Решение №РНП-72-99/22 односторонний отказ от исполнения контракта от 26 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-99/22 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

26 августа 2022 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» обращение МБУ «Тюменьгормост» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО П» (ИНН 6685196514) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на поставку изделий из гранита (реестровый номер закупки 0167300000522000132),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 19.08.2022 поступило обращение МБУ «Тюменьгормост» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО П» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий из гранита.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО П будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, представило письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам рассматриваемого дела. Представитель Общества просит Комиссию не включать сведения в отношении ООО П в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

28.03.2022 между МБУ «Тюменьгормост» и ООО П заключен муниципальный контракт № 0400.22.006 на поставку изделий из гранита (реестровый номер контракта 3720414990022000006).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что заказчик поручает, а поставщик принимает на себя в обусловленные контрактом сроки обязанности по поставке и передаче в собственность заказчику изделий из гранита (далее по тексту – товар) согласно спецификации (приложение № 1 к контракту), а заказчик обязуется, в свою очередь, принять и оплатить товар в соответствии с условиями контракта.

Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что наименование, количество, ассортимент, комплектность, характеристики, наименование страны происхождения и цена товара указаны в спецификации (приложение № 1 к контракту).

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента заключения контракта, то есть до 27.05.2022 включительно.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что если поставщиком допущена просрочка поставки товара, заказчик вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товара, поставка которого просрочена. В этом случае поставщик обязан возместить заказчику все понесенные последним расходы. Если заказчик отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить об этом поставщика.

Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить товар по указанному в контракте адресу в количестве, ассортименте, комплектности и сроки, предусмотренные контрактом.

Пунктом 4.16 контракта предусмотрено, что датой приемки поставленного товара считается дата размещения в ЕИС в сфере закупок товарной накладной либо универсального передаточного документа подписанного заказчиком.

Пунктом 5.5 контракта предусмотрено, что поставляемый товар должен быть изготовлен из гранита, совместимого по рисунку, цвету и типу с гранитом, имеющимся у заказчика. С образцами можно ознакомиться на территории набережной правого берега реки Тура в городе Тюмени с понедельника по пятницу с 13-00 до 16-00, предварительно согласовав время не менее, чем за 24 часа.

Пунктом 7.3.1 контракта предусмотрена обязанность поставщика осуществлять поставку товара надлежащего качества, в количестве, ассортименте и комплектности в соответствии с условиями контракта.

Пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС и действует до 30.06.2022, а в части исполнения принятых по контракту обязательств по оплате, - до полного их исполнения сторонами.

Спецификацией к муниципальному контракту предусмотрено следующее:

№ п/п

Наименование Товара*

Наименование страны происхождения товара

 (по ОКСМ)

Характеристики товара

Единица измерения

1

Плита 1

 

Российская Федерация

Материал плиты – гранит, совместимый по рисунку, цвету и типу с гранитом «Карелия Ред», имеющимся у Заказчика.

Цвет – красный, идентичный цвету аналогичной плиты, имеющейся у Заказчика.

Длина плиты, мм – 700

Ширина плиты, мм – 500

Толщина плиты, мм – 30.

шт.

2

Тротуарная плитка 1

 

Российская Федерация

Материал плиты - гранит, совместим по рисунку, цвету и типу с гранитом «Южно- Султаевский», имеющимся у Заказчика.

Цвет - коричневый, идентичный цвету аналогичной плиты, имеющейся у Заказчика.

Длина плиты, мм - 120

Ширина плиты, мм - 440

Толщина плиты, мм - 50.

шт

3

Тротуарная плитка 2

 

Российская Федерация

Плита с термообработанной поверхностью.

Материал плиты – гранит, совместим по рисунку, цвету и типу с гранитом «Мансуровский», имеющимся у Заказчика.

Цвет – серый, идентичный цвету аналогичной плиты, имеющейся у Заказчика.

Длина плиты, мм – 500

Ширина плиты, мм – 500

Толщина плиты, мм – 50.

шт

4

Накрывной элемент

Российская Федерация

Накрывной элемент полированный с внутренней выборкой и с профилированными длинными сторонами.

Материал элемента – гранит, совместимый по рисунку, цвету и типу с гранитом «Карелия Ред», имеющимся у Заказчика.

Цвет – красный, идентичный цвету аналогичного элемента, имеющегося у Заказчика.

Длина – 1000 мм.

 

шт

5

Плита 2

Российская Федерация

Плита с полированной поверхностью, торцы пиленые.

Материал плиты - гранит, совместим по рисунку, цвету и типу с гранитом «Южно- Султаевский», имеющимся у Заказчика.

Цвет - коричневый, идентичный цвету аналогичной плиты, имеющейся у Заказчика.

Длина плиты, мм - 450

Ширина плиты, мм - 450

Толщина плиты, мм - 30.

шт

6

Плита 3

Российская Федерация

Плита с полированной поверхностью, торцы пиленые.

Материал плиты - гранит, совместим по рисунку, цвету и типу с гранитом «Мансуровский», имеющимся у Заказчика.

Цвет - серый, идентичный цвету аналогичной плиты, имеющейся у Заказчика.

Длина плиты, мм - 1200

Ширина плиты, мм - 400

Толщина плиты, мм - 30.

шт

7

Плита 4

Российская Федерация

Плита с полированной поверхностью, торцы пиленые.

Материал плиты - гранит, совместимый по рисунку, цвету и типу с гранитом «Карелия Ред», имеющимся у Заказчика.

Цвет - красный, идентичный цвету аналогичной плиты, имеющейся у Заказчика.

Длина плиты, мм - 1800

Ширина плиты, мм - 400

Толщина плиты, мм - 30.

шт

8

Плита 4

Российская Федерация

Плита с полированной поверхностью, торцы пиленые.

Материал плиты - гранит, совместимый по рисунку, цвету и типу с гранитом «Карелия Ред», имеющимся у Заказчика.

Цвет - красный, идентичный цвету аналогичной плиты, имеющейся у Заказчика.

Длина плиты, мм - 1800

Ширина плиты, мм - 400

Толщина плиты, мм - 30.

шт

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Правоотношения сторон, возникающие в связи с поставкой товаров, регламентируются § 3 и 4 главы 30 ГК РФ.

Пунктами 1, 2 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

02.04.2022

Поставщиком в адрес ООО «СПК Стоун» направлен запрос о наличии гранитной плиты Карелия Ред (месторождение Финляндия)

Запрос от 02.04.2022 № б/н

04.04.2022

ООО «СПК Стоун» ответил, что в связи с ограничением импорта и обострением политической ситуации компания не имеет возможности осуществить поставку Карелия Ред, предложено заменить товар на аналогичный товар Южно-Султаевское

Ответ на запрос от 04.04.2022 № б/н

27.04.2022

Поставщиком в адрес ООО «Уралстройгранит» направлен запрос о наличии гранитной плиты Карелия Ред (месторождение Финляндия)

Запрос от 27.04.2022 № б/н

28.04.2022

ООО «Уралстройгранит» ответил, что не имеет возможности поставить гранит Карелия ред ввиду ограничений на импорт на территорию РФ, а также удаленностью месторождения

Ответ на запрос № б/н от 28.04.2022

10.05.2022

Поставщиком в адрес ООО «Гранит трейд» направлен запрос о наличии гранитной плиты Карелия Ред (месторождение Финляндия)

Запрос от 10.05.2022 № б/н

18.05.2022

ООО «Гранит» ответил, что в поставке гранита Карелия Ред вынуждены отказать, указанный товар в настоящее время на территорию РФ не поставляется

Ответ на запрос от 18.05.2022 № б/н

11.05.2022

Поставщиком в адрес ООО «Гранит регион» направлен запрос о наличии гранитной плиты Карелия Ред (месторождение Финляндия)

Запрос от 11.05.2022 № б/н

12.05.2022

ООО «Гранит регион» направило ответ, что не имеется в наличии гранит Карелия Ред, в ближайшее время заказ данного гранита невозможен

Ответ на запрос от 12.05.2022 № б/н

11.05.2022

Заказчик направил поставщику уведомление, согласно которому, частично поставленный товар не может быть принят (товарная накладная подписанная заказчиком в ЕИС в сфере закупок не размещена). Сотрудниками МБУ «Тюменьгормост» была проведена предварительная проверка товара, на соответствие условиям контракта. Было выявлено несоответствие товара на совместимость по рисунку, цвету и типу с гранитом Карелия ред имеющимся у заказчика в следующих позициях: плита 1, плита 4 (фото прилагаются). Заказчик просил поставщика приложить все силы для исполнения обязательств по контракту

Письмо № 24-54-исх-1500/22 от 11.05.2022

12.05.2022

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо согласно которому, участники являются свидетелями событий, влияния на экономическую ситуацию, ограничивающую возможность изготовителей не только в плане долгосрочного планирования и прогнозирования изменений на сырьевом рынке, но и в ближайшей перспективе. Красный гранит Карелия ред относится к виду гранитов «рапакиви». По состоянию на 12.05.2022 является недружественной страной, что не позволяет юридическим лицам приобретать сырьё и осуществлять импорт гранитных изделий на территорию Российской Федерации. Поставщик проинформировал заказчика о невозможности поставки гранитных плит Карелия ред. Поставщик оценивает данные события как экстраординарные и просит отнестись с пониманием. Поставщик предложил альтернативный вариант замены гранита Карелия ред на гранит месторождения «Южно-Султаевское», поскольку схожа по цвету, рисунку, типу с образцами, представленными заказчиком

Письмо № б/н от 12.05.2022

13.05.2022

Заказчиком направлен запрос о наличии гранита Карелия ред в адрес ИП Татарова Руслана Феодоровича, ООО ГК «Гранит инвест» на что получено коммерческое предложение о наличии гранита Карелия ред

Письмо исх.№ 24-54-исх-1548/22 от 13.05.2022

18.05.2022

Заказчик в адрес поставщика направил письмо, в котором указал, что заявка ООО П подана на участие в закупке 14.03.2022. Финляндская Республика, являющаяся государством – членом Европейского Союза признана «недружественной страной» согласно Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» (начало действия документа 07.03.2022). Заказчик отмечает, что обстоятельства на которые ссылается поставщик в ранее направленном письме поставщику были известны. ООО  не представлены заказчику доказательства отсутствия возможности поставки товара в рамках контракта. Заказчиком дополнительно запрошена информация о возможности поставки товара, соответствующего спецификации (приложение № 1 к контракту) у других поставщиков на территории РФ, информация полученная от данных поставщиков приложена к письму. Поскольку условия о предмете контракта считаются существенными условиями, а следовательно, не подлежат изменению, замена товара, указанного в спецификации (приложение № 1 к контракту) на иной товар не представляется возможной

Письмо исх.№ 24-54-исх-1575/22 от 18.05.2022

02.06.2022

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо согласно которому, поставщик сообщил о переносе сроков поставки вышеуказанной продукции в связи с экономической ситуацией. Поставщик уведомил о готовности осуществить поставку оставшейся продукции: плита в 1 количестве 29 единиц, накрывной элемент в количестве 10 единиц, плита 4 в количестве 42 единиц. Поставка будет осуществлена в течение 180 календарных дней с даты получения письменного согласия покупателя с вышеуказанными сроками

Письмо исх.№ б/н от 02.06.2022 (вх.№ 24-ту-вх-1392/22 от 03.06.2022)

03.06.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 03.06.2022 обязательства по поставке товара не исполнены в полном объеме, заказчик просил поставщика приложить все силы к исполнению обязательств по контракту в срок до 03.07.2022, заказчик уведомил поставщика о начислении неустойки

Уведомление исх.№ 24-54-исх-1757/22 от 03.06.2022

08.07.2022

Заказчиком за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контракту начислена неустойка

Претензия исх.№ 24-54-исх-2141/22 от 08.07.2022

08.07.2022

Заказчиком в адрес поставщика направлено уведомление, согласно которому заказчик указывает, что по состоянию на 04.07.2022 обязательства по поставке не выполнены в полном объеме. Заказчик просил поставщика приложить все силы к исполнению обязательств по контракту в срок до 18.07.2022, заказчик уведомил поставщика о начислении неустойки

Претензия исх.№ 24-54-исх-2142/22 от 08.07.2022

11.07.2022

Поставщик направил запрос в ООО «Султаевский гранит» о предоставлении гранитной плиты Карелия ред месторождение Финляндия

Запрос исх.№ б/н от 11.07.2022

15.07.2022

Поставщиком получен ответ от ООО «Султаевский гранит» об отсутствии в наличии гранита Карелия ред

Письмо исх.№ б/н от 15.07.2022

03.08.2022

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта

Решение № 24-54-исх-2419/22 от 03.08.2022

10.08.2022

Поставщик направил заказчику письмо в котором выражает несогласие с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, указав при этом, что помимо гранита Карелия ред красного цвета, иных гранитных плит с аналогичным цветом не существует. Поставщик предложил замену гранита на гранит месторождения «Южно-Султаевское». Добыча вышеуказанных гранитных изделий производится на территории Российской Федерации и схожа по цвету, типу, рисунку с образцаи, представленными заказчиком. С предложенными вариантами поставки товара заказчик отказался. По состоянию на 10.08.2022 ни один поставщик не готов реализовать спорную продукцию Карелия ред. Поставщик не смог произвести поставку аналога гранитной плиты в связи с несогласием заказчика на анлоги, а также не смог предоставить гранит Карелия ред в связи с ограниченим импорта на территорию РФ. Поставщиком были сделаны все необходимые действия для урегулирования возникшего вопроса, что говорит о добросовестности организации. Поставщик полагает что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является необоснованным, просит расторгнуть контракт по соглашению сторон

Письмо исх.№ б/н от 10.08.2022

16.08.2022

Поставщик обратился в Торгово-Промышленную палату Тюменской области за получением заключения о подтверждении форс-мажора

Письмо исх.№ б/н от 16.08.2022

18.08.2022

Заказчик в адрес поставщика направил ответ согласно которому, 04.05.2022 поставщиком была осуществлена частичная поставка товара. В нарушение пункта 4.6 контракта поставщиком в ЕИС в сфере закупок не были направлены документы о приемке. 12.05.2022 поставщиком предложен альтернативный вариат поставки гранита месторождения «Южно-Султаевское». Граниты этих месторождений имеют существенные различия в рисунке и цвете, то есть цвет гранита «Южно-Султаевское» не является идентичным цвету гранита Карелия ред – которые не могут быть совместимы по рисунку и цвету гранита вышеуказанных месторождений. Ранее заказчик направлял поставщику коммерческие предложения иных поставщиков о наличии гранита Карелия ред. 17.08.2022 заказчиком снова запрошена информация от иных потенциальных поставщиков и получен ответ о наличии гранита Карелия ред, заказчик отмечает, что сведения о невозможности ООО П поставить требуемый заказчику гранит являются несостоятельными. С учетом уведомлений общий срок для поставки товара с момента заключения контракта составил 113 календарных дней. С учетом срока вступления в силу решения об одностороннем тказе от исполнения контракта, принятого заказчиком общий срок составил 143 дня

Письмо исх.№ 24-54-исх-2642/22 от 18.08.2022

18.08.2022

Поставщиком получено заключение № ОЗУ 744/0822 от 18.08.2022 согласно которому, ООО П при исполнении контракта проявлена достаточная степень осмотрительности, поставщик действовал в рамках действующего законодательства, что свидетельствует о добросовестном поведении поставщика и заинтересованности в исполнении контракта

Заключение Общественной организации Союз добросовестных поставщиков (исх.№ ОЗУ 744/0822 от 18.08.2022)

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, регламентированной Законом о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения договора поставки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

03.08.2022 заказчиком через личный кабинет ЕИС в сфере закупок сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.08.2022 № 24-54-исх-2419/22, и которое направлено в личный кабинет подрядчика размещенного на официальном сайте ЕИС в сфере закупок:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО П об одностороннем отказе от исполнения контракта является 03.08.2022, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 16.08.2022.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что ООО П, подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Представители заказчика и поставщика в заседании Комиссии не отрицали, что 04.05.2022 поставщиком действительно была осуществлена частичная поставка гранитных плит в адрес заказчика, которые были смонтированы на объекте набережной правого берега реки Тура в городе Тюмени.

Вместе с тем, пунктами 1, 4, 7, 8 спецификации к контракту (приложение № 1 к контракту) предусмотрено, что материал элемента – гранит, совместимый по рисунку, цвету и типу с гранитом Карелия ред, имеющимся у заказчика.

Соответственно поставщик был вправе поставить как гранит Карелия ред, так и совместимый гранит по рисунку, цвету и типу с гранитом Карелия ред, имеющимся у заказчика.

Представитель поставщика пояснил, что предварительно подавая заявку на участие в закупке не ознакомился с объектом на котором требуется установка гранитных плит.

Материалами дела подтверждается, что заказчика не устраивал частично поставленный гранит поскольку из фотосъемки которая производилась на объекте представителями заказчика где были смонтированы гранитные плиты была установлена их несовместимость в рисунке и цвете, то есть цвет гранита «Южно-Султаевское» не является идентичным цвету гранита Карелия ред, а также не может быть совместим по рисунку, поскольку нарушается единообразие композиции рисунка и цвета с ранее установленными заказчиком гранитными плитами.

Данные фотосъемки направлялись поставщику уведомлением исх.№ 24-54-исх-1500/22 от 11.05.2022, о чем представлен в материалы дела скриншот отправки по электронной почте. Дополнительно заказчиком продемонстрирован Комиссии Тюменсокго УФАС России посредством видеотрансляции скриншот с электронной почты об успешной отправке указанного письма на электронную почту поставщика tendersolidium@yandex.ru (11.05.2022, время: 15:16).

Комиссия Тюменского УФАС России признает несостоятельными доводы поставщика изложенные в письме исх.№ б/н от 10.08.2022 о том, что по состоянию на 10.08.2022 ни один поставщик не готов реализовать спорную продукцию Карелия ред, поскольку заказчик еще в письме исх.№ 24-54-исх-1575/22 от 18.05.2022 направлял на электронную почту поставщика tendersolidium@yandex.ru информацию о том, что заказчиком самостоятельно получены коммерческие предложения от индивидуального предпринимателя Т (ИНН ), ООО ГК «Г» (ИНН ) сообщающие о наличии гранита Карелия ред. Факт успешной отправки электронных писем подтверждается скриншотами об отправке (18.05.2022, время: 09:47; 19.05.2022, время: 16:03).

Данный факт дополнительно подтверждает, что заказчик со своей стороны оказывал содействие поставщику в исполнении обязательств по контракту поставщиком, что говорит в том числе, о заинтересованности заказчика в исполнении поставщиком обязательств по контракту.

Поставщиком представлены в материалы дела запросы и ответы от компаний в адрес ООО «С», ООО «С», ООО «У», ООО «Г», ООО «Г» о невозможности поставки гранита Карелия ред, вместе с тем, поставщиком не запрошены сведения у остальных поставщиков в Российской Федерации (в том числе, у которых по информации заказчика имелся в наличии гранит Карелия ред), а также непосредственного разработчика месторождения в Финляндии где добывают гранит Карелия ред, в материалы дела официальные ответы о том, что гранит не поставляется в Российскую Федерацию (происходит ограничение импорта), либо существуют трудности в логистических цепочках поставки гранита в Российскую Федерацию в связи с действием внешнеполитических и внешнеэкономических санкций со стороны недружественных государств по отношению к Российской Федерации не представлены.

Поставщик в письме (исх.№ б/н от 16.08.2022) направленному в адрес заказчика указывал на право поставщика поставить гранит, совместимый по рисунку, цвету и типу с гранитом Карелия ред, имеющимся у заказчика, что как указывает поставщик не может рассматриваться как недобросовестное поведение, и как следствие необоснованное принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта № 24-54-исх-2419/22 от 03.08.2022.

Комиссия Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не может согласиться с поставщиком о необоснованном принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку несмотря на факт частичной поставки гранита как указывает поставщик якобы совместимого с гранитом имеющимся у заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что из представленных фотоматериалов обследования гранитных плит которые были смонтированы на объекте была установлена их несовместимость в рисунке и цвете, тем самым нарушается единообразная композиция формирования гранитных плит на объекте.

Поскольку изначально товар поставлен с существенными нарушениями поставщиком условий спецификации к муниципальному контракту, который не подлежал приемке (в ЕИС в сфере закупок документы о приемке поставленного товара в соответствующем разделе ЕИС подписанные со стороны заказчика не размещались), и поставщиком допущена просрочка поставки товара, заказчик несмотря на просрочку поставки товара со своей стороны предоставлял дополнительные сроки чтобы поставщик исполнил обязательства по контракту, однако, поставка требуемого товара в полном объеме не осуществлена, в этой связи у заказчика имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Правовые основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотренные частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе у заказчика отсутствовали, поскольку заказчику в период течения десятидневного срока предусмотренного для вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта  доказательства исполнения в полном объеме условий муниципального контракта не представлены. Само по себе несогласие поставщика с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта не является доказательством исполнения обязательств по контракту в полном объеме, и как следствие, отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке товара у поставщика поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность ООО П исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность поставщика, учитывая что поставщик был ознакомлен с условиями контракта и спецификацией, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в описании объекта закупки содержащегося в составе извещения об осуществлении закупки, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, факты подтверждающие, что заказчик препятствовал поставщику исполнить надлежащим образом обязательства по контракту не установлены.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта: исх.№ 24-54-исх-1575/22 от 18.05.2022, исх.№ 24-54-исх-1757/22 от 03.06.2022, исх.№ 24-54-исх-2142/22 от 08.07.2022, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Какие-либо действия направленные на поставку гранитных плит совместимых по рисунку, цвету и типу с гранитом Карелия ред, имеющимся у заказчика, не предпринимались, несмотря на ранее направленную заказчиком в адрес поставщика информацию (коммерческие предложения) о наличии гранита Карелия ред у других поставщиков на территории Российской Федерации – то есть, поставщиком не приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта (подпункт «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078).

В целях формирования благоприятной городской среды, а также условиями муниципального контракта не предусмотрена установка части гранитных плит имеющих один цвет и рисунок, а другая часть гранитных плит имеет другой цвет и рисунок по отношению к ранее установленным на объекте гранитным плитам, что нарушает целостность композиции смонтированных гранитных плит на объекте.

Действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела также не представлено.

Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении контракта, поскольку заказчик направлял поставщику соответствующие уведомления, коммерческие предложения о наличии гранита у других поставщиков, осуществлял переписку, выходил на связь с поставщиком, предоставлял полные ответы на обращения поставщика по всем изложенным доводам в приемлемые сроки.

Не все действия поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий поставщика (подрядчика, исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, оказанной услуги (статья 12 Закона о контрактной системе), то есть с полностью исполненными условиями контракта, а не с действиями предшествующими достижению результата. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком поставленного товара в полном объеме.

Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (Приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

С учетом вышеизложенного, заказчик был лишен требуемого по контракту товара (в частности по спорным позициям, что повлекло отсутствие полного обеспечения муниципальных нужд.

Какой-либо преждевременности заказчика в части принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не установлено.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО П следует, что в качестве основного вида деятельности Общества указан код ОКПД2 – 46.73 «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием».

Таким образом, поставщик будучи профессиональным субъектом на рынке оказания услуг в сфере торговли строительными материалами, должен был предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств, в том числе, логистические цепочки, поиска потенциальных поставщиков, в том числе в других регионах РФ.

Поставщиком не представлено в материалы дела доказательств подтверждающих что поставки гранита Карелия ред не осуществляются с месторождения находящегося в Финляндской Республики ввиду действия внешнеполитических и внешнеэкономических санкций, либо затруднены логистические цепочки поставки ввиду увеличения сроков поставки через страны которые не вводили санкции против Российской Федерации.

Ответы отдельно взятых поставщиков (например, ООО «У») об ограничении импорта гранита на территории РФ, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку в материалы дела представлены коммерческие предложения других поставщиков (например, индивидуального предпринимателя Т (ИНН  ), ООО  (ИНН )) о наличии у данных поставщиков гранита Карелия ред. Доказательства обращения ООО П к указанным поставщикам с целью приобретения гранита Карелия ред в материалы дела не представлены, что опровергает доводы поставщика о том, что ООО  были совершены все необходимые действия для урегулирования возникшего вопроса.

Поставщик указывает на то, что помимо спорных позиций спецификации к контракту (пункты 1, 4, 7, 8) имелись другие позиции спецификации к контракту (пункты 2, 3, 5, 6) поставка которых осуществлена и принята заказчиком без замечаний необходимо отметить, что подтверждается универсальным передаточным документом.

Как ранее отмечалось, результативность обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе) а также удовлетворение муниципальных нужд связывается с достижением результата исполнения муниципального контракта (то есть в полном объеме). В рассматриваемом случае, если и принять доводы поставщика о частичном исполнении обязательств по контракту, вместе с тем, условиями муниципального контракта не предусмотрена возможность частичного исполнения муниципального контракта, поскольку контракт должен быть исполнен в полном объеме, при этом, по спорным позициям спецификации к контракту (пункты 1, 4, 7, 8) гранит совместимый по рисунку, цвету и типу с гранитом Карелия ред, имеющимся у заказчика так и не был поставлен, а поставленный в адрес заказчика гранит являлся несовместимым, что подтверждается результатом обследования представителями заказчика объекта, на котором смонтированы гранитные плиты, где был установлен данный факт, что подтверждается представленным фотоотчетом, который также направлялся в адрес поставщика.

По результатам изучения представленного в материалы дела заключения Общественной организации Союза добросовестных поставщиков (исх.№ ОЗУ 744/0822 от 18.08.2022) Комиссия Тюменского УФАС России в рассматриваемом случае, оценивает выводы органа общественного контроля критически, поскольку из заключения не следует, на основании каких конкретно документов и информации общественный контроль пришел к выводу о действительном наличии непредвиденных обстоятельств, которые не зависели от воли поставщика. Кроме того, заключения общественного контроля не являются обязательными и преюдициальными для федеральных органов испольной власти осуществляющих контроль в сфере закупок. Заключения общественного контроля не содержат общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, а являются мнением конкретного органа общественного контроля.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий контракта подтвержден (в срок предусмотренный контрактом, товар в полном объеме удовлетворяющий потребности заказчика не поставлен), вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по контракту, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили подрядчику надлежащим образом исполнить условия контракта не установлены, действия заказчика связанные с воспрепятствованием поставки товара по контракту также не установлены, следовательно, у заказчика отсутствовали правовые основания для расторжения муниципального контракта по соглашению сторон.

Действия поставщика создали условия формирования неблагоприятной городской среды, учитывая что объект на котором необходимо было смонтировать гранитные плиты совместимые с плитами Карелия ред является общественным местом, следовательно, визуально определяется различие ранее смонтированных и вновь смонтированных гранитных плит, что приводит к нарушению целостности композиции смонтированных гранитных плит на объекте.

Поскольку заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО П.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные МБУ «Тюменьгормост» в отношении ООО П (ИНН, адрес: ), директора и учредителя Общества: К (ИНН ), учредителя Общества: Ф (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку изделий из гранита (реестровый номер закупки 0167300000522000132) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО П в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны