Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 19 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                   тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–52/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.04.2022 года

В полном объёме решение изготовлено 20.02.2022 года                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»       -

руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

«...-...»                 -

 

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

 

«...-...»            -

специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–52/2022 по жалобе «...-...» (далее – Заявитель, Общество) на действия «...-...» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по устройству противопожарных проемов (регистрационный номер извещения: 32211201073), далее – Закупка, в присутствии:

 

представителя Заявителя:

«...-...» (на основании Доверенности № 3 от 14.04.2022),

представителей Заказчика:

«...-...» (на основании Доверенности № 150/1 от 11.04.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 07.04.2022 г. поступила жалоба (вх. № 981-ЭП/22), «...-...» на действия организатора торгов – «...-...» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по устройству противопожарных проемов (регистрационный номер извещения: 32211201073).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик отказался от заключения договора с Заявителем с нарушением ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках. По мнению Заявителя действия Заказчика неправомерны, поскольку Заявителем в установленные законом сроки был подписан проект договора с приложением обеспечения в форме банковской гарантии (далее – БГ).

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная комиссия правомерно в соответствии с требованиями закупочной документации отказалась от заключения договора с Заявителем.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом от 28.09.2021 № 17 наблюдательного совета «...-...» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг «...-...» (редакции действующей на момент извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое в новой редакции размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 26.12.2021 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211201073), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение), а также закупочная Документация (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.03.2022 в 08:00,

Начальная (максимальная) цена договора – 4 857 337,20 руб.

Согласно ч. 21.1 Положения и по смыслу ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрос предложений проводится заказчиком для определения лучших условий исполнения договора по двум и более критериям, одним из которых обязательно является цена договора.

Пунктом 25.2 Положения закреплено, что Договор по результатам конкурентной закупки заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается договор (далее для целей настоящего раздела – участник закупки), в порядке и сроки, предусмотренные настоящим разделом Положения.

Согласно п. 25.7 Положения, Договор по результатам конкурентной закупки в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки и заказчика, в следующем порядке и сроки:

1) заказчик в течении пяти дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола размещает на электронной площадке проект договора без своей подписи;

2) участник закупки в течении десяти дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола подписывает договор, размещенный заказчиком на электронной площадке, размещает на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, а в случае использования в качестве обеспечения исполнения договора банковской гарантии, предоставляет заказчику оригинал банковской гарантии (при установлении в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке требования о предоставлении обеспечения договора);

3) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком на электронной площадке проекта договора участник закупки, в случае наличия разногласий по проекту договора, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего проекта договора не более чем один раз. При этом в протоколе разногласий указываются замечания участника закупки к положениям проекта договора, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в закупке, с указанием соответствующих положений данных документов;

4) в течение трех рабочих дней с даты размещения участником закупки на электронной площадке в соответствии с подпунктом 3 пункта 25.7 настоящего Положения протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает на электронной площадке доработанный проект договора либо повторно размещает на электронной площадке проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий участника закупки замечания. При этом размещение на электронной площадке заказчиком проекта договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий участника закупки замечания допускается при условии, что такой участник закупки разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с подпунктом 3 пункта 25.7 настоящего Положения;

5) заказчик в течение десяти дней со дня подписания участником закупки договора на электронной площадке при условии исполнения участником закупки требований, установленных подпунктом 2 настоящего пункта, подписывает договор. С момента подписания договора заказчиком на электронной площадке договор считается заключенным.

Так, в соответствии с п. 15 Извещения, обеспечение исполнения договора может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный в документации о закупке или путем предоставления банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Вместе с тем, п. 14.7.1 закреплено, что в случае, проведения заказчиком конкурентных закупок в электронной форме электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной торговой площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной торговой площадки.

Согласно п. 16.4 Документации, а также абз. 1 п. 21.19 Положения, победитель запроса предложений признается уклонившимся от заключения договора в случае, если в порядке и сроки, предусмотренные разделом 25 настоящего Положения, он не предоставит заказчику подписанный проект договора, направленный заказчиком, и не предоставит документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении о закупке, документации о закупке.

 

В ходе заседания Комиссией Тюменского УФАС было установлено, что:

16.03.2022 г. – Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке размещён Протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211201073-03, в соответствии с которым победителем Закупки был признан Участник № 2 (Заявитель).

21.03.2022 г. – проект Договора направлен на согласование и подписание Заявителю.

26.03.2022 г. – Заявителем в течение десяти дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола подписан договор, размещенный Заказчиком на электронной площадке с приложением скан-копии БГ № 1012721 от 24.03.2022, подтверждающей предоставление обеспечения исполнения договора Заказчику.

28.03.2022 г. – в адрес победителя закупки направлено письмо (исх.№ 129) с отказом в принятии в принятии банковской гарантии № 1012721 от 24.03.2022 на сумму 242 866,86 (двести сорок две тысячи восемьсот шестьдесят шесть) рублей 86 копеек по следующим основаниям:

- в соответствии с требованиями п 18.7.3. извещения о проведении запроса предложений, обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

- в соответствии с требованиями п 18.7.4. извещения о проведении запроса предложений, условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;

- в соответствии с требованиями п 18.7.7. извещения о проведении запроса предложений, условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

31.03.2022 г. – установлен крайний срок для подписания договора победителем Закупки.

По состоянию на 05.04.2022 г. (20 день) договор на электронной площадке https://www.rts-tender.ru по данной закупке подписан, обеспечение исполнения договора в соответствии с требованиями закупочной документации представлено не было.

По состоянию на 05.04.2022 года Заявителем не представлен оригинал банковской гарантии.

Таким образом, 05.04.2022 г. – года Заказчиком принято решение о признании победителя Закупки уклонившимся от заключения договора (что подтверждается Протоколом признания победителя Закупки, уклонившимся от заключения договора от 05.04.2022 г.).

11.04.2022 г. – Заявителем в адрес Заказчика (исх. № 9) представлен оригинал банковской гарантии № 640025 от 30.03.2022 г. (26 день с даты размещения итогового протокола в ЕИС).

В ходе заседания, Комиссией Тюменского УФАС России был задан вопрос Заказчику о требованиях к оригиналу банковской гарантии, на что Заказчик пояснил, что в Положении, Документации не установлено ограничений способа предоставления банковской гарантии участником Закупки. Вместе с тем, Заказчик пояснил, что оригиналом БГ является документ, представленный на бумажном носителе, либо электронный скан-образ оригинала БГ, подписанный уполномоченным лицом, выдавшим БГ участнику Закупки (отметив, что в ином случае электронный документ будет являться копией документа).

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон об ЭП), информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.

В ходе заседания, Комиссией Тюменского УФАС России был задан вопрос Заявителю о том, в какой форме им была получена скан-копия БГ, на что участник пояснил, что им была получена скан-копия оригинала БГ без ЭЦП банка.

Стоит также отметить, что в ходе заседания Заявитель подтвердил слова представителя Заказчика, что указанная скан-копия оригинала БГ была подписана ЭЦП участника-победителя и приложена к подписанному проекту Договора на электронной торговой площадке.

В соответствии с п. 16.4 Документации, а также абз. 1 п. 21.19 Положения, победитель запроса предложений признается уклонившимся от заключения договора в случае, если в порядке и сроки, предусмотренные разделом 25 настоящего Положения, он не предоставит заказчику подписанный проект договора, направленный заказчиком, и не предоставит документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении о закупке, документации о закупке.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что Заявителем на электронной торговой площадке была приложена копия БГ в нарушение п. 16.2 Документации, поскольку БГ, приложенная к подписанному проекту Договора на электронной торговой площадке была подписана ЭЦП Заявителя, а не уполномоченного лица банка, выдавшего данную БГ и соответственно не являющегося оригиналом документа, в связи с чем комиссией по закупкам Заказчика было принято правомерное решение о признании Заявителя, уклонившимся от подписания Договора.

С учётом вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу «...-...» необоснованной, поскольку Заявителем к подписанному проекту Договора не был предоставлен оригинал банковской гарантии в сроки, установленные разд. 16 Документации, а именно до 31.03.2022 г. (23:59) включительно.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «...-...» на действия организатора торгов – «...-...» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по устройству противопожарных проемов (регистрационный номер извещения: 32211201073), необоснованной.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:

«...-...»

 

Члены Комиссии:

«...-...»

 

 

«...-...»

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны