Решение №072/10/18.1-368/2022 Решение от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1–368/2022

Резолютивная часть решения оглашена 21.07.2022 года

В полном объёме решение изготовлено 26.07.2022 года г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

«…»

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–368/2022 по жалобе ООО «…» на действия организатора торгов – ООО «…» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО в Тобольском муниципальном районе Тюменской области (лот № 3), извещение в ЕИС №2100700000922000023(далее также – Аукцион, торги):

в присутствии представителя Заказчика – «…» (доверенность № 81/2022 от 13.05.2022г.),

в отсутствии Заявителя, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, уведомлен, предоставил ходатайство о рассмотрении без участия представителя ,

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 13.07.2022 г. поступила жалоба (вх. № 4475-ЭП/22) ООО «…» на действия организатора торгов – ООО «…» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тобольском муниципальном районе Тюменской области(лот № 3), извещение в ЕИС №2100700000922000023

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках установлено, что Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе).

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 4 ст. 24.6 Закона об отходах).

В силу требований ч. 3 ст. 24.8 Закона об отходах, в случаях, установленных п. 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства РФ № 1133 от 03.11.2016 г. (далее – Правила № 1133), региональный оператор формирует цены на услуги по транспортированию ТКО по результатам торгов, проводимым в порядке, определённым Правилами:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключённом между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.

Так, согласно п. 4 Правил № 1133, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учётом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Вместе с тем, согласно пп. «и» п.5 Правил № 1133, при проведении указанных аукционов Закон о контрактной системе не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением контроля таких закупок (торгов).

В этой связи, действия регионального оператора при проведении таких торгов не могут быть обжалованы в порядке, предусмотренным ст.106 Закона о контрактной системе.

Таким образом, учитывая совокупность вышеприведённых норм, обжалуемая Заявителем закупочная процедура относится к торгам, обязательным в силу законодательства РФ, следовательно, жалоба на действия (бездействие) Заказчика при осуществлении торгов данной категории подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, как жалоба на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/2688/22 от 14.07.2022 г.) о приостановлении Торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно:

1) определен размер НМЦ договора (без учета НДС), приложение №2 к аукционной документации;

2) установлено несколько значений начальной (максимальной) цены договора - с НДС и без НДС (приложение № 4 к аукционной документации).

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что аукционная документация соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Как установлено материалами дела, 07.07.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (извещение в ЕИС № 2100700000922000023) Заказчиком были размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тобольском муниципальном районе Тюменской области (Лот № 3), далее также – Документация

Дата и время окончания подачи заявок - 15.07.2022 г.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта -15.07.2022 г.;

Дата подведения итогов определения поставщика - 19.07.2022 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 39 338 903,97 руб.

Согласно Приложению №2 к Документации, представляющем собой обоснование НМЦ договора/цены единицы услуги, начальная (максимальная), цена договора включает в себя все затраты, связанные с поставкой товара (выполнения работ, оказания услуг), без учёта НДС 20 %.

Кроме того, п. 3.1 проекта договора (приложение № 4 к Документации) изложен следующим образом:

«Цена единицы услуги по транспортированию 1 (одной) тонны ТКО составляет ____________ руб. и включает в себя все затраты и расходы Исполнителя, необходимые ему для исполнения обязательств, принятых на себя по Договору, в том числе налоги (за исключением НДС) и сборы, уплата которых для Исполнителя установлена законодательством РФ.

Цена единицы услуги не включает налог на добавленную стоимость (НДС), подлежащего уплате в случаях и в размере, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Далее выбрать:

в случае, если контрагент в соответствии с НК РФ является плательщиком НДС:

Кроме того, Заказчик уплачивает Исполнителю НДС в размере _____%, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

в случае, если контрагент в соответствии с НК РФ не является плательщиком НДС:

Услуги не облагаются НДС в связи с применением Исполнителем налоговых режимов, освобождающих от уплаты НДС (указать подтверждение, например, «уведомление о применении упрощенной системы налогообложения от ___г.»)».

В силу положений пп. «к» п. 5, п. 5 (1) Правил № 1133, определение и обоснование цены предмета аукциона в рассматриваемом случае осуществляется в соответствии с пунктом 90 (1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 30 мая 2016 г. № 484 (далее также – Основы ценообразования), и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ.

В свою очередь, п. 90 (1) Основ ценообразования определено, что расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами № 1133, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, перечень которых приведен в пп. «а» - «к» п. 90 (1), в том числе учитываются расходы, связанные с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей (в том числе с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оснащением и обеспечением функционирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пп. «и» п. 90 (1)).

Как пояснил в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика, определение НМЦД без учета НДС и в последующем компенсация таких расходов исполнителю по договору, являющему плательщиком НДС, установлено Заказчиком в целях однообразия оценки участников, использующих разные системы налогообложения.

Вместе с тем, при установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену, включая налоговые платежи.

Согласно ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении закупки, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом, победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену договора с учетом всех накладных расходов, включая налоги и сборы, которые он должен уплатить в соответствии с положениями налогового законодательства.

Таким образом, контракт заключается по цене победителя закупки с учетом налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями, в частности, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДС.

В силу п. 5 ст. 173 НК РФ и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 17-П, обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.

Возможность установления разных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения), не следует из положений Закона о контрактной системе, согласно ст. 64 которого в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о единой для всех участников начальной (максимальной) цене контракта.

Следовательно, Документация, равно как и положения договора, заключенного на ее основе, не могут содержать правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от применяемых им систем налогообложения, так как ставят отдельных участников закупки в уязвимое положение в сравнении с другими участниками.

Отсюда следует, что установление в Документации возможности применения заказчиком каких-либо «компенсаций» в отношении окончательной цены предложенной победителем закупки (в зависимости от используемой им системы налогообложения) может привести к созданию неравных условий и соответственно ограничению конкуренции.

Следует отметить, что довод Организатора торгов, о том, что определение тарифа для плательщиков НДС и неплательщиков НДС приводит к разным тарифам для потребителя не находит своего подтверждения.

Так, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

В зависимости от способа изъятия выделяют прямые и косвенные налоговые обязательства.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество, к ним, в частности, относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, имущественный налог и т.д.

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса. К косвенным налогам относятся акцизы и НДС.

То есть, косвенные налоги - это «надбавка» к стоимости товаров (работ, услуг или имущественных прав), которые продавец реализует своим покупателям. Таким образом, косвенные налоги, фактически, платит покупатель, но ответственность за их своевременное и полное перечисление в бюджет лежит на продавце.[1] Следовательно, налоговый режим, при котором поставщик является или не является плательщиком НДС не может повлиять на тарифы по вывозу ТКО, и, как следствие, и на окончательную стоимость указанных услуг для потребителя.

Учитывая изложенное, исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ООО «…» при организации и проведении Аукциона п. 5 (1) Правил № 1133, п. 90 (1) Основ ценообразования, выразившемся в установлении в Документации начальной (максимальной) цены без учета требований пп. «и» п. 90 (1) Основ ценообразования (приложения №№ 2, 4 к Документации).

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «…» на действия ООО «…» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО в Тобольском муниципальном районе Тюменской области (лот № 3), реестровый номер извещения: 2100700000922000023 обоснованной.

2. Признать в действиях ООО «…» нарушение п. 5(1) Правил № 1133, пп. «и» п. 90 (1) Основ ценообразования

3. Выдать ООО «…» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

«…»

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

  1. п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 № 592-О ↑

Связанные организации

Связанные организации не указаны