Решение №072/06/44/100/2023 Первый довод. Изменения в извещение об осуществлении закупки... от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/100/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной частично

19 июня 2023 года                                                                                                                          г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), жалобу ООО «М» на действия заказчика Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области при проведении электронного аукциона на закупку рабочих станций в сборе монитора, системного блока, клавиатуры, мыши (реестровый номер закупки 0167100000123000006),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «М» на действия заказчика Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области при проведении электронного аукциона на закупку рабочих станций в сборе монитора, системного блока, клавиатуры, мыши.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. Изменения в извещение об осуществлении закупки заказчиком на основании поступившего запроса разъяснений от участника закупки не внесены, при этом, заказчик разместил файл разъяснений «ст159» с вопросами участника закупки, без ответов по существу.

Второй довод. Условиями извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что заказчиком осуществляется закупка монитора, клавиатуры, мышь компьютерная, системный блок которые отнесены к определенным кодам позиций КТРУ, вместе с тем, заказчиком закупается не самостоятельные товары, а автоматизированное рабочее место которое включает в себя вышеперечисленные товары и имеет код ОКПД 2 – 26.20.15.150, который в свою очередь, отсутствует в КТРУ, и закупаемый товар должен быть отнесен заказчиком именно к коду ОКПД 2 – 26.20.15.150, а не к указанным в извещении о закупке позициям КТРУ, следовательно, описание объекта закупки в соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Заказчик в представленных возражениях указывает, что по настоящему электронному аукциону заказчиком правомерно применены позиции КТРУ, размещенные в Единой информационной системе, по кодам 26.20.17.110 – 00000011, 26.20.16.170 – 00000002, 26.20.16.110 – 00000002, 26.20.15.000 – 00000028. Данное описание никак не влияет на ограничение конкуренции и ограничение числа участников закупок и не нарушает требования Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». Заказчиком правомерно и при соблюдении характеристик КТРУ установлено разрешение сенсора не менее 4000 - это оптимальное значение при работе с объемными массивами данных в таблицах на больших экранах с которыми работают сотрудники заказчика. Это разрешение является усредненным в линейке разрешений от 600 до 16000. В части предполагаемой к поставке клавиатуры необходимо учитывать, что характеристика «Наличие защиты от воды – ДА» использовалась для предотвращения поломки/выхода из строя при проливании жидкости (чая/кофе/воды), будет способствовать сохранности имущества и присутствует в позициях соответствующего КТРУ. Наличие аудио разъема необходимо для подключения гарнитуры при проведении ВКС с рабочего места (в связи с короткой длинной шнура от гарнитуры) и также будет способствовать эффективности и целесообразности закупки согласно потребности.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на закупку рабочих станций в сборе монитора, системного блока, клавиатуры, мыши, с начальной (максимальной) ценой контракта 12 450 000,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 31.05.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167100000123000006.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru

Техническим заданием (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемых товаров:

1.1 Монитор, подключаемый к системному блоку:

Код позиции КТРУ: 26.20.17.110-00000011

Наименование характеристики

Значение характеристики

устанавливаемое заказчиком

Конкретное значение показателя устанавливает участник закупки

Единица измерения характеристики

(Неизменяемое)

(Неизменяемое)

(Изменяемое)

(Неизменяемое)

Тип матрицы

IPS

 

 

Размер диагонали

 

≥ 23

Дюйм (25,4 мм)

Формат изображения

16:9

 

 

Разрешение экрана

1920 x 1080

 

 

Максимальная частота обновления (смена кадров)

 

≥ 75

Герц

Интерфейс подключения

HDMI

 

 

USB Type - C

 

 

USB

 

 

Display Port

 

 

Разъем

Mini-Jack (3,5 мм) выход

 

 

Возможность поворота экрана по вертикали (портретный режим)

Да

 

 

Наличие функции регулировки по высоте

Да

 

 

Наличие функции регулировки наклона

Да

 

 

Наличие встроенных динамиков

Да

 

 

Наличие веб-камеры

Да

 

 

Наличие встроенной акустической системы

Да

 

 

Количество портов DisplayPort

 

≥ 1

Штука

Количество портов HDMI

 

≥ 1

Штука

Количество портов USB Type-C

 

≥ 1

Штука

Разрешение веб-камеры

 

≥ 2

Мпиксель

Тип кабеля для подключения к источнику изображения в комплекте

HDMI-HDMI

 

 

Угол обзора по горизонтали, градус

 

≥ 178

 

Угол обзора по вертикали, градус

 

≥ 178

 

Яркость

 

≥ 300 и < 350

кд/м2

Наличие возможности крепления на стену

Да

 

 

Стандарт крепления

VESA 100 x 100

 

 

Наличие USB-концентратора

Да

 

 

Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0)

 

≥ 4

Штук

Контрастность

 

≥1000:1

 

Время отклика, мс

 

< 6

 

Потребляемая мощность

 

< 30

Ватт

Максимальная регулировка экрана по высоте

 

≥ 130

Миллиметр

Кабель для подключения к источнику изображения в комплекте

Да

 

 

1.2 Клавиатура:

Код позиции КТРУ: 26.20.16.110-00000002

Наименование характеристики

Значение характеристики

устанавливаемое заказчиком

Конкретное значение показателя устанавливает участник закупки

Единица измерения характеристики

(Неизменяемое)

(Неизменяемое)

(Изменяемое)

(Неизменяемое)

Тип подключения

Проводная

 

 

Тип

Полноразмерная

 

 

Интерфейс подключения

USB

 

 

Длина кабеля

 

≥ 1.6 и < 2

Метр

USB порт

Да

 

 

Мультифункциональные клавиши

Да

 

 

Наличие дополнительных клавиш

Да

 

 

Наличие аудиоразъема

Да

 

 

Наличие защиты от воды

Да

 

 

Особенности клавиш

Низкий ход

 

 

Наличие регулировки громкости

Да

 

 

Раскладка клавиатуры

ЙЦУКЕН

 

 

QWERTY

 

 

Способ нанесения русификации клавиатуры

Промышленный

 

 

1.3 Мышь компьютерная:

Код позиции КТРУ: 26.20.16.170-00000002

Наименование характеристики

Значение характеристики

устанавливаемое заказчиком

Конкретное значение показателя устанавливает участник закупки

Единица измерения характеристики

(Неизменяемое)

(Неизменяемое)

(Изменяемое)

(Неизменяемое)

Тип подключения

Проводной

 

 

Длина кабеля

 

≥ 1.5 и < 2

Метр

Интерфейс подключения

USB

 

 

Наличие боковых кнопок

Да

 

 

Тип сенсора

Оптический

 

 

Разрешение сенсора, точек/дюйм

 

≥ 4 000

 

1.4 Системный блок:

Код позиции КТРУ: 26.20.15.000-00000028

Наименование характеристики

Значение характеристики

Конкретное значение показателя устанавливает участник закупки

Единица измерения характеристики

(Неизменяемое)

(Неизменяемое)

(Изменяемое)

(Неизменяемое)

Объем оперативной установленной памяти

 

≥ 16

Гигабайт

Тип накопителя

HDD

 

 

SSD

 

 

Объем накопителя SSD

 

≥ 240

Гигабайт

Форм-фактор SSD накопителя

M.2

 

 

Тип оперативной памяти

DDR4

 

 

 

Количество ядер процессора

 

≥ 4

Штука

Частота процессора базовая

 

≥ 3.7

Гигагерц

Допустимый максимальный объем увеличения оперативной памяти

 

≥ 128

Гигабайт

Поддерживаемая архитектура набора команд процессора

х86-64

 

 

Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3)

 

≥ 6

Мегабайт

Тактовая частота оперативной памяти (поддерживаемая процессором и материнской платой)

 

≥ 3200

Мегагерц

Интерфейс накопителя SSD

PCIe

 

 

 

 

Количество слотов M.2 Key M

 

≥ 1

Штука

Количество накопителей типа HDD

 

≥ 1

Штука

Количество накопителей типа SSD

 

≥ 1

Штука

Мощность блока питания

 

≥ 500

Ватт

Наличие системы охлаждения процессора

Да

 

 

 

Количество внешних отсеков корпуса 5,25

 

≥ 3 и < 5

Штука

Количество внутренних отсеков корпуса 2,5

 

≥ 3 и < 5

Штука

Количество внутренних отсеков корпуса 3,5

 

≥ 3 и < 5

Штука

Наличие графического контроллера интегрированного в процессор

Да

 

 

 

Наличие интегрированного звукового контроллера

Да

 

 

 

Объем накопителя HDD

 

≥ 1

Терабайт

Скорость передачи данных накопителя SSD при чтении

 

≥ 3500

Мегабит в секунду

Скорость передачи данных накопителя HDD при чтении

 

> 186

Мегабит в секунду

Базовая частота графического контроллера интегрированного в процессор

 

≥ 333

Мегагерц

Скорость передачи данных проводного сетевого контроллера

 

≥ 1000

Мегабит в секунду

Сетевой интерфейс 8P8C (RJ-45)

 

≥ 1

Штука

Версия HDMI

1.4

 

 

Версия DisplayPort

1.2

 

 

Количество портов DVI-D

 

≥ 1

Штука

Количество портов HDMI

 

≥ 1

Штука

Количество портов DisplayPort

 

≥ 1

Штука

Тип порта видеовыхода

DVI-D

 

 

DisplayPort

 

 

HDMI

 

 

Количество портов USB 2.0 на передней панели

 

≥ 2

Штука

Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 2.0

 

≥ 4

Штука

Количество портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) на передней панели

 

≥ 2

Штука

Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0)

 

≥ 4

Штука

Количество встроенных в корпус аудиоразъемов

 

≥ 3

Штука

Наличие выходного аудиоразъема для микрофона

Да

 

 

Наличие выходного аудиоразъема для микрофона на передней панели

Да

 

 

 

Наличие выходного аудиоразъема

Да

 

 

Наличие выходного аудиоразъема на передней панели

Да

 

 

 

Количество потоков процессора

 

≥ 8

Штука

Тепловыделение процессора

 

≤ 120

Ватт

Объем установленного модуля оперативной памяти

 

≥ 8

Гигабайт

Наличие кнопки включения и перезагрузки на передней панели

Да

 

 

 

Оптический привод

Отсутствие

 

 

По первому доводу жалобы заявителя относительно того, что изменения в извещение об осуществлении закупки заказчиком на основании поступившего запроса разъяснений от участника закупки не внесены, при этом, заказчик разместил файл разъяснений «ст159» с вопросами участника закупки, без ответов по существу.

Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок следует, что в соответствии с поступившими в адрес заказчика запросами на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от участников закупки заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок размещено 6 разъяснений извещения об осуществлении закупки: № 1 от 02.06.2023, № 2 от 07.06.2023, № 3 от 07.06.2023, № 4 от 07.06.2023, № 5 от 13.06.2023, № 6 от 16.06.2023.

Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание размещенных заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок разъяснений извещения об осуществлении закупки установила, что содержание размещенных заказчиком разъяснений извещения об осуществлении закупки полностью соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку содержат указание на предмет запроса, при этом, участник закупки направивший запрос на разъяснение извещения об осуществлении закупки непосредственно в тексте разъяснения не указан, размещенные изменения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.

Исключение в данном случае, установлено в отношении информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок заказчиком в файле под названием «ст159», из содержания которого следует, что в нем содержатся только запросы на разъяснение, в отсутствие самих разъяснений извещения об осуществлении закупки:

Таким образом, в опубликованном заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок файле «ст159» имелись только запросы участника закупки (а именно, восемь вопросов), на которые разъяснения заказчиком не предоставлены.

Учитывая, что требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусматривают возможность заказчика только один раз предоставить разъяснение на поступивший запрос участника закупки, в этой связи, размещение заказчиком в последующем 16.06.2023 разъяснения на запрос участника который содержался в файле «ст159» является по сути повторным разъяснением, чего не предусматривают требования Закона о контрактной системе, при этом, размещение повторного разъяснения не устраняет нарушение требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусматривающей не только императивные требования к содержанию разъяснения на запрос участника закупки, но также требования к сроку его размещения в ЕИС в сфере закупок, а именно не более двух дней, следовательно, если запрос поступил 13.06.2023, крайним сроком для размещения разъяснения являлось 15.06.2023, а не 16.06.2023, то есть в любом случае имело место просрочка в размещении разъяснения в открытой части ЕИС в сфере закупок.

В этой связи, в действиях заказчика усматривается нарушение требований части 3 статьи 7, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В указанной части довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать обоснованным.

Относительно довода подателя жалобы о том, что заказчиком фактически не даны разъяснения относительно ранее направленных запросов, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России не находит своего объективного подтверждения, поскольку заказчик в размещенном в ЕИС в сфере закупок разъяснении не допустил изменения содержания извещения об осуществлении закупки.

Соответственно, ответ на запрос участника закупки был предоставлен, не изменяя при этом, сути извещения об осуществлении закупки.

Требования Закона о контрактной системе не регламентируют и не детализируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, более того, сам Закон о контрактной системе не предусматривает императивных требований относительно того, каким конкретно по объему и степени удовлетворенности участника закупки должно быть разъяснение извещения об осуществлении закупки.

Нельзя не отметить, что разъяснение имеет конкретный, самостоятельный и независимый характер и обусловлено конкретными обстоятельствами проведения закупочной процедуры.

Закон о контрактной системе, не предусматривает степень классификации (градации) указанных разъяснений, в зависимости от того, какие будут считаться полными (либо неполными) и соответственно удовлетворять (либо не удовлетворять) интерес участника закупки в получении разъяснения, поэтому, степень удовлетворенности того или иного участника закупки полученными разъяснениями в конечном итоге, есть ничто иное как его личное субъективное суждение, которое выходит за рамки конкретной правовой оценки в рамках правоприменительной деятельности.

По второму доводу жалобы заявителя о неприменении заказчиком к описанию объекта закупки кода ОКПД 2: 26.20.15.150 «Автоматизированное рабочее место», Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Как следует представленных документов и пояснений сторон, описание объекта закупки осуществлялось заказчиком в соответствии с требованиями Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), а не в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Указанный подателем жалобы код ОКПД 2 – 26.20.15.150 «Автоматизированное рабочее место» не был применен заказчиком поскольку в КТРУ имелись соответствующие позиции на закупаемые товары, а именно: монитор, подключаемый к системному блоку (код позиции КТРУ: 26.20.17.110-00000011), клавиатура (код позиции КТРУ 26.20.16.110-00000002), мышь компьютерная (код позиции КТРУ: 26.20.16.170-00000002), системный блок (код позиции КТРУ: 26.20.15.000-00000028), которые заказчик обязан был применять к описанию объекта закупки.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Подпунктом «а» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода (код ОКПД 2: 26.20.15), устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства (код ОКПД 2: 26.20.16), мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных (код ОКПД 2: 26.20.17) включены в Перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

Таким образом на радиоэлектронную продукцию с кодами ОКПД 2: 26.20.15, 26.20.16, 26.20.17, которая в рассматриваемом случае закупается заказчиком, распространяются ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

Как следует из материалов дела, заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено ограничение на допуск товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878  «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки. При этом в силу пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Однако, подпункты «а» и «б» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) ограничивают вышеуказанное право заказчиков из которых прямо следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, осуществлять описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а также указывать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.

Однако, при закупке товара, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара помимо тех, которые установлены в соответствующей позиции КТРУ, а равно осуществлять описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе.

По смыслу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) применение данного пункта Правил обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового.

Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

Определение кода позиции КТРУ является частью установления надлежащего описания объекта закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России соглашается с позицией заказчика о том, что понятие автоматизированного рабочего места не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

В ходе заявленного в ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России подателем жалобы довода о том, что такие показатели закупаемого заказчиком товара «Системный блок» как: тактовая частота оперативной памяти (поддерживаемая процессором и материнской платой) ≥ 3200 Мегагерц; наличие системы охлаждения процессора – да, не предусмотрены примененной заказчиком позицией кода КТРУ 26.20.15.000-00000028 в ходе проведенной Комиссией Тюменского УФАС России внеплановой проверки не нашли своего объективного подтверждения, поскольку указанные показатели имеются в примененной заказчиком к описанию объекта закупки позиции кода КТРУ 26.20.15.000-00000028, однако не являются обязательными для применения заказчиком, следовательно, заказчик вправе как включать указанные показатели в описание объекта закупки, так и не включать их, в данном случае, требования КТРУ предоставляют такую возможность заказчику.

Аналогично обстоит дело с товаром «мышь компьютерная» (КТРУ: 26.20.16.170-00000002) по показателю «разрешение сенсора, точек/дюйм»: ≥ 4000, данный показатель имеется в примененной заказчиком к описанию объекта закупки позиции кода КТРУ 26.20.16.170-00000002, однако не является обязательным для применения заказчиком, следовательно, заказчик вправе как включать указанный показатель в описание объекта закупки, так и не включать его, в данном случае, требования КТРУ предоставляют такую возможность заказчику.

Аналогично обстоит дело с товаром «клавиатура» (КТРУ: 26.20.16.110-00000002) по показателям «наличие защиты от воды», «наличие аудиоразъема», поскольку указанные позиции имеются в примененной заказчиком к описанию объекта закупки позиции кода КТРУ: 26.20.16.110-00000002, однако не является обязательным для применения заказчиком, следовательно, заказчик вправе как включать указанный показатель в описание объекта закупки, так и не включать его, в данном случае, требования КТРУ предоставляют такую возможность заказчику.

Относительно информационного наполнения показателя: тактовая частота оперативной памяти ввиду указания в скобках (поддерживаемая процессором и материнской платой), также по мнению Комиссии Тюменского УФАС России не является нарушением требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 поскольку наименование, значение и единица измерения показателя тактовой частоты ≥ 3200 Мегагерц указаны в точном соответствии с примененной позицией КТРУ, при этом, возможная конкретизация информационного наполнения показателя не изменило его сути, учитывая при этом, что наименование показателя предусмотренное КТРУ осталось неизменным.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчиком при описании объекта закупки правомерно применены действующие коды позиций КТРУ: 26.20.17.110-00000011, 26.20.16.110-00000002, 26.20.16.170-00000002, 26.20.15.000-00000028, а также установленные характеристики закупаемых товаров которые полностью соответствуют примененным заказчиком позициям КТРУ относительно товаров, являющихся объектом закупки в соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

Учитывая, что закупаемые заказчиком товары включены в Перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878), следовательно, у заказчика отсутствовали правовые основания для описания объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а равно по применению к описанию объекта закупки кода ОКПД 2 – 26.20.15.150 «Автоматизированное рабочее место», который отсутствует в КТРУ.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В заседании Комиссии установлено, что заказчиком повторно размещено разъяснение извещения об осуществлении закупки, в котором содержится информация, предусмотренная частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе. В этой связи, учитывая, что установленное нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия решила не выдавать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «М» на действия заказчика Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области при проведении электронного аукциона на закупку рабочих станций в сборе монитора, системного блока, клавиатуры, мыши (реестровый номер закупки 0167100000123000006) обоснованной в части размещения заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок информации «ст159» содержащей только запрос участника на разъяснение извещения об осуществлении закупки в отсутствие самих разъяснений заказчика.

2. Признать заказчика в лице Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области нарушившим требования части 3 статьи 7, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны