Решение б/н реклама финансовых услуг от 16 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/05/28-21/2022

16.05.2022г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>

<…>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № 072/05/28-21/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы под условным наименованием «Краснолесье – это страховка квартиры в подарок» 21.01.2022 на видеоэкране, размещенном напротив Альфа Банка по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 3/1,

в присутствии представителей ООО СЗ «Звезда» - <…> (доверенность №106/21 от 10.11.2021г.), <…> (доверенность №19/22 от 04.04.2022г.);

в отсутствии представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства - ООО «Сибэлком», извещенного надлежащим образом (почтовое уведомление №80087371806826),

У С Т А Н О В И Л А:

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1838 от 16.11.2020г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе, 21.01.2022 г., был выявлен факт распространения рекламы, на видеоэкране, размещенном напротив Альфа Банка по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 3/1, где с 01:18 по 01:34 минуту демонстрируется видеоролик «Краснолесье». В ролике используется изображение девушки в новогоднем красном колпаке, как будто прижавшей нос и руки к стеклу. Слева от изображения текст: «Краснолесье – это страховка квартиры в подарок. Звезда 69 72 82 sk-zvezda72.ru». Под ним размещен текст выполненный, буквами белого цвета на синем и красном фоне. Содержание текста восприятию не поддается из-за скорости демонстрации, мелкого шрифта и качества экрана (картинка состоит из точек).

Обозначенная реклама зафиксирована осмотром, по результатам которого составлен акт.

По факту размещения рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства 11.03.2022 г. было возбуждено дело №072/05/28-21/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства привлечены: ООО «Специализированный застройщик Звезда» (адрес места нахождения: 625027, г.Тюмень, ул.Мельникайте, д.72а, ОГРН 1117232033786, ИНН 7203267387/КПП 720301001, дата регистрации: 08.08.2011г.); ООО «Рекламное агентство «Сибэлком» (адрес местонахождения: 625003, г.Тюмень, ул.Гайдара, д.23, офис 2.7, ОГРН 1137232035104, ИНН 7202248938, КПП 720301001, дата регистрации: 29.05.2013г.).

К рассмотрению дела, состоявшемуся 08.04.2022 г., ООО «РА «Сибэлком» представлены письменные пояснения (вх.№923/22 от 06.04.2022), согласно которым законом о рекламе не регулируется размер шрифта, цвет и скорость демонстрации роликов. Вся необходимая информация была размещена в дисклеймере рекламного ролика.

ООО «СЗ «Звезда» представлены письменные пояснения (вх.№916/22 от 06.04.2022) и документы, согласно которым Общество с вменяемым нарушением не согласно, поскольку, по его мнению, размещенный текст хорошо читаем, продолжительность ролика составляет 15 секунд, вся необходимая в соответствии с законодательством о рекламе информация в рекламе содержится. Указанный рекламный материал был снят с показа 24.02.2022г.

Как пояснили на заседании комиссии представители ООО СЗ «Звезда», Договор №32/Р от 23.06.2021 и Приложение №3 к договору регулируют взаимоотношения по распространению не только рассматриваемой рекламы, но и иную рекламу из серии: «Краснолесье – это...».

Контроль за размещением рекламы осуществляют маркетологи, однако, каким образом фиксируются данные контрольные мероприятия, представители ООО СЗ «Звезда» пояснить затрудняются.

Определением от 08.04.2022 по делу №072/05/28-21/2022 рассмотрение дела было отложено, в связи с необходимость получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение назначено на 16.05.2022г. в 16ч.00 мин.

16.05.2022 года в рассмотрении дела был объявлен перерыв до 17.05.2022 года.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель – изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирование лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, информация, содержащаяся в ролике является рекламой, где объектами рекламирования выступают: Жилой Комплекс «Краснолесье» и страховая услуга.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.

Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Законодательство о рекламе не содержит понятия финансовой услуги и финансовой организации. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Данный перечень является закрытым.

Само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потенциальных покупателей объекта недвижимости к услугам страхования.

Как пояснили представители Общества на заседании комиссии, между ООО СЗ «Звезда» и Страховым акционерным обществом «ВСК» заключен договор добровольного коллективного страхования имущества граждан №21150ZIF2380001295 от 14.09.2021г., в соответствии с которым Страховщик обязуется за страховую премию при наступлении страхового случая возместить Выгодоприобретателю, причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе.

Выгодоприобретателем является лицо, обладающее имущественным интересом в отношении застрахованного имущества, и третьи лица жизни, здоровью или имуществу которых может быть причинен вред в результате эксплуатации жилого помещения лицом, чья ответственность застрахована

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовой услуги – страхование квартиры.

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи, с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступной потребителю при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама была размещена на видеоэкране, размещенном напротив Альфа Банка по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 3/1, где с 01:18 по 01:34 минуту демонстрируется видеоролик «Краснолесье». В ролике используется изображение девушки в новогоднем красном колпаке, как будто прижавшей нос и руки к стеклу. Слева от изображения текст: «Краснолесье – это страховка квартиры в подарок. Звезда 69 72 82 sk-zvezda72.ru». Под ним размещен текст выполненный, буквами белого цвета на синем и красном фоне. Содержание текста восприятию не поддается из-за скорости демонстрации, мелкого шрифта и качества экрана (картинка состоит из точек).

Таким образом, текст, размещенный в рекламе, остается недоступным для прочтения потребителями рекламы, поскольку демонстрируется 15 секунд и прочитать информацию не представляется возможным из-за мелкого шрифта и качества экрана, следовательно, указание необходимой информации в рекламе носит формальный характер и не доводится до потребителя в надлежащем виде.

Таким образом, с учетом данных обстоятельств и способа размещения рассматриваемой рекламы, Комиссия пришла к выводу о том, что информация, размещенная в ней, не воспринимается в полном объеме, и потребитель рекламы не может ознакомиться с содержанием текста. А, следовательно, данная часть текста до сведения потребителя рекламы не доведена, информация потребителем рекламы не воспринята и не понята и считается отсутствующей.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Однако, в рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, предоставляющего услуги страхования, а, следовательно, в ней имеются признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе напрямую корреспондируют с требованиями части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести объект недвижимости посредством заключения договора долевого участия в строительстве, в том числе с привлечением заемных средств (жилищного ипотечного кредитования). В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей рекламы.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно, в ней отсутствует часть существенной информации о лице, оказывающем услуги страхования, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Материалами дела установлено, что между ООО «СЗ «Звезда» и ООО «РА «Сибэлком» заключен договор № 32/Р на оказание рекламных услуг от 23.06.2021г. (далее – Договор).

Согласно п.1.1. Договора ООО «РА «Сибэлком» (Исполнитель) обязуется по заявкам Заказчика изготовлять рекламу (рекламный ролик) и осуществлять размещение (трансляцию) рекламного материала на средствах наружной рекламы.

Согласно п.1.2. Договора параметры трансляции (сроки, периодичность, место трансляции, продолжительность рекламного материала и т.п.) согласовываются сторонами в заявке, которая является неотъемлемым приложением к настоящему договору.

Согласно п. 6.4. Договора в случае предоставления рекламного материала Заказчиком, он несет полную ответственность за соответствие содержания рекламного материала законодательству о рекламе. Исполнитель при этом несет ответственность только за соответствие размещения рекламного материала законодательству о рекламе в части времени, территории и рекламного носителя, и надлежащее крепление рекламного материала. При не соответствии рекламного материала, предоставленного Заказчиком, законодательству о рекламе, Исполнитель обязан предупредить Заказчика о нарушении и возможных последствиях данного нарушения для Заказчика.

Согласно Приложению №3 от 26.11.2021г. к Договору №32/Р от 23.06.2021г. размещение и демонстрация материалов осуществляется по 5 адресам, в том числе по адресу: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, д.3, период размещения рекламной информации с 01.01.2022г. по 31.12.2022г.

Таким образом, ООО «Специализированный застройщик Звезда» (адрес места нахождения: 625027, г.Тюмень, ул.Мельникайте, д.72а, ОГРН 1117232033786, ИНН 7203267387/КПП 720301001, дата регистрации: 08.08.2011г.) является рекламодателем и несет ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является ООО «Рекламное агентство «Сибэлком» (адрес местонахождения: 625003, г.Тюмень, ул.Гайдара, д.23, офис 2.7, ОГРН 1137232035104, ИНН 7202248938, КПП 720301001, дата регистрации: 29.05.2013г.), которое несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

На рассмотрении дела представитель ООО «СЗ «Звезда» вменяемое нарушение не признал, пояснил, что ролик был изготовлен ООО «СЗ «Звезда», был снят с демонстрации 24.02.2022 на основании письма ООО «СЗ Звезда» от 10.02.2022 №122/1.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в материалы дела представлены доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы (период распространения рекламы по 24.02.2022).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ненадлежащей рекламу под условным наименованием «Краснолесье – это страховка квартиры в подарок», размещавшуюся 21.01.2022 на рекламной конструкции (видеоэкран), расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября 3/1 (по ходу движения по ул.50 лет Октября в сторону ул.Профсоюзной, справа от дороги, газон напротив Альфа Банка), поскольку в ней нарушены требования 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны