Решение №072/07/18.1-231/2020 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 10 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–231/2020

Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2020 года

В полном объёме решение изготовлено 14.12.2020 года г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

Члены комиссии:

<…> -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

<…> -

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–231/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» (далее также – Заказчик, ГАУК ТО «ТМПО») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексной уборке помещений (реестровый номер извещения: 32009696257), далее также – Закупка, Аукцион, в присутствии

представителя Заявителя:

<…> (на основании доверенности № б/н от 16.10.2020 г.);

представителя Заказчика:

<…> (на основании доверенности № 2 от 09.01.2020 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 01.12.2020 г. поступила жалоба (вх. № 12313) ООО «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП» на действия ГАУК ТО «ТМПО» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексной уборке помещений (реестровый номер извещения: 32009696257).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена 03.12.2020 г. на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11016.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 03.12.2020 г. в 16:43 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/8943) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что заявка Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании пп. 1.5.2.1.1 п. 1.5.2.1 закупочной документации, а именно за отсутствие в составе первой части заявки согласия участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона.

Представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что рассмотрение заявки участника – ООО «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП» осуществлено закупочной комиссией Заказчика в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заказчика, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках продублировано в п. 3.4 Положения о закупке государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» (далее – Положение, Положение о закупке), утвержденного решением Наблюдательного совета государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» от 04.06.2019 г. и размещенного на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ 11.06.2019 г.

Таким образом, с учётом изложенного, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками Закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела, 19.11.2020 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009696257) и на сайте оператора электронной площадки – общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: https://www.rts-tender.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки и документация о проведении аукциона в электронной форме № 1011/20-223 на право заключить договор на оказание услуг по комплексной уборке помещений (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 27.11.2020 г. в 17:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 471 373, 64 руб.

Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 30.11.2020 г. (размещён в ЕИС 30.11.2020 г. 14:50) зафиксировано, что на участие в Закупке подано тринадцать заявок, три из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика, в том числе заявка с порядковым номером 4 – ООО «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП» на основании пп. 1.5.2.1.1 п. 1.5.2.1 Документации, а именно со следующей формулировкой: «первая часть заявки должна включать согласие участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона. В составе первой части заявки такое согласие отсутствует».

По результатам проведения данной закупки (протокол рассмотрения первых частей заявок № 1918501 от 30.11.2020 г., протокол сопоставления ценовых предложений аукциона № 1918501 от 01.12.2020 г., протокол подведения итогов аукциона в электронной форме МСП № 1918501 от 02.12.2020 г.) Заказчиком определен победитель, договор с которым не заключен.

В соответствии с п. 20.2 Положения, конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Порядок проведения аукциона в электронной форме регламентируется п. 12 Положения о закупке.

Так, п. 12.1 Положения определено, что под аукционом в электронной форме (далее – Аукцион) понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении Аукциона, на установленную в документации о закупке величину (шаг аукциона).

В соответствии с п. 12.2 Положения для проведения аукциона в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает документацию об аукционе в электронной форме.

Согласно п. 12.6 Положения заявка подается оператору электронной торговой площадки в форме электронного документа в срок и по форме, установленным аукционной документацией, в соответствии с регламентом электронной площадки. Заявка на участие в аукционе должна содержать документы и информацию, установленные в документации о закупке.

Вместе с тем, согласно п. 12.6 Положения, по условиям аукционной документации, участник выражает свое согласие со всеми условиями закупки и не может отказаться от заключения договора после завершения процедуры закупки.

В соответствии с ч. 2 п. 12.7 Положения требовать от участника закупки иное, за исключением предусмотренных настоящим Положением документов и информации, не допускается.

Согласно п. 1.5.2.1.1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Такое согласие может включаться в состав первой части заявки на участие в электронном аукционе с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

В соответствии с п. 1.5.2.1.2 Документации, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать:

- наименование страны происхождения товара;

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Вместе с тем, п. 1.5.4 Документации содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Так, при заключении договора на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения (оказания) которых не используется товар (материалы) участнику закупки достаточно в первой части заявки выразить согласие на выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных документацией об электронном аукционе.

При заключении договора на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар (материалы) при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными Приложением № 1 «Описание объекта закупки»/«Техническое задание».

Следует отметить, что в документации не содержится рекомендуемый образец формы первой части заявки на участие в Аукционе.

Также, в соответствии с Письмом ФАС России от 01.2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Согласно п. 1.5.5.1 Документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае непредоставления или несоответствия в составе заявки документов и информации, предусмотренных пп. 1.4 и 1.5 Документации, либо предоставление недостоверных сведений.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Также, ч. 19 ст. 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

Таким образом, Законом о закупках и Положением о закупках не предусмотрено представление согласия в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме.

Также, из Документации не следует, что согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона должно быть оформлено отдельным документом в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

Так, заявка с порядковым номером 4 участника Аукциона – ООО «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП», представленная в материалы дела Заказчиком, содержала в своём составе Техническое предложение на оказание услуг по комплексной уборке помещений, что соответствует ч. 19 ст. 3.4 Закона о закупках, пп. 1.5.2.1.2, 1.5.4 Положения.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что техническое задание не может являться согласием участника электронного аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о проведении Аукциона, так как является самостоятельным документом, несущим отличную от согласия смысловую нагрузку.

Исходя из смысла п. 1.5.4 Документации при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать:

- наименование страны происхождения товара;

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Таким образом, представленное в заявке с порядковым номером 4 участника Аукциона техническое предложение является частью первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений.

Вместе с тем, представляется, что в рассматриваемом случае подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

При этом следует отметить, что основание отклонения заявки Общества является некорректным, так как требование представления согласия участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона не содержится в Законе о закупках, Положении о закупке, следовательно, заявленное Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме МСП № 1918501 от 30.11.2020 г. основание отклонения заявки участника ООО «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП» необоснованно, соответственно довод жалобы Заявителя подтвержден в полном объеме.

Таким образом, заявка ООО «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП» была отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании отсутствия в первой части заявка на участие в Аукционе согласия участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона, при отсутствии регламентированной необходимости представления вышеуказанного согласия, а также отсутствия данного требования в Положении о закупке.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заявка Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика по основаниям, не предусмотренным Положением о закупке, нарушая принцип информационной открытости, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению указанному участникам Закупки (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), что также является нарушением ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, и как следствие ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ГАУК ТО «ТМПО» ч. 1 ст. 2, ч. 19 ст. 3.4, ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений (реестровый номер извещения: 32009696257), выразившемся в неправомерном отклонении заявки Общества по основанию не предусмотрено Законом о закупках, Положением о закупке;

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД ИНВЕСТ ГРУПП» на действия государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения на оказание услуг по комплексной уборке помещений (реестровый номер извещения: 32009696257) обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУК ТО «ТМПО» нарушение ч. 1 ст. 2, ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 19 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАУК ТО «ТМПО» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

 

<…>

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны