Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–54/2023

 

18.04.2023                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–54/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране путем введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер закупки: 32211807345), далее также – Закупка,

в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;

в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 05.04.2023 поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране путем введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер закупки: 32211807345).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает несогласие с положениями Документации Заказчика, в части следующих спорных требований:

1. Заказчиком в закупочной документации утверждено требование об обязательном письменном согласовании графика сменности состава сотрудников охраны, тем самым вмешиваясь во внутреннюю работу охранной организации;

2. Заказчиком в закупочной документации утверждено неисполнимое требование в части обязанности исполнителя по обучению работников пожарно-техническому минимуму и предоставления удостоверения о пройденном обучении;

3.  Заказчиком в закупочной документации неправомерно утверждено требования к особым условиям допуска к работе (наличию на Объекте в копий документов).

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом № 2 от 22.03.2023 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 30.09.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Как установлено материалами дела, 31.10.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211807345), Заказчиком была размещена Документация о закупке, путём проведения конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране путем ведения поста физической охраны в нежилых помещениях (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.11.2022 в 08:00;

Согласно доводу Заявителя № 1, Заказчиком в закупочной документации утверждено требование об обязательном письменном согласовании графика сменности состава сотрудников охраны, тем самым вмешиваясь во внутреннюю работу охранной организации.

Заказчиком в п. 5.7, 5.10 Технического задания и п. 5 Должностной инструкции (Приложение № 2 к Договору), утверждено, что:

  • Исполнитель обязан осуществлять сотрудником охранной организации в период смены несения службы обход помещений, прилегающей территории к зданию и подвального помещения по маршруту с целью обеспечения безопасности обучающихся для предупреждения закладки взрывных устройств, возникновения пожаров и недопущения проникновения посторонних лиц на территорию и в здание, в соответствии с графиком утвержденным Заказчиком с отметкой в журнале дежурств (время, подпись) (п. 5.7 Технического задания);
  • К грубым нарушениям правил несения службы сотрудником охраны относятся непредставление, нарушение утвержденного графика несения службы на Объекте (пп. «д» п. 5.10 Технического задания).
  • Режим работы охранника на Объекте охраны осуществляется посменно на Объекте в соответствии с утвержденным графиком сменности постоянно действующего состава сотрудников охраны, разрабатываемому Исполнителем, с обязательным письменным согласованием Заказчиком» (Должностной инструкции охранника (п. 5 Приложения № 2 к Договору).

В своей жалобе Заявитель ссылается на Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.07.2018 (Дело № А81-3521/2018) «Как указывает истец, в связи с трудовыми отношениями, третьи лица не имеют права вмешиваться в трудовой график работы сотрудников охранной организации. Это является исключительной компетенцией работодателя и работника, то есть сторон трудового договора. Кроме того, графики работы охранников содержат персональные данные сотрудников охранной организации, которые не могут быть в силу закона распространены третьим лицам.

Оспариваемые пункты договора нарушают права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности при оказании охранных услуг на основании имеющейся лицензии, так как фактически расширяют требования по отношению к охранной организации для возможности оказания охранных услуг, что также влечёт для общества необоснованные дополнительные расходы.

В соответствии с пунктом 5.2. Приложения № 1 к спорному договору на I этапе (до приемки объекта под охрану (физическую)) исполнитель должен утвердить график несения службы на объекте охраны и согласовать его с заказчиком.

Оспаривая пункт 5.2. в части возложения на исполнителя обязанности согласоваться с заказчиком графики дежурств охранников, суд полагает, что истец не доказал нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности при оказании охранных услуг, поскольку утверждение графика несения службы является прерогативой исполнителя.»

Довод о том, что график работы охранников содержит персональные данные сотрудников охранной организации, носит предположительный характер, поскольку в материалы дела не представлена форма графика дежурств.

Между тем суд полагает, что исполнитель при составлении графика дежурств может указать необходимый минимум данных, указав фамилии и инициалы охранников.»

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что положения закупочной документации не могут свидетельствовать о вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность Исполнителя в отсутствие формы графика дежурств, а также возможности Заказчиком указать при составлении графика минимум необходимых данных, соответственно полагает признать довод жалобы Заявителя № 1 необоснованным.

 

Согласно доводу Заявителя № 2, Заказчиком в закупочной документации утверждено неисполнимое требование в части обязанности исполнителя по обучению работников пожарно-техническому минимуму и предоставления удостоверения о пройденном обучении.

В соответствии с требованиями п. 2.5 Положения, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с п. 3 Приложения № 2 к Положению о закупках «Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, запросе предложений, в том числе в электронной форме» для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена договора;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные характеристики объекта закупок;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В разделе IV закупочной документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость, порядок их рассмотрения» предусмотрено, что при сопоставлении заявок и определении победителя запроса предложений в электронной форме оцениваются:

 

 

Критерии оценки заявок, их содержание

Значимость критериев оценки

(всегда

≤ 100%)

Максимальное количество баллов для каждого критерия

1.

Цена договора

 

30%

30 баллов

2.

Квалификация участника: учитывается деловая репутация участника закупки, опыт выполнения аналогичных предмету закупки договорных обязательств, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, указанные в документации о закупке)

70%

70баллов

2.1

Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по охране образовательных учреждений заключенных на срок не менее 3-х месяцев, при исполнении которых к участнику закупки не применялись штрафные санкции, а также отсутствуют судебные решения ответчиком, по которым является участник закупки, предметом судебного разбирательства является оказание услуг исполнителя по такому контракту и решение принято в пользу истца на оказание охранных услуг в образовательных учреждениях), в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за период с  01.01.2018 до даты подачи заявки на участие в закупке (указать количество) (с приложением копий контрактов (договоров) и актов выполненных работ (оказанных услуг)

Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:

- отсутствия копий, исполненных в полном объеме контрактов (договоров) на оказание услуг по охране образовательных учреждений за период с 01.01.2018 до даты подачи заявки на участие в закупке;

- отсутствия копий актов выполненных работ (оказанных услуг);

- несоответствия предмета контрактов (договоров) вышеуказанным требованиям предмету закупки – оказание услуг охраны образовательных учреждений;

- отсутствия в представленных копиях актов оказанных услуг сведений о стоимости оказанных услуг;

- отсутствия в представленных копиях контрактов (договоров) сведений о сторонах контракта (договора), реквизитах сторон, предмете, цене контракта (договора), сроках исполнения контракта (договора).

При оценке заявок по критериям наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим рейтингом.

Каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Отсутствие – 0 баллов.

Заявке, содержащей максимальное значение по заявленному критерию, присваивается 100 баллов.

Остальным заявкам баллы от 1 до 100 присваиваются в зависимости от сведений, представленных в заявках участников путем пропорционального деления при условии присвоения максимального балла заявке, имеющем в своем составе сведения о наибольшем значении по критерию.

 

При оценке предложений коллективного участника сведений в соответствии с данным подкритерием, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, суммируются.

30%

 

 

30 баллов

 

 

 

2.2

Общая сумма исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по охране образовательных учреждений заключенных на срок не менее 3-х месяцев, при исполнении которых к участнику закупки не применялись штрафные санкции, а также отсутствуют судебные решения ответчиком, по которым является участник закупки, предметом судебного разбирательства является оказание услуг исполнителя по такому контракту и решение принято в пользу истца на оказание охранных услуг в образовательных учреждениях), в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за период с  01.01.2018г. до даты подачи заявки на участие в закупке (указать общую сумму) (с приложением копий контрактов (договоров) и актов выполненных работ (оказанных услуг)

Общая сумма считается не подтвержденной в случаях:

- отсутствия копий, исполненных в полном объеме контрактов (договоров) на оказание услуг по охране образовательных учреждений за период с 01.01.2018г. до даты подачи заявки на участие в закупке;

- отсутствия копий актов выполненных работ (оказанных услуг);

- несоответствия предмета контрактов (договоров) вышеуказанным требованиям предмету закупки – оказание услуг охраны образовательных учреждений;

- отсутствия в представленных копиях актов оказанных услуг сведений о стоимости оказанных услуг;

- отсутствия в представленных копиях контрактов (договоров) сведений о сторонах контракта (договора), реквизитах сторон, предмете, цене контракта (договора), сроках исполнения контракта (договора).

При оценке заявок по критериям наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим рейтингом.

Каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Отсутствие – 0 баллов.

Заявке, содержащей максимальное значение по заявленному критерию, присваивается 100 баллов.

Остальным заявкам баллы от 1 до 100 присваиваются в зависимости от сведений, представленных в заявках участников путем пропорционального деления при условии присвоения максимального балла заявке, имеющем в своем составе сведения о наибольшем значении по критерию.

 

При оценке предложений коллективного участника сведений в соответствии с данным подкритерием, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, суммируются.

20%

 

20 баллов

 

2.3

Количество лицензированных охранников не ниже 4 разряда, состоящих в штате участника закупки, и обладающих 2-й категорией по дополнительному образованию касающегося охраны образовательных учреждений (с приложением копий следующих документов), а именно:

- удостоверений частного охранника установленного образца, разрешающего частную охранную деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 11.03.1992 № 2487-1-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», содержащих отметки о прохождении периодической проверки;

- документов, подтверждающих прохождение ежегодного медицинского освидетельствования, по результатам которого подтверждено отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.11.2020г. № 1252н "Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника";

- свидетельств, подтверждающих прохождение обучения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «11» декабря 2015 г. № 1010н.

- удостоверений о проверке знаний пожарно-технического минимума (удостоверение ПТМ), подтверждающего, что его обладатель прошел специальное обучение, способен организовать мероприятия по предотвращению пожароопасных ситуациях, ликвидации возгорании и эвакуации сотрудников с объекта (Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 декабря 2007 года №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности» «Обучение мерам пожарной безопасности работников, осуществляющих круглосуточную охрану»;

- справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел  - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 65, 315.1), иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (Приказ МВД РФ от 7 ноября 2011 г. N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования");

- трудовых книжек;

- трудовых договоров.)

При оценке заявок по критериям наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим рейтингом.

Каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

 Отсутствие – 0 баллов.

10 охранников – 20 баллов

20 охранников – 40 баллов

30 охранников – 60 баллов

40 охранников – 80 баллов

50 охранников и более – 100 баллов

 

При оценке предложений коллективного участника сведений в соответствии с данным подкритерием, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, суммируются.

20%

 

20 баллов

 

2.4

Деловая репутация.

Оценивается деловая репутация участника закупки, которая подтверждается рекомендательными, благодарственными письмами, положительными отзывами, полученными участником закупки от государственных (муниципальных) Заказчиков осуществляющих закупки в рамках действия Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Заказчиков осуществляющих закупки в рамках действия Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, общественности, коммерческих организаций, свидетельствующими о надежности участника закупки, качестве поставленных им  ранее товаров, соблюдения объемов и сроков поставки, неприменения штрафных санкций в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» со стороны Заказчиков в период с 01.01.2018г. до даты подачи участником заявки на участие в закупке (содержание рекомендательных, благодарственных писем, положительных отзывов, полученных участником закупки от государственных (муниципальных) Заказчиков предполагает возможным достоверно установить в рамках какого контракта (договора), сведения о котором содержатся в Реестре контрактов или в Реестре договоров, такие письма были получены) ((максимально можно представить только один отзыв в отношении одного исполненного контракта (договора)) (Отзыв должен быть оформлен на официальном бланке с исходящим номером, датой и подписью уполномоченного лица (заверенные участником закупки копии), с указанием даты и номера исполненного договора (контракта) к которому предоставляется отзыв).

Порядок оценки по показателю:

0 баллов присваивается участнику закупки, который не представил подтверждающие документы, характеризующие его деловую репутацию.

Заявке, содержащей максимальное значение по заявленному критерию, присваивается 100 баллов.

Остальным заявкам баллы от 1 до 100 присваиваются в зависимости от сведений, представленных в заявках участников путем пропорционального деления при условии присвоения максимального балла заявке, имеющем в своем составе сведения о наибольшем значении по критерию.

Деловая репутация считается не подтвержденной в случае представления документов, характеризующих деловую репутацию участника закупки,  содержащих недостоверные сведения (будет определяться как нулевое количество баллов).

 

При оценке предложений коллективного участника сведения об оценке деловой репутации, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, суммируются

Отсутствие документов, подтверждающих деловую репутацию не являются основанием для отклонения заявки.

30%

30 баллов

 

В содержании довода жалобы Заявителем указано, что деятельность частных охранных организаций на территории РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности» в Российской Федерации, в соответствии с которым работа в должности охранника в охранной организации сопровождается наличием двух документов:

- удостоверения частного охранника (документа, подтверждающего право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг (п. 3 ст. 1.1 Закона о частной охранной деятельности);

- личной карточки охранника (ч. 7 ст. 12 Закона о частной охранной деятельности).

Однако, с 01.09.2019 введен в действие новый ГОСТ по охране школ и детских садов, сообщает Информационно-аналитический журнал RUБЕЖ со ссылкой на сайт Росстандарта 14 августа.

Приказом федерального агентства № 492-ст от 09.08.2019 утверждены требования ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования».

В ГОСТ Р 58475-2019 включены основные требования как к самой организации, которая претендует на охрану объекта образования, так и к методам осуществления охранных услуг. Стандарт содержит типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах, а также типовую должностную инструкцию охранника.

В соответствии с п. 37 разд. 3 «Термины и определения» ГОСТ Р 58475-2019 охранником образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) является работник охранной организации, обладающий необходимой подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций на постах охраны образовательных организаций.

Вследствие этого, работник охранной организации состоит в трудовых отношениях с охранной организацией (работодатель) в соответствии с условиями трудового договора, согласно положениям статей 15 и 56 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее – ТК РФ), а не с образовательной организацией.

На основании ч. 1 ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.

В соответствии с требованиями статьи 66 ТК трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Часть 1 статьи 66.1 ТК РФ гласит, что работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, согласно положениям, ст. 5 ТК РФ «Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ».

Таким образом, основополагающими документами, которые подтверждают наличие трудовых отношений между работодателем и работником являются трудовой договор и трудовая книжка.

В соответствии с Приложением А ГОСТ Р 58475-2019 «Типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах», а именно, п. 3.3 раздела 3 «Порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима», в помещениях и на территории образовательной организации запрещено:

- нарушать правила противопожарной безопасности;

- загромождать территорию, основные и запасные выходы, лестничные площадки, подвальные и чердачные помещения строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют эвакуацию людей, материальных ценностей и препятствуют ликвидации возгораний, а также способствуют закладке взрывных устройств;

- совершать действия, нарушающие установленные режимы функционирования инженерно-технических средств охраны и пожарной сигнализации.

На основании п. 3.3 раздела 3 «Обязанности» Приложения Б ГОСТ Р 58475-2019 «Типовая должностная инструкция охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) на объекте охраны» в ходе сдачи (приема) дежурства проверяются, в том числе, средства сигнализации, видеонаблюдения, пожаротушения и т.д.

Пункт 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 гласит что, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Основным нормативным документом в действующем законодательстве России, в котором изложены требования к такой подготовке, являются нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные Приказом МЧС России 645 от 12.12.2007.

В соответствии с п. 32 Приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год».

На основании п. 39 Приказа МЧС России «По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам ПТМ непосредственно в организации обучаются (в том числе) - работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Организацию обучения мерам противопожарной безопасности работников организаций осуществляет работодатель на основании ст. 225 ТК РФ.

Приказом МЧС № 645 допускается организация обучения по программе ПТМ непосредственно в организации-работодателе. По результатам подготовки во всех ситуациях организуется проверка знаний: аттестацию слушателей проводит специально созданная комиссия.

Таким образом, на пост охраны не вправе заступать охранник, не прошедший обучение по программе ПТМ, с момента начала срока оказания услуг по договору до окончания срока оказания услуг по договору.

Соответственно, прохождение обучения по программе ПТМ охранников, заступающих на пост охраны, должно быть завершено до даты, когда охранник заступит в первую дежурную смену, в рамках договора оказания услуг охраны.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в закупочной документации установлены с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере оказания услуг охраны образовательных учреждений и свидетельствуют об отсутствии установления избыточных, необоснованных требований к участникам, которые могут привести к ограничению числа потенциальных участников, желающих принять участие в данной закупке, соответственно полагает признать довод жалобы Заявителя № 2 необоснованным.

 

Согласно доводу Заявителя № 3, Заказчиком в закупочной документации неправомерно утверждено требования к особым условиям допуска к работе (наличию на Объекте в копий документов).

Пунктом 7 Описания объекта закупки утверждены особые условия допуска к работе (наличие на Объекте в копии), в частности:

  • Документ, подтверждающий прохождение ежегодного медицинского освидетельствования, по результатам которого подтверждено отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.11.2020г. № 1252н "Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника";
  • Свидетельство о присвоении квалификации 4-го разряда.
  • Свидетельство, подтверждающее прохождение обучения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций;
  • Справка об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

Ознакомившись с материалами дела, письменными пояснениями Заказчика, Комиссией Управления установлено, что к частным охранникам, оказывающим услуги охраны в общеобразовательных и (или) дошкольных образовательных учреждениях, предъявляется следующий перечень требований, а, именно:

Охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1).

Предварительные и периодические медицинские осмотры ряда категорий работников являются одной из мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, а также на охрану здоровья населения (ст. 213 ТК РФ, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

Данные о прохождении медицинских осмотров, предусмотренных п. 1 ст. 34, подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ) Обоснование Сотрудники, выполняющие определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет организации. К этой категории персонала относятся, в частности, частные охранники (ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Частные охранники обязаны ежегодно проходить ежегодное медицинское освидетельствование, по результатам которого подтверждено отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.11.2020г. № 1252н "Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника";

В соответствии с п. 3.1. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" указаны особые условия допуска к работе охранников 4-го разряда в части обеспечения охраны образовательных организаций, а именно,            наличие медицинского заключения по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, Личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, Удостоверение частного охранника, Свидетельство о присвоении квалификации 4-го разряда, Своевременное прохождение периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, предусмотренных для охранников 4-го разряда в части пригодности к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств Инструктаж по пожарной безопасности.

В личной карточке охранника, внесенные сведения, остаются неизменными в течение всего срока действия трудового договора охранника с охранной организацией. В личной карточке охранника сведения корректны лишь при первоначальном трудоустройстве охранника в охранную организацию. По истечении календарного года с момента первичного трудоустройства охранника в данную организацию, в личную карточку не заносятся актуальные сведения о:

- о прохождении периодической проверки и отражении соответствующей отметки в удостоверении частного охранника;

- о прохождении ежегодного медицинского освидетельствования, по результатам которого подтверждено отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника;

- о проверке знаний пожарно-технического минимума (удостоверение ПТМ), подтверждающего, что его обладатель прошел специальное обучение, способен организовать мероприятия по предотвращению пожароопасных ситуациях, ликвидации возгорании и эвакуации сотрудников с объекта.

Кроме того, в личной карточке охранника не отражаются сведения, подтверждающие прохождение обучения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что п. 7 Описания объекта закупки утверждён с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере оказания услуг охраны образовательных учреждений и свидетельствуют об отсутствии установления избыточных, необоснованных требований к участникам Закупки, в соответствии с чем, Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать довод жалобы Заявителя № 3 необоснованным.

Исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране путем введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер закупки: 32211807345), – удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране путем введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер закупки: 32211807345), необоснованной.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны