Решение №072/06/44/23/2023 Заявитель в жалобе указывает, что индивидуальный предпринима... от 13 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/23/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

13 февраля 2023 года                                                                                                                      г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме с использованием плагина онлайн-конференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя С на действия заказчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тобольска при проведении электронного аукциона на приобретение квартиры в целях предоставления по договору социального найма гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими (реестровый номер закупки 0167300000823000007),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя С на действия заказчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тобольска при проведении электронного аукциона на приобретение квартиры в целях предоставления по договору социального найма гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что индивидуальный предприниматель С направил запрос разъяснений извещения об осуществлении закупки, с требованием разъяснения формулировки «не бывшая в употреблении». Вместе с тем, заказчик не предоставил конкретную информацию и указал ссылку на пункт 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Дополнительно заявитель указывает, что со стороны заказчика имеются нарушения Закона о контрактной системе в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Представители заказчика просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Уполномоченным органом заблаговременно до заседания Комиссии представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление закупок Администрации города Тобольска являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на приобретение квартиры в целях предоставления по договору социального найма гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 477 578,68 рублей, в интересах заказчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тобольска.

Информация об электронном аукционе была размещена 27.01.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000823000007.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки https://etpgpb.ru.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости

Пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что  поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Приложением № 1 к извещению об осуществлении закупки (описание объекта закупки) предусмотрено, что заказчиком осуществляется закупка квартиры в количестве одной штуки, с количеством жилых комнат: 3 (три), не бывшей в эксплуатации, не находящейся в подвальном, цокольном, техническом, мансардном этажах жилого дома, а также предусмотрены минимальные и (или) максимальные показатели:

«Общая площадь кв.м.: не менее 72,0 кв.м. и не более 82,0 кв.м., а также доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

Год постройки жилого дома, в котором расположена квартира – не ранее 2020 г.

Класс энергетической эффективности дома: не ниже «В», определенный в соответствии с Правилами определения класса энергетической эффективности, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 06.06.2016 №399/пр;

Кухонное оборудование: количество конфорок плиты – не менее 3.

Напольные покрытия (кроме покрытий, показатели которых не изменяются): класс износостойкости ламината (в случае применения данного вида покрытия) – не ниже 22**.

Отделка стен: во внутриквартирном санитарном узле (в случае частичного покрытия стен) – покрытие керамической плиткой высотой не менее 1,2 м***.

Иные показатели:

Материал несущих стен: каменные конструкции (кирпич, блоки) или крупные железобетонные блоки или железобетонные панели или монолитный железобетонный каркас с заполнением;

Горячее водоснабжение: централизованное или автономное.

Отопление: централизованное или автономное.

Мусороудаление: внутридомовая система мусороудаления или контейнерная площадка, оборудованная в соответствии с нормативными требованиями;

Внутриквартирный санитарный узел: раздельный или совмещенный.

Кухонное оборудование: плита газовая или электрическая (в соответствии с проектным решением);

Напольные покрытия (кроме покрытий, показатели которых не изменяются): в помещениях квартиры - ламинат или линолеум на вспененной основе, плинтус деревянный или пластиковый с комплектом заглушек и уголков.

Отделка стен: во внутриквартирном санитарном узле – частично покрыты керамической плиткой и окрашены водоэмульсионной краской или иной аналогичной краской, либо отделка стен на всю высоту стены водоэмульсионной краской или иной аналогичной краской, за исключением части стены (стен), примыкающей(их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой, либо покрытые керамической плиткой на всю высоту стены.

Отделка потолков: водоэмульсионной или иной аналогичной краской, либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки) с установкой декоративной планки.

Входная дверь: металлическая или деревянная.

Межкомнатные двери: деревянные или МДФ».

Частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Подпунктом «а» пункта 1.3 Постановления Администрации города Тобольска от 22.03.2019 № 21 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Тобольска по договорам социального найма» предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются в том числе, гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Тобольска.

Пунктом 3 решения Тобольской городской Думы от 27.09.2005 № 91 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) в размере не менее 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Упоминаемая заявителем ссылка на письмо Министерство финансов РФ от 25.05.2021  № 24-06-08/40268 «О закупке товаров, бывших в употреблении» не относится к обстоятельствам рассматриваемого дела, поскольку описанием объекта закупки размещенного в составе извещения об осуществлении закупки наоборот предусматривается, что квартира не должна быть в эксплуатации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что формулировка «квартира не бывшая в эксплуатации» не нарушает требования пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку указанной нормой закона прямо предусмотрено, что поставляемый товар должен быть новым товаром (то есть, товаром, который не был в употреблении), в этой связи, указанное описание объекта закупки никак не ограничивает количество участников рассматриваемой закупки и более того, не влияет на возможность подать заявку на участие в закупке, учитывая при этом, что участнику закупки требуется выразить соответствующее согласие с использованием программно-аппаратных средств оператора электронной площадки на поставку товара с характеристиками предусмотренного условиями извещения об осуществлении закупки. Податель жалобы также не обосновал, в чем конкретно выражается невозможность подать заявку на участие в рассматриваемой закупке.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

Относительно довода о том, что заказчик не предоставил разъяснения извещения об осуществлении закупки, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Следовательно, часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предъявляет требования к текстуальной форме самого разъяснения извещения об осуществлении закупки размещенной внутри самого программного файла разъяснения (doc, docx, pdf и иные читаемые форматы), а также срока его размещения в ЕИС в сфере закупок.

Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок следует, что в соответствии с поступившими в адрес заказчика запросами на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от участников закупки, заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок размещено разъяснение извещения об осуществлении закупки:

Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание размещенных заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок разъяснений извещения об осуществлении закупки установила, что разъяснения извещения об осуществлении закупки размещены с соблюдением регламентированного срока предусмотренного частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержание размещенных заказчиком разъяснений извещения об осуществлении закупки полностью соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку содержат указание на предмет запроса, размещенные разъяснения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.

Соответственно, ответ на запрос участника закупки был предоставлен, со ссылками на положения извещения об осуществлении  закупки, не изменяя при этом, сути извещения об осуществлении закупки.

Требования Закона о контрактной системе не регламентируют и не детализируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, более того, сам Закон о контрактной системе не предусматривает императивных требований относительно того, каким конкретно по объему и степени удовлетворенности участника закупки должно быть разъяснение извещения об осуществлении закупки.

Нельзя не отметить, что разъяснение имеет конкретный, самостоятельный и независимый характер и обусловлено конкретными обстоятельствами проведения закупочной процедуры.

Закон о контрактной системе, вовсе не предусматривает степень классификации (градации) указанных разъяснений, в зависимости от того, какие будут считаться полными (либо неполными) и соответственно удовлетворять (либо не удовлетворять) интерес участника закупки в получении разъяснения, поэтому, степень удовлетворенности того или иного участника закупки полученными разъяснениями в конечном итоге, есть ничто иное как его личное субъективное суждение, которое выходит за рамки конкретной правовой оценки в рамках правоприменительной деятельности.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемой части.

Относительно довода о том, что заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 и 10 настоящей статьи с учетом части 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1.1 Решения Тобольской городской Думы от 31.01.2020 № 2 «Об утверждении Положения о Департаменте финансов Администрации города Тобольска» предусмотрено, что департамент является органом, уполномоченным на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

Таким образом, Тюменское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном, следовательно, необходимость в запросе антимонопольным органом у заказчика коммерческих предложений объективно отсутствует.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает необходимым оставить без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя С на действия заказчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тобольска при проведении электронного аукциона на приобретение квартиры в целях предоставления по договору социального найма гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими (реестровый номер закупки 0167300000823000007) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны