Решение б/н непристойные образы от 22 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ №072/05/5-348/2022
22.07.2022 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
<…> <…> |
- зам.начальника отдела КСЗ; - ведущий-специалист-эксперт отдела КМД, |
рассмотрев дело №072/05/5-348/2022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, присутствии заявителя – <…> (предъявлен паспорт);
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе,
- ИП <…>
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тюменского УФАС России из Аппарата Губернатора Тюменской области поступило обращение гражданина <…> (вх.4058/22 от 01.07.2022г.) о нарушении Закона о рекламе.
Из заявления следует, что на въезде в село Перевалово, по ул. Трактовая Тюменского района с правой стороны размещен рекламный баннер строительной фирмы «Революция» следующего содержания: «Строительная компания Революция. Готовые дома. Современный стиль в лесу.955-119», на котором также изображен образ «Родина-мать зовёт!» с плаката времен войны, в вытянутой руке Родина-мать держит лист, на котором размещена надпись: «Успей купить».
По мнению заявителя, использование исторических символов в коммерческих целях – кощунственно. Такая реклама крайне неэтична, это неуважение к старшему поколению, победившему фашизм в Великую Отечественную Войну, оскорбление их памяти. Использование данного образа приводит к пренебрежительному отношению нынешнего поколения к символам Великой Отечественной Войны.
Определением от 08.07.2022 г. было возбуждено дело №072/05/5-348/2022 о нарушении рекламного законодательства.
К рассмотрению дела от ИП <…> поступили письменные пояснения, где ответчик признал факт размещения рассматриваемой рекламы. При размещении данной рекламы он не имел цели пренебрежительного отношения нынешнего поколения к символам Великой Отечественной Войны и любым другим лицам, которые видят данный рекламный баннер.
Комиссия, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В данной рекламе информация направлена на привлечение внимания к Строительной компании «Революция» и оказываемым ею услугам.
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В отношениях, возникающих в связи с рекламой товаров, услуг следует исходить из того, что соответствующая реклама не должна противоречить нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Соблюдение такого баланса обеспечивается существующим законодательным запретом на использование в любой рекламе непристойных образов.
Согласно письму ФАС России от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Как следует из содержания рассматриваемой рекламы, для продвижения такого товара как дома был использован образ Родины матери, с плаката времен войны «Родина-мать зовет!».
«Родина-мать зовёт!» — плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году написан и использован в самые сложные и трудные для государства периоды Великой отечественной войны, является художественным произведением, составляющим культурное достояние нашей страны, в связи с чем размещение и последующее восприятие указанной выше рекламы с использованием этого произведения нарушает общепризнанные нормы морали и порочит этот объект искусства.
Таким образом, реклама, размещенная на въезде в село Перевалово, по ул. Трактовая Тюменского района с правой стороны следующего содержания: «Строительная компания Революция. Готовые дома. Современный стиль в лесу. 955-119», на котором также изображен образ «Родина-мать зовёт!» с плаката времен войны, в вытянутой руке Родина-мать держит лист, на котором размещена надпись: «Успей купить», противоречит требованиям ч. 6 ст. 5 Закона «О рекламе».
Согласно ч.6 ст.38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Согласно имеющейся в Управлении информации, рекламодателем вышеупомянутой рекламы является ИП <…> (<…>г.р., место рождения: г. <…>, адрес местонахождения: <…>, ОГРНИП: 318723200000098, ИНН 720319766722, дата регистрации: 09.01.2018г.).
Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ответчиком в письменных пояснениях указано, что рассматриваемая реклама в настоящее время не распространяется, однако доказательств этого не представлено.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства нераспространения данной рекламы, Комиссия считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламу следующего содержания: «Строительная компания Революция. Готовые дома. Современный стиль в лесу.955-119», на котором также изображен образ «Родина-мать зовёт!» с плаката времен войны, в вытянутой руке Родина-мать держит лист, на котором размещена надпись: «Успей купить» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.07.2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
<…> |
|
Члены комиссии |
<…> <…> |