Решение №072/07/18.1–21/2022 Признать жалобу необоснованной. от 25 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–21/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.02.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 25.02.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д                 -

заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                   -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Романенко В.В.            -

специалист I-го разряда отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–21/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «АйТи Мануфактура» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» (далее также – Заказчик, ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири») при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также – СМСП) № 10/22 на право заключения договора поставки серверного оборудования для модернизации вычислительной системы (далее также – Товар) ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» (реестровый номер извещения: 32211106063), далее также – Закупка, Аукцион, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, в присутствии

представителей Заказчика:

<...> и <...> (на основании доверенности б/н от 18.02.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 15.02.2022 г. (дата и время фактического поступления жалобы: 14.02.2022 г. в 23:28) поступила жалоба (вх. № 1436) ООО «АйТи Мануфактура» на действия ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 10/22 на право заключения договора поставки серверного оборудования для модернизации вычислительной системы ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» (реестровый номер извещения: 32211106063).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что содержание описания объекта Закупки аукционной документации, ограничивает круг возможных участников Закупки, в части следующих спорных требования Заказчика к Товару:

- выполнение миграции существующих сервисов Заказчика на новое оборудование – не указано количество и типы сервисов;

- установка и настройка ПО резервного копирования – не содержит объёма работ;

- поддержка дисковых полок для установки 3,5” (LFF) дисков с максимальным количеством дисков, шт. – не менее 92 – параметр является избыточным;

- максимальное количество накопителей СХД, шт. – не менее 392 – параметр является избыточным, ограничивая количество возможных к поставке марок Товара;

- максимальный поддерживаемый физический объём SAS SSD дисков, ТБ. – не менее 30,72 – требование свойственно сегменту «ХайЭнд».

Представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация, сформированная и утверждённая Заказчиком в полном объёме соответствует требованиям действующего законодательства РФ, прав и законных интересов Заявителя не нарушает, в частности, представитель Заказчика отметил, что Описание объекта Закупки является потребностью Заказчика, предметно сформированной, в том числе, посредством коммерческих предложений, полученных как минимум от 5 (пяти) поставщиков данной категории Товара, в числе которых, также присутствовал сам Заявитель настоящей жалобы.

 

Так, исследовав предоставленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны отвечать условиям Положения о закупке Заказчика, разработанного в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» от 14.07.2020 г. (с изменениями от 14.07.2021 г.) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 14.07.2021 г. в 16:07 (с актуальными изменениями, действующими на момент размещения извещения о Закупке) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами настоящего дела 07.02.2022 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211106063) и на сайте оператора электронной торговой площадки –акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» по электронному адресу: http://www.sberbank-ast.ru, Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки и документация о проведении аукциона в электронной форме №10/22 среди СМСП на поставку серверного оборудования для модернизации вычислительной системы ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.02.2022 в 10:00.

Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦ) – 14 837 505,60 руб.

Согласно ч. 18 ст. 3.2 Закона о закупках и по смыслу п. 15.1 разд. 15 Положения, под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 15 п. 14.5.3 разд. 14 Положения, в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 1 п. 14.5.3 разд. 14 Положения закреплено, что документация о конкурентной закупке также должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке, отгрузке, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Во исполнение вышеуказанных требований Закона о закупках и Положения, пунктом 10 Информационной карты Документации установлено, что функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики определены в Приложении № 1 к Документации, являющимся Описанием объекта Закупки (далее – Описание) и представляющим собой, в том числе табличную форму (далее – Таблица), включающую 6 (шесть) следующих наименований товаров (с указанием показателей таких товаров), необходимых Заказчику к поставке в рамках рассматриваемого Аукциона:

- система хранения данных: «IBMFlashSystem 5015» (или эквивалент);

- сервер виртуализации: «Lenovo ThnikSystem SR630 V2» (или эквивалент);

- сервер резервного копирования: «Lenovo ThnikSystem SR590» (или эквивалент);

- коммутатор сети хранения данных: «Lenovo ThinkSystem DB610S Gen6» (или эквивалент);

- ПО Серверной виртуализации: «VMwarevShpere7»;

- ПО для резервного копирования, репликации и восстановления: «VeeamBackup&Replication» (или эквивалент).

При этом, требования Заказчика к Товару, с которыми не согласен Заявитель жалобы, установлены в:

- пп. 8, 9 п. 2 (Пусконаладочные работы) Требований к монтажным и пусконаладочным работам Описания (стр. 17), далее – Требования, – п. 1, 2 жалобы;

-  пп. 14, 17, 18 п. 1 Таблицы Описания (стр. 2) – п. 3 – 5 жалобы.

В рассматриваемом случае, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым указать на то, что предмет обжалования (конкретные положения Описания Документации) некорректно выражены Заявителем, так как в содержании жалобы Общества отсутствуют какие-либо конкретные ссылки на пункты Описная Документации, с которыми Заявитель выражает несогласие, при том обстоятельстве, что Описание состоит из 18 (восемнадцати) листов различных показателей характеристик Товара, необходимого Заказчику к поставке.

 

В свою очередь, согласно п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 1 п. 10.1 разд. 10 Положения, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом, в силу п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 2 п. 10.1 разд. 10 Положения, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Пунктом 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 3 10.1 разд. 10 Положения закреплено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Так, проанализировав содержание довода, заявленного Обществом в своей жалобе и совокупность требований ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и п. 10.1 разд. 10, п. 14.5.3 разд. 14 Положения, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Описания Документации, нарушений указанных положений действующего законодательства РФ, свидетельствуя о его необоснованности.

Доказательства, объективно опровергающие указанный вывод (о правомерности действий Заказчика в обжалуемой части), Заявителем в материалы настоящего дела (№ 072/07/18.1-21/2022) не предоставлены. Равным образом, в материалах данного дела отсутствуют документы и сведения, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Заявителя, обжалуемыми действиям Заказчика.

Кроме того, в рассматриваемом случае, Комиссия Управления отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к Товару, ещё не свидетельствует о нарушении последним условий и положений, зафиксированных в Законе о закупках и Положении о закупках Заказчика, а лишь отражает субъективную позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям, что не умоляет законности существующей потребности Заказчика, выраженной в Описании Документации.

 

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России полагает целесообразным указать на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках и по смыслу п. 2.1, пп. «б» п. 2.5 разд. 2 Положения, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным Законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг, закреплённые в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и пп. «в» п. 2.6 разд. 2 Положения, при закупке товаров заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение таких товаров и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Пунктом 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с Законом о закупках, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г., закреплено, что основной задачей законодательства о закупках для отдельных юридических лиц, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать существующим потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться антимонопольным органом как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.

При этом, по результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией Тюменского УФАС России достоверно не установлено, что требования Заказчик к Товару, зафиксированные в пп. 8, 9 п. 2 Требований (стр. 17) и пп. 14, 17, 18 п. 1 Таблицы (стр. 2) Описания Документации, повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), в том числе информационной открытости Закупки и обеспечения отсутствия ограничения конкуренции, что в частности также подтверждается совокупностью коммерческих предложений (5 (пять) единиц) хозяйствующих субъектов данного сегмента товарного рынка, направленных в ответ на запрос Заказчика от 01.02.2022 г. (исх. № 51/22), в том числе от ООО «АйТи Мануфактура» (исх. № 2022/-2/07 от 07.02.2022 г.), свидетельствуя, как о существующей возможности поставки необходимого Заказчику Товара, так и о факте существования эквивалентных потребности Заказчика товаров.

Кроме того, остаются надлежащим образом неподтверждёнными (необоснованными) Заявителем жалобы следующие аспекты настоящего дела:

- влияние поименованных в жалобе характеристик (с которыми Общество не согласно) на возможность поставки Товара, соответствующего требованиям Заказчика;

- факт невозможности и (или) технической, экономической, юридической сложности поставки Товара, соответствующего Описанию Документации;

- факт ограничения конкуренции посредством установления обжалуемых Обществом характеристик Товара,-

что также свидетельствует о несостоятельности изложенной в жалобе правовой позиции Общества.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Описания Документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «АйТи Мануфактура» на действия ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 10/22 на право заключения договора поставки серверного оборудования для модернизации вычислительной системы ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» (реестровый номер извещения: 32211106063) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «АйТи Мануфактура» на действия государственного автономного учреждения Тюменской области «Областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 10/22 на право заключения договора поставки серверного оборудования для модернизации вычислительной системы ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири» (реестровый номер извещения: 32211106063) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Г.Ф. Попов

 

     

                                   

В.В. Романенко

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны