Решение б/н непристойные образы от 22 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №072/05/5-348/2022

22.07.2022 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>

<…>

- зам.начальника отдела КСЗ;

- ведущий-специалист-эксперт отдела КМД,

рассмотрев дело №072/05/5-348/2022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, присутствии заявителя – <…> (предъявлен паспорт);

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе,

- ИП <…>

УСТАНОВИЛА:

В адрес Тюменского УФАС России из Аппарата Губернатора Тюменской области поступило обращение гражданина <…> (вх.4058/22 от 01.07.2022г.) о нарушении Закона о рекламе.

Из заявления следует, что на въезде в село Перевалово, по ул. Трактовая Тюменского района с правой стороны размещен рекламный баннер строительной фирмы «Революция» следующего содержания: «Строительная компания Революция. Готовые дома. Современный стиль в лесу.955-119», на котором также изображен образ «Родина-мать зовёт!» с плаката времен войны, в вытянутой руке Родина-мать держит лист, на котором размещена надпись: «Успей купить».

По мнению заявителя, использование исторических символов в коммерческих целях – кощунственно. Такая реклама крайне неэтична, это неуважение к старшему поколению, победившему фашизм в Великую Отечественную Войну, оскорбление их памяти. Использование данного образа приводит к пренебрежительному отношению нынешнего поколения к символам Великой Отечественной Войны.

Определением от 08.07.2022 г. было возбуждено дело №072/05/5-348/2022 о нарушении рекламного законодательства.

К рассмотрению дела от ИП <…> поступили письменные пояснения, где ответчик признал факт размещения рассматриваемой рекламы. При размещении данной рекламы он не имел цели пренебрежительного отношения нынешнего поколения к символам Великой Отечественной Войны и любым другим лицам, которые видят данный рекламный баннер.

Комиссия, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе информация направлена на привлечение внимания к Строительной компании «Революция» и оказываемым ею услугам.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В отношениях, возникающих в связи с рекламой товаров, услуг следует исходить из того, что соответствующая реклама не должна противоречить нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Соблюдение такого баланса обеспечивается существующим законодательным запретом на использование в любой рекламе непристойных образов.

Согласно письму ФАС России от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Как следует из содержания рассматриваемой рекламы, для продвижения такого товара как дома был использован образ Родины матери, с плаката времен войны «Родина-мать зовет!».

«Родина-мать зовёт!» — плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году написан и использован в самые сложные и трудные для государства периоды Великой отечественной войны, является художественным произведением, составляющим культурное достояние нашей страны, в связи с чем размещение и последующее восприятие указанной выше рекламы с использованием этого произведения нарушает общепризнанные нормы морали и порочит этот объект искусства.

Таким образом, реклама, размещенная на въезде в село Перевалово, по ул. Трактовая Тюменского района с правой стороны следующего содержания: «Строительная компания Революция. Готовые дома. Современный стиль в лесу. 955-119», на котором также изображен образ «Родина-мать зовёт!» с плаката времен войны, в вытянутой руке Родина-мать держит лист, на котором размещена надпись: «Успей купить», противоречит требованиям ч. 6 ст. 5 Закона «О рекламе».

Согласно ч.6 ст.38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно имеющейся в Управлении информации, рекламодателем вышеупомянутой рекламы является ИП <…> (<…>г.р., место рождения: г. <…>, адрес местонахождения: <…>, ОГРНИП: 318723200000098, ИНН 720319766722, дата регистрации: 09.01.2018г.).

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ответчиком в письменных пояснениях указано, что рассматриваемая реклама в настоящее время не распространяется, однако доказательств этого не представлено.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства нераспространения данной рекламы, Комиссия считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Строительная компания Революция. Готовые дома. Современный стиль в лесу.955-119», на котором также изображен образ «Родина-мать зовёт!» с плаката времен войны, в вытянутой руке Родина-мать держит лист, на котором размещена надпись: «Успей купить» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29.07.2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

<…>

Члены комиссии

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны