Решение №РНП-72-29/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 6 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-29/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

06 марта 2023 года                                                                                                                       г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» обращение МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Т» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме на ремонт кабинетов в здании администрации Уватского муниципального района расположенная по адресу: с.Уват ул.Иртышская д.19 Уватского района, Тюменской области (реестровый номер закупки 0167300024522000149),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Т» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт кабинетов в здании администрации Уватского муниципального района расположенная по адресу: с.Уват ул.Иртышская д.19 Уватского района, Тюменской области.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «Т» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Генеральный директор просит не включать сведения об Обществе в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

09.01.2023 между МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» и ООО «Т» заключен муниципальный контракт№ 01673000245220001490001 на ремонт кабинетов в здании администрации Уватского муниципального района расположенная по адресу: с.Уват ул.Иртышская д.19 Уватского района, Тюменской области (реестровый номер контракта 3722500296223000002).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что в соответствии с настоящим контрактом подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок осуществить по заданию заказчика проведение работ предусмотренных настоящим контрактом: ремонт кабинетов в здании администрации Уватского муниципального района расположенная по адресу: с.Уват, ул.Иртышская,  д.19 Уватского района, Тюменской области. (далее по тексту работы), а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что в рамках обязанности, возложенной на подрядчика пунктом 1.2 контракта, он обязуется собственными силами или силами привлеченных подрядных организаций выполнить виды работ, которые указаны в описании объекта закупки (приложение № 2) и локально-сметный расчёт.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрен срок выполнения работ – с момента заключения контракта до 28.02.2023.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что датой окончания выполнения подрядчиком работ по контракту считается дата подписания заказчиком окончательного документа о приемке.

Пунктом 3.4 контракта предусмотрено место выполнения работ: с.Уват, ул.Иртышская, д.19, Уватского района, Тюменской области (кабинет №325/1, кабинет №325/2).

Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить выполнение работ с использованием собственных материалов. При выполнении работ предусмотренных в пункте 1.2 контракта подрядчик должен применять строительные материалы, изделия и оборудование, соответствующие сметной документации, техническим условиям, государственным стандартам.

Пунктом 5.1.3 контракта предусмотрена обязанность подрядчика по обеспечению работ необходимыми материалами и оборудованием.

Пунктом 5.1.4 контракта предусмотрена обязанность подрядчика надлежащим образом в порядке, объемах и сроки, установленные настоящим контрактом, выполнить работы соответствующие по качеству требованиям и условиями настоящего контракта, строительным нормам, правилам, требованиям ГОСТ, сдать в соответствии с правилами приемки работ при строительстве и ремонте результаты выполненных работ заказчику в установленный срок в состоянии, соответствующем требованиям настоящего контракта.

Пунктом 7.17 контракта предусмотрено, что подрядчик производит сдачу выполненных работ, предусмотренных настоящим контрактом, в полном объеме (частичном) в срок, установленный графиком производства работ, о чем за 3 (три) рабочих дня до приемки (частичной приемки) уведомляет заказчика в письменной форме.

При приемке выполненных работ подрядчик формирует и подписывает документ о приемке в ЕИС и направляет заказчику в ЕИС с приложенными документами которые должны содержать:

а) включенные в контракт идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место выполнения работы, информацию о подрядчике, предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, единицу измерения  выполненной работы;

б) наименование выполненной работы;

в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

д) информацию об объеме выполненной работы;

е) стоимость исполненных подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу выполненной работы;

ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами электронной цифровой подписью и действует до 31.12.2023, а по обязательствам, которые не будут исполнены полностью в этот срок, будет действовать до полного исполнения сторонами обязанностей по контракту.

Согласно локально-сметному расчету (далее – ЛСР) подрядчику надлежало выполнить следующие работы: разборку плинтусов, разборку покрытий полов, демонтаж сплит-систем, демонтаж дверных коробок, снятие дверных полотен, снятие наличников, разборку элементов облицовки потолков, устройство потолков, покрытие поверхностей грунтовкой, сплошное выравнивание внутренних поверхностей, оклейка стен стеклообоями, устройство покрытий полимерцементных, устройство покрытий из досок, устройство плинтусов поливинилхлоридных, демонтаж выключателей и розеток, установку сплит-систем с внутренним блоком, очистку помещений от строительного мусора.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

09.01.2023

Представителями заказчика и подрядчика состав и подписан акт передачи объекта в работу

Акт передачи объекта в работу от 09.01.2023

16.01.2023

Письмом заказчика предусмотрено, что необходимо направить приказ на ответственное лицо и график проведения работ на объекте

Письмо исх.№ 51 от 16.01.2023

17.01.2023

Подрядчиком назначено ответственное лицо за производство строительно-монтажных и демонтажных работ

Приказ № 17/01 от 17.01.2023

17.01.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлен согласованный график производства строительных работ. Согласно графика предусмотрены следующие работы: демонтаж с 25.01.2023 по 27.01.2023, потолок с 29.01.2023 по 05.02.2023, стены с 29.01.2023 по 01.02.2023, полы с 30.01.2023 по 01.02.2023, электромонтажные работы с 30.01.2023 по 01.02.2023, откосы окон с 05.02.2023 по 07.02.2023, двери с 05.02.2023 по 07.02.2023, уборка с 08.02.2023 по 08.02.2023

Письмо исх.№ 68 от 17.01.2023

07.02.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, ввиду значительного нарушения подрядчиком сроков проведения работ согласно утвержденного графика на 6 дней, в этой связи заказчик уведомил подрядчика о том, что в случае дальнейшего бездействия заказчик вынужден будет отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке

Письмо исх.№ 172 от 07.02.2023

07.02.2203

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, в ответ на претензию заказчика исх.№ 172 от 07.02.2023 подрядчик пояснил, что сроки проведения работ согласно утвержденного графика были нарушены по причине того, что заказчик не согласовал вовремя материал который в последующем должен быть смонтирован, и изменению технических решений, ответа от заказчика подрядчик не дождался, в этой связи, материал будет закуплен согласно ЛСР по причине не принятия заказчиком решений, сроки производства работ сдвигаются, что влечет нарушение сроков выполнения работ

Письмо исх.№ 62 от 07.02.2023

08.02.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо согласно которому, применение предложенного ламината возможно при условии что стоимость указанного материала с учетом работ по монтажу будет находится в рамках сметной стоимости  согласно сметного расчета. Предварительно прошу предоставить цветовые решения на указанный материал. Также при подборе ламината прошу учесть что поверхность досок должна иметь кромочную фаску. По ремонту верхних откосов в ремонтируемых кабинетах составл сметный расчет на данный вид работ с применением материалов предложенных в Вашем коммерческом предложении. Направляю Вам локальный сметный расчет для согласования , после согласования сметы будет заключен муниципальный контракт.  В связи с наличием у заказчика кондиционеров данное оборудование будет передано подрядчику в качестве давальческого оборудования сплит-системы работ по их монтажу отраженный в ЛСР. Монтаж дополнительного давальческого оборудования будет произведен по дополнительному муниципальному контракту. При монтаже наружных блоков необходимо предусмотреть их установку в защитное ограждение у фасада здания (техническое решение согласовать с заказчиком). По установке скрытых розеток сообщаю что ведется анализ полученного коммерческого предложения результат сообщим дополнительно

Письмо исх.№ 176 от 08.02.2023

08.02.2023

В дополнение к письму исх.№ 176 от 08.02.2023 заказчик направил подрядчику ЛСР на монтаж скрытых розеток для последующего заключения муниципального контракта на дополнительные работы

Письмо исх.№ 176/1 от 08.02.2023

10.02.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, подрядчиком согласовано предложение заказчика на выполнение дополнительных работ по контракту на монтаж скрытых розеток. Ввиду с несогласованием коммерческого предложения по ламинату будет произведен монтаж ламината согласно требованиям ЛСР 33 класс 8 мм с близким по цвету ранее согласованным. По ремонту верхних откосов просит пересмотреть представленный ЛСР если это возможно цветовые решения по стенам были ранее согласованы и остаются неизменными. Ранее заказчиком принято решение об установке кондиционеров и прокладки труб под установку кондиционеров был изменен конструктив монтажа кондиционеров. Подрядчик просил заказчика подготовить соглашение о цене и размерах защитного ограждения для кондиционеров

Письмо № б/н от 10.02.2023

10.02.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.02.203 № 189

14.02.2023

По ремонту откосов Вам будет направлено дополнительное соглашение, на сегодняшний день ведется процедура по формированию позиций в плане закупок. Прошу направить для согласования расцветку планируемого к укладке ламината а также плиток подвесного потолка. При установке давальческих сплит-систем  сообщаю что установка наружных блоков необходимо установить в защитное ограждение должно иметь размеры позволяющие смонтировать в него наружный блок имеющий соответствующие размеры. Заказчик просил подрядчика в кратчайшие сроки возобновить проведение работ на объекте

Письмо исх.№ 218 от 14.02.2023

14.02.2023

В дополнение к письму заказчика исх.№ 218 от 14.02.2023 заказчик просил подрядчика предусмотреть окраску защитных ограждений наружного блока кондиционера в цвет 8017 по классификации RAL

Письмо исх.№ 221 от 14.02.203

20.02.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, заказчиком указаны недостоверные сведения, в адрес подрядчика было направлено письмо исх.№ 172 от 07.02.2023 и в ответе на него не было писем о согласовании материалов, считается абсурдным поскольку письмо № 176 от 08.02.203 от заказчика пришло первое согласование не в полном объеме, а также указанные дополнительные работы для согласования с подрядчиком. Далее заказчиком направлено письмо исх.№ 176/1 от 08.02.2023 для согласования дополнительных работ в продолжении письма № 176 от 08.02.2023, исходя из этих двух ответов на наши коммерческие предложения и предъявленные материалы для согласования по Вашей просьбе поэтому считаем не уместным, более того заказчиком отправлено согласование от 14.02.2023 № 218 о том, что согласование с подрядчиком происходит до 16.02.2023, которые не давали продолжать выполнять работы по муниципальному контракту, подрядчик полагает, что заказчик действовал незаконно и просил отозвать ранее принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Письмо исх.№ 63 от 20.02.2023 (вх.№ 224 от 20.02.2023)

20.02.2023

Заказчик направил подрядчику письмо, в котором сообщил, что нарушение начала срока выполнения работ по контракту. Муниципальный контракт заключен 09.01.2023. Подрядчик обязан был приступить к исполнению обязательств с 10.01.202. Фактически подрядчик приступил к выполнению работ 17.01.2023. При этом, нарушен срок выполнения работ утвержденный графиком производства строительных работ. Выполненные работы по устройству покрытий наливных полов выполнены настолько некачественно, что в настоящее время требуется демонтаж. На выполненный объем работ подрядчиком не предоставлены подтверждающие документы, отсутствуют акты скрытых работ. Согласование материалов не препятствовало выполнению основных работ, предусмотренных контрактом. Работы по контракту должны быть завершены подрядчиком в срок до 28.02.2203, по состоянию на 20.02.2023 подрядчик не приступил к выполнению работ. До настоящего времени подрядчик не приступил к выполнению работ. С учетом изложенного, у заказчика отсутствуют правовые основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Письмо исх.№ 249 от 20.02.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.02.203 № 189.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.  

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

10.02.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта  3722500296223000002 размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 189 от 10.02.2023:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «Т» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 10.02.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 21.02.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «Т», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту, а именно, не допускал на объект производства работ, не выходил на связь с подрядчиком. Наоборот, материалы дела содержат переписку как заказчика, так и подрядчика, то есть, заказчик фактически выходил на связь с подрядчиком.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика (исполнителя) направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме.

Заказчик был лишен требуемого по контракту результата выполнения работ, что повлекло отсутствие полного обеспечения муниципальных нужд.

В свою очередь, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе является правовым основанием для отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и вменяется в обязанность заказчика, поскольку данная норма закона подлежит применению исключительно в случае, если подрядчиком (исполнителем) полностью устранены нарушения условий контракта послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что ООО «Т» в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, подрядчиком (исполнителем) должно быть устранено нарушение условий муниципального контракта, не устранило нарушение условий муниципального контракта.

20.02.2023 являлось крайним (то есть, десятым) днем, в течение которого у подрядчика (исполнителя) имелась возможность устранить допущенные нарушения условий контракта (часть 13, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Заказчиком в адрес подрядчика (исполнителя) направлено письмо (исх.№ 249 от 20.02.2023) согласно которому, подрядчиком нарушен срок выполнения работ утвержденный графиком производства строительных работ. Выполненные работы по устройству покрытий наливных полов выполнены настолько некачественно, что в настоящее время требуется демонтаж. На выполненный объем работ подрядчиком не предоставлены подтверждающие документы, отсутствуют акты скрытых работ. Согласование материалов не препятствовало выполнению основных работ, предусмотренных контрактом. Работы по контракту должны быть завершены подрядчиком в срок до 28.02.2203, по состоянию на 20.02.2023 подрядчик не приступил к выполнению работ. До настоящего времени подрядчик не приступил к выполнению работ. С учетом изложенного, у заказчика отсутствуют правовые основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

То есть, по состоянию на десятый день регламентированного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчик не устранил нарушения условий контракта, выполнил работы частично, что не предусмотрено условиями контракта, следовательно, цель обеспечения муниципальных нужд которую преследовал заказчик изначально, при заключении контракта не достигнута. В ЕИС в сфере закупок не размещен в порядке электронного актирования подписанный заказчиком и подрядчиком акт приема-передачи выполненных работ, что свидетельствует о существенном нарушении подрядчиком условий муниципального контракта, заказчиком работы не приняты в полном объеме, при этом, как следует из переписки между сторонами по контракту, даже выполненные подрядчиком работы в части устройства покрытий наливных полов были выполнены с ненадлежащим качеством.

Подпунктом «а» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что само по себе выполнение скрытых работ (в отсутствие соответствующего письменного уведомления, актов освидетельствования скрытых работ), некачественному устройству наливных полов, еще не свидетельствует однозначно о том, что нарушение условий муниципального контракта было в действительности устранено и работы в действительности были выполнены качественно и в требуемом объеме, поскольку факт надлежащего (либо ненадлежащего) исполнения условий контракта мог быть установлен заказчиком не иначе как в ходе приемки выполненных работ, которая как установлено выше, заказчиком не проводилась, ввиду недобросовестных действий самого подрядчика.

Допущенное подрядчиком нарушение повлияло на надлежащую работу администрации связанной с затянувшимся ремонтом и отсутствием необходимых рабочих мест и рабочего пространства, учитывая при этом, как указал заказчик в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, ряд работ был выполнен с существенным нарушением технологии производства работ.

В рассматриваемом случае, если у подрядчика возникали трудности связанные с исполнением обязательств по контракту в этой связи, подрядчик имел право приостановить выполнение работ по контракту до их устранения в соответствии с гражданским законодательством. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо уведомления подрядчика в адрес заказчика о приостановлении выполнения работ по контракту ввиду возникающих трудностей.

Учитывая что работы по контракту должны быть завершены до 28.02.2023, при этом, подрядчик в своих письмах указывал на то, что до 28.02.2023 все работы будут завершены, однако, подрядчик фактически до 28.02.2023 полный объем работ с надлежащим качеством не выполнил, заказчиком не представлены в материалы дела доказательства того, что до 28.02.2023 подрядчиком были в полном объеме выполнены работы по контракту с надлежащим качеством, учитывая при этом, что 21.02.2023 решение заказчика об одностороннем отказе вступило в законную силу.

 В этой связи, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России указание заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.02.2023 № 189 ссылки на пункт 2 статьи 715 ГК РФ является обоснованным, поскольку при сопоставлении графика производства работ с фактически выполненными подрядчиком работами по разборке плинтусов и разборке покрытий полов (пункты 1, 2 ЛСР) для заказчика представлялось очевидным что работы по муниципальному контракту в любом случае не будут в полном объеме завершены до 28.02.2023, учитывая при этом, что как отмечает заказчик подрядчиком нарушена технология производства работ, а именно, заказчику не предоставлены акты освидетельствования скрытых работ, выполненные работы по устройству наливных полов выполнены некачественно. Также следует учитывать, что на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения заказчиком установлено, что работы на объекте подрядчиком не велись.

Какие-либо доказательства того, что нарушение срока выполнения работ по контракту произошло по вине заказчика в материалы дела не представлено. В адрес заказчика не поступали письма о необходимости согласования материала. Согласование материалов не препятствовало выполнению основных работ, предусмотренных контрактом.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий муниципального контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия и вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее указанные заказчиком нарушения условий контракта не устранены, часть работ выполнена с ненадлежащим качеством, нарушен срок производства работ), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, вместе с тем, по состоянию на 20.02.2023 (крайний десятый день предусмотренный для устранения нарушений условий контракта) подрядчиком (исполнителем) в адрес заказчика не направлены документы, в которых указывается на факт устранения ранее выявленных замечаний и выполнения полного объема работ с надлежащим качеством, заказчиком так и не проведены приемо-сдаточные мероприятия ввиду отсутствия полностью выполненного результата работ с надлежащим качеством, а также то, что заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, и как следствие, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «Т».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» в отношении ООО «Т» (ИНН , адрес: ), генерального директора и единственного учредителя Общества: Г (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на ремонт кабинетов в здании администрации Уватского муниципального района расположенная по адресу: с.Уват ул.Иртышская д.19 Уватского района, Тюменской области (реестровый номер закупки 0167300024522000149) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Т» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны