закупки: в бумажной форме.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.08.2021 г. в 08:30.

Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦ) – 5 270 374,40 руб.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством запроса предложений закреплено в п. 21 Положения о закупке Заказчика.

Согласно п. 21.1 Положения, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В ходе изучения Комиссией Тюменского УФАС России действующей редакции Документации установлено, что обжалуемые Заявителем положения пп. 1 п. 4 разд. 4 и п. 2 разд. 5 Документации (довод 1 и 2) исключены из её содержания 02.08.2021 г., следовательно, на момент рассмотрения настоящей жалобы по существу – 09.08.2021 г. в рамках предмета обжалования, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения действующего законодательства РФ, так как на 09.08.2021 г. доводы жалобы являются неактуальными, в связи с отсутствием предмета обжалования (внесены изменения в Документацию).

В свою очередь, в соответствии с пп. 11, 12 п. 21.4 Положения и по смыслу п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Так, порядок оценки заявок регламентирован Заказчиком в разделе 3 Документации, где абз. 1 определено, что для оценки относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия:

- цена договора (значимость критерия – 40 %);

- квалификация участника закупки (значимость критерия – 20 %);

- опыт участника закупки (значимость критерия – 40 %).

Оценка заявок участников Закупки по критерию «Опыт участника закупки» определяется п. 3 разд. 3 Документации, где закреплено, что для подтверждения соответствия участника условиям указанного критерия, таким участником предоставляются договоры (копии договоров) на оказание аналогичных услуг (организацию горячего питания) для учреждений, заключённые участником Закупки не позднее 3 (трех) лет до даты размещения извещения и должны отвечать следующим требованиям:

- быть исполненными;

- цена каждого договора должна составлять не менее 20% от НМЦ;

- договоры должны быть исполнены без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней).

- прилагаемые к заявке копии договоров должны быть заверены надлежащим образом в соответствии с нормами и требованиями нормативных правовых актов РФ.

При этом, согласно п. 3 разд. 3 Документации, отсутствие в заявке документов, подтверждающих опыт участника закупки, не является основанием для отклонения заявки, и такой участник рассматривается как не имеющий опыт.

Также п. 3 разд. 3 Документации, Заказчиком установлен следующий порядок расчёта баллов по рассматриваемому нестоимостному критерию «Опыт участника закупки»:

- от 1 до 10 копий договоров – 25 баллов;

- от 11 до 20 копий договоров – 50 баллов;

- от 21 до 30 копий договоров – 75 баллов;

- от 31 и более копий договоров – 100 баллов.

Из содержания жалобы Заявителя следует, что приведённая Заказчиком шкала оценки расчёта баллов по обжалуемому нестоимостному критерию не позволяет Заявителю набрать максимальный балл для осуществления нормального конкурирования в рамках данной закупочной процедуры, так как для получения 100 баллов необходимо иметь минимум 31 соответствующий требованиям Документации договор, что является чрезмерным, нарушая права и законные интересы Заявителя.

Согласно п. 21.6.11 Положения, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Порядка оценки заявок на участие в запросе предложений (Приложение к настоящему Положению).

Так, пп. «б» п. 3 Приложения № 1 к Положению (далее – Порядок оценки) закреплено, что для оценки заявок (предложений) Заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе нестоимостные критерии оценки квалификации участников закупки, а именно наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В сущности, дублирующее положение закреплено в пп. «б» п. 1 «Оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки» Порядка оценки Положения.

В соответствии с п. 5 Порядка оценки Положения, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Так, п. 5 «Оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки» Порядка оценки Положения закреплено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки в документации о закупке устанавливается количество баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.

Пунктом 8 Порядка оценки Положения, Заказчиком установлена минимальная значимость стоимостных критериев оценки равная 30 % и максимальная значимость нестоимостных критериев – 70 %.

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком нестоимостной критерий оценки «Опыт участника закупки», равно как и его значимость соответствует содержанию порядка оценки заявок участников Закупки, закреплённому в Положении, следовательно, довод жалобы Заявителя о неправомерности установления указанного нестоимостного критерия не находит своего объективного подтверждения.

Вместе с тем, следует отметить, что Заявителем в материалы дела не представлено каких-либо документов, сведений или материалов, подтверждающих заявленный довод о том, что рассмотренный Комиссией Тюменского УФАС России нестоимостной критерий оценки ограничивает круг вероятно возможных участников Закупки, что дополнительно подтверждает его несостоятельность.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение закупочной документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ИП Сазоновой С.А. на действия МАОУ «Тоболовская СОШ» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг организации горячего питания в МАОУ Тоболовская СОШ и его сети филиалов (реестровый номер извещения: 32110506925) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сазоновой Светланы Анатольевны на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения Тоболовской средней общеобразовательной школы при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг организации горячего питания в МАОУ Тоболовская СОШ и его сети филиалов (реестровый номер извещения: 32110506925) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Е.Н. Бороздин

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

И.Г. Назаров

 

                

      

               

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны