Решение №43-ВП/2023 Заявитель в обращении указывает, что заказчик неоднократно о... от 4 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 43-ВП/2023 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

04 декабря 2023 года                                                                                                               г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления В,

Члены комиссии:

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Л.,

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Н.,

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика в лице МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон№ 44-ФЗ) при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на оказание услуг по организации и выполнению комплекса действий по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений и актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с использованием ЕАТ «Березка» (номер закупочной сессии 100147422123100040).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Внеплановая проверка проводится:

с участием представителя заявителя: ООО «Г» (далее также – заявитель) Д. по доверенности № 5 от 01.09.2023,

с участием представителя заказчика: МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО (далее также – заказчик) Ш. по доверенности № 72-01/6246 от 10.05.2023,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение ООО «Г» на действия заказчика в лице МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства о контрактной системе.

Заявитель в обращении указывает, что заказчик неоднократно отказывался от заключения контракта с победителем путем отмены закупочных процедур и публикации их заново. Целью данных действий, по мнению заявителя является заключение контрактов с определенными поставщиками. По мнению заявителя, вышеуказанные действия ограничили конкуренцию при проведении указанных в жалобе закупок.

Заказчиком представлены письменные возражения на обращение ООО «Г», которые приобщены к материалам дела. Заказчик указывает на отсутствие каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе при проведении закупки.

Пунктом 17 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что электронная площадка - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион - закрытыми электронными процедурами.

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки.

Закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе являются разновидностями закупки у единственного поставщика.

Закупки предусмотренные пунктом 4 части 1, частью 12 статьи 93 проводятся в том числе, в электронной форме. Одним из ресурсов для проведения малых закупок является электронный магазин – ЕАТ (единый агрегатор торговли).

Следовательно, закупка осуществляемая в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не подпадает под требования части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, поскольку осуществляется на общих основаниях, без учета требований части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения (за исключением отдельных заказчиков, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р, к которым МТУ Росимущества – не относится) осуществляют малые закупки с использованием единого агрегатора торговли.

Пунктом 7 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения - заказчики, указанные в пункте 6 настоящего распоряжения, вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует единый агрегатор торговли «Березка» (далее – ЕАТ «Березка»), обеспечивающий осуществление заказчиками закупок малого объема, созданный в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р, работа с которым определяется регламентом (версия от 25.04.2023) (утв. приказом АО «РТ-Проектные технологии» от 25.04.2023 № 24).

Обжалуемая закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Возможность отмены закупочной сессии установлена главой 7 Единого агрегатора торговли от 25.04.2023, в соответствии с которым, в случае поступления в адрес заказчика нового ценового предложения вне ЕАТ с момента начала закупочной сессии Заказчик вправе её отменить, отказавшись от закупочной сессии.

ЕАТ «Березка» является информационным ресурсом, созданным для целей:

- формирования среды для максимально широкого круга потенциальных поставщиков товаров (работ, услуг), востребованных заказчиками;

- обеспечения ценовой конкуренции между однородными товарами (работами, услугами);

- создания быстрых способов закупки и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, их оплаты, механизмов контроля качества и обратной связи;

- описания и сравнения характеристик и условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг исходя из реально складывающегося рынка поставщиков и потребностей заказчиков.

Дата опубликования закупки на сайте ЕАТ «Березка» № 100147422123100040 - 27.11.2023 в 15.00, дата окончания подачи предложений - в 17.00.

После окончания закупочной сессии в адрес заказчика поступило предложение ООО «Г» на право заключения контракта (предложенная цена – 10 000 (минус десять тысяч) рублей). Основным требованием к поставщику услуг, при прочих равных условиях, является предложенная наиболее выгодная цена контракта, которая позволит наиболее целесообразно и экономно расходовать выделенные бюджетные средства. Исходя из подобных обстоятельств предложение ООО «Г» является наиболее выгодным и экономически целесообразным для заказчика.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в указанной части.

Упоминаемые заявителем ссылки на ведомственную (административную) и судебную практику по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку судебная, а равно административная (ведомственная) практика не является источником права в Российской Федерации, содержит казуальное толкование, не содержит общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. Упоминаемые правоприменительные акты приняты с участием иных лиц, в рамках иной процедуры закупки, а следовательно, обстоятельства не являются идентичными. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны