Решение №072/07/18.1–81/2020 Признать жалобу ООО «Стратегия» необоснованной от 6 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                                     тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–81/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.04.2020 года                                

В полном объеме решение изготовлено 06.05.2020 года                                                  г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>      -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>               -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–81/2020 по жалобе ООО «Стратегия» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» (далее также – Заказчик, ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (овощи, фрукты, орехи, сухофрукты), далее также – Закупка, Аукцион (извещение № 32009044024), в присутствии

представителей Заявителя:

<...>;

<...>,

представителя Заказчика:

<...>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России (далее также –Управление) 20.04.2020 г. в 09:45 (вх. № 3974) поступила жалоба ООО «Стратегия» на действия ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (овощи, фрукты, орехи, сухофрукты), извещение № 32009044024.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора Закупки направлено требование о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что первая часть заявки Общества необоснованно отклонена Заказчиком на основании п. 3.5.4, ч. 2 п. 1.10.1 Положения и ст. 9.3 аукционной документации, а именно в позиции № 14 характеристика товара указаны со значением «не более».

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что комиссия по закупкам при рассмотрении заявок руководствовалась требованиями действующего законодательства Российской Федерации и отклонение заявки Общества является правомерным.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Положение, Положение о закупке), которое 26.12.2018 г. размещено на сайте официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (с изменениями от 19.12.2019 г.).

Как установлено материалами дела, 27.03.2020 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (извещение № 32008996206), а также на сайте АО «Единая электронная торговая площадка – Росэлторг» по адресу: https://www.roseltorg.ru/ (процедура № 32008996206) Заказчиком было размещено Извещение о проведении Закупки и Документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (овощи, фрукты, орехи, сухофрукты) только для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 14.04.2020 г. в 10:00.

Дата подведения итогов: 20.04.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 661 766,40 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 15.04.2020 г. на участие в Закупке было подано восемь заявок, семь из которых соответствовало требованиям Заказчика по составу, содержанию и оформлению.

В соответствии с Положением о закупке, под аукционом понимается конкурентная процедура закупки на право заключить договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Победителем признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и который предложил наиболее низкую цену договора или наиболее высокую цену права заключить договор (если цена договора снижена до нуля).

Участник подаёт заявку на участие в аукционе в порядке, в срок и по форме, которые установлены аукционной документацией (п. 3.4.1 Положения).

Подпунктом 2 п. 1.9.1 Положения установлено, что участник закупки должен отвечать требованиям документации о закупке и настоящего Положения (пп. 2 п. 1.9.1 Положения).

Согласно п. 3.5.4 Положения, комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и аукционной документации обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных в пункте 1.10.1 настоящего Положения.

В соответствии с п. 1.10.1 Положения, комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, предусмотренных в пункте 1.9.1 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Согласно п. 1.10.2 Положения, если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в пункте 1.10.1 настоящего Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе её проведения до момента заключения договора.

Заявка, подаваемая участником закупки, должна состоять из двух частей и ценового предложения (п. 12.1 Документации).

Подпунктом «б» п. 12.2 Документации определено, что первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, являющимися предметом закупки, подготовленное в соответствии с Формой № 2 Раздела I настоящей документации.

Данная форма устанавливает необходимую к заполнению участникам Закупки таблицу, включающую в себя требования к наименованию, функциональным характеристикам, качеству, упаковке и количеству поставляемых товаров в соответствии с Техническим заданием Документации и предложение участника по тем же категориям требований, в целях сравнения предложения участника с требованиями Технического задания.

Требования к содержанию первой части заявки устанавливаются в пункте Ошибка! Источник ссылки не найден. Информационной карты.

Так, согласно п. 5 Информационной карты Документации, требования к содержанию и составу первой части заявки определены Разделом III «Описание предмета закупки» документация об аукционе и в соответствии с п. 9.3 настоящей документации.

Абзацем 2 п. 9.3 Документации установлено, что при формировании первой части заявки участник электронного аукциона указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями настоящей инструкции. При указании конкретных характеристик участник обязан руководствоваться настоящей инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным. Участник электронного аукциона в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения.

Согласно абз. 3 п. 9.3 Документации, если в ТЗ указаны минимальные и/или максимальные значения, участник электронного аукциона должен указать конкретные значения не менее установленных минимальных значений и не более установленных максимальных значений.

В соответствии с абз. 8 п. 9.3 Документации, показатели, сопровождающиеся словами «не более», «не выше», «не должен превышать», «не превышать», «не шире» — являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 15.04.2020 г. заявка Общества отклонена на основании п. 3.5.4, ч. 2 п. 1.10.1 Положения и с п. 9.3 аукционной документации, а именно по следующей причине: «В позиции № 14 заявки участника не указаны конкретные характеристики товара (характеристики указаны со значением «не более»).».

Подпунктом 3 п. 1.8.2 Положения определено, что в документации о закупке обязательно указываются требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 11 Информационной карты Документации, количество поставляемого товара, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг указано в Разделе III настоящей документации.

Так, Раздел III Документации является описанием предмета Закупки – Техническим заданием Документации, где установлены требования Заказчика к наименованию, качеству, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), количеству и единице измерения товара.

Позиция № 14 Технического задания, явившаяся причиной отклонения заявки Общества устанавливает требования Заказчика к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара – «Капуста квашеная», а именно: «Капуста - равномерно нашинкованная полосками не шире 5 мм или нарезанная в виде частиц различной формы не более 12 мм в наибольшем измерении, без крупных частиц кочерыги и кусков листьев. Плодоовощные компоненты и пряности равномерно распределены в квашеной капусте. Морковь нашинкована или нарезана соломкой шириной не более 3 мм или кружочками толщиной не более 3 мм и диаметром не более 40 мм.».

Материалами дела установлено, что в составе первой части заявки Общества представлена Форма 2, где в позиции № 14 «Капуста квашеная» указаны следующие функциональные и качественные характеристики товара: «Капуста - равномерно нашинкованная полосками не шире 5 мм или нарезанная в виде частиц различной формы не более 12 мм в наибольшем измерении, без крупных частиц кочерыги и кусков листьев. Плодоовощные компоненты и пряности равномерно распределены в квашеной капусте. Морковь нашинкована или нарезана соломкой шириной не более 3 мм или кружочками толщиной не более 3 мм и диаметром не более 40 мм.».

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Общество является поставщиком товара, а не производителем и не может достоверно утверждать о конкретном размере нарезки овощей (с точностью до миллиметра) по данной позиции Технического задания и в целях представления в составе заявки достоверных данных были указаны допустимые значения показателя нарезки в соответствии с ГОСТ Р 53972-2010 со значением «не более».

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что первая часть заявки Общества на участии в Закупке, была обоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании п. 3.5.4, ч. 2 п. 1.10.1 Положения и п. 9.3 Документации.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что установление Заказчиком требования к указанию в Форме № 2 конкретного значения показателя нарезки овощей (вплоть до миллиметра) являются заведомо неисполнимыми и избыточными, что нарушает принцип равноправия, ставя поставщика и производителя товара в неравные условия конкурентной борьбы.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (овощи, фрукты, орехи, сухофрукты), извещение № 32009044024, выразившемся в установлении в позиции № 14 Технического задания Документации избыточных требований к поставляемому товару.

2) об отсутствии оснований для выдачи предписания в связи с обоснованным отклонением заявки Общества в соответствии с требованиями Документации.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стратегия» на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (овощи, фрукты, орехи, сухофрукты), извещение № 32009044024 необоснованной.

2. Признать в действиях ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России нарушение ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        <...>

 

 

          <...>

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны