Решение №072/07/18.1–16/2023 Согласно приложению № 1 к техническому заданию предметом зак... от 1 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 072/07/18.1–16/2023                      

01 марта 2023 года                                                                                                                  г. Тюмень          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-

заместитель руководителя Тюменского УФАС России;

 

Члены комиссии:

 

-

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

-

 

специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина «TrueConf» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело по жалобе ООО «А» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика АО «Аэропорт Рощино» (далее также – заказчик) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта (реконструкции) фидера «Рощино-4» от ПС 110/10 «Утяшево» до ЦРП-1 а/п «Рощино» (реестровый номер закупки 32312070061),

с участием представителей заказчика: АО «Аэропорт Рощино» Д. по доверенности № 25-38-14-000028 от 27.02.2023, Ф. по доверенности № 25-38-14-000067 от 22.11.2022,

в отсутствие представителя заявителя: ООО «А» извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «А» на действия заказчика АО «Аэропорт Рощино» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта (реконструкции) фидера «Рощино-4» от ПС 110/10 «Утяшево» до ЦРП-1 а/п «Рощино».

Статьёй 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) предусмотрено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В поступившей жалобе заявитель приводит следующие доводы:

Первый довод. Согласно приложению № 1 к техническому заданию предметом закупки является выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта (реконструкции) фидера «Рощино-4» от ПС 110/10 «Утяшево» до ЦРП-1 а/п «Рощино», то есть объект находится под напряжением 110/10 киловольт и не может быть отнесен к особо опасным и технически сложным. Частью 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень объектов воздушной инфраструктуры, которые относятся к особо опасным и технически сложным, и объект закупки, находящийся под напряжением 110/10 киловольт, в состав которого не входят перечисленные в части 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса РФ объекты воздушной инфраструктуры, не может быть отнесен к особо опасным и технически сложным. Заявитель полагает, что документация о закупке содержит положение, необоснованно ограничивающее количество потенциальных участников закупки.

Второй довод. 20.02.2023 в ЕИС в сфере закупок заказчиком опубликован протокол рассмотрения вторых частей заявок № 07-757-22/2, согласно которому, заявка № 5701 (ООО «А») была неправомерно отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании подпункта 7 пункта 17 документации о закупке, ввиду несоответствия участника закупки указанным в документации требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом настоящей закупки: у участника закупки отсутствует право выполнять работы по подготовке проектной документации по договору подряда, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), есть права только в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

Заказчиком представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, установила следующее.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Из материалов дела усматривается, что АО «Аэропорт Рощино» являясь заказчиком, выступило организатором проведения запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта (реконструкции) фидера «Рощино-4» от ПС 110/10 «Утяшево» до ЦРП-1 а/п «Рощино», с начальной (максимальной) ценой договора 3 657 331,00 рублей.

Информация о закупке размещена 30.01.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером извещения 32312070061.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru.

​​На ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ДП/1004/23 от 22.02.2023) оператором электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке, которые приобщены к материалам дела.

По первому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из первого довода жалобы следует, что ООО «А» обжалует положения документации о закупке в части отнесения объекта закупки к особо опасным и технически сложным и установления соответствующего требования к участникам закупки, о наличии соответствующего членства в СРО с правом выполнения работ по подготовке проектной документации по договору подряда, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

Частью 11 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Следовательно, до окончания срока подачи заявок участники и лица, не подававшие заявок, находятся в равном положении и пользуются равными правами оспаривать именно положения документации о закупке.

Участники закупки, как и любое третье лицо, может обжаловать положения документации о закупке только до момента окончания срока подачи заявок, после этого момента только участники могут обжаловаться только действия (бездействие) заказчика, а положения документации обжалованию уже не подлежат, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений.

Предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, в том числе, после отклонения заявок или определения победителя торгов, свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указано в Постановлении Конституционный Суд РФ от 29.03.2011 № 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ).

Согласно извещению об осуществлении закупки срок окончания подачи заявок установлен 14.02.2023, жалоба заявителя поступила в Тюменское УФАС России после окончания срока подачи заявок, а именно, 21.02.2023.

Учитывая, что ООО «А» пропущен установленный срок обжалования положений документации о закупке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России оставляет указанный довод жалобы заявителя без рассмотрения.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Решением единственного акционера АО «Аэропорт Рощино» от 15.11.2022 № 22/2022 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг.

Пунктом 11.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг (утв. решением единственного акционера АО «Аэропорт Рощино» от 15.11.2022 № 22/2022) предусмотрено, что закупочная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске участника закупки по следующим основаниям:

1) непредоставление участником закупки документов, необходимых для участия в закупке, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

2) несоответствие участника закупки требованиям документации о закупке или настоящего Положения о закупках;

3) несоответствие заявки (предложения) требованиям документации о закупке или настоящего Положения о закупках, в том числе, но не ограничиваясь: не предоставление (не указание в заявке) характеристик товара (работ, услуг), установленных в закупочной документации, представление протокола разногласий к проекту договора или иного документа, свидетельствующего о намерении заключить договор на иных условиях, в том числе наличие в таких заявках (предложениях) предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота);

4) проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и/или наличие судебного акта о признании участника закупки банкротом и о введении в отношении участника закупки любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве (за исключением процедур проведения закупок только среди субъектов малого и среднего предпринимательства).

Для участников закупки – субъектов малого и среднего предпринимательства:

- проведение ликвидации участника закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и наличие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

5) приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) наличие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона № 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

7) несоответствие участника закупки указанным в документации о закупке требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;

8) установление факта подачи одним участником закупки двух и более заявок на участие в одной процедуре закупки, а при наличии двух и более лотов в одной процедуре, в отношении одного лота, при условии, что поданные им ранее заявки не отозваны;

9) несвоевременная подача заявки (в том числе несвоевременная доставка заявки курьерской службой или транспортной компанией);

10) непредоставление документа или копии документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки в закупке, если требование об обеспечении заявок было установлено в закупочной документации;

11) наличие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Закупочная комиссия не отказывает участнику закупки в допуске к участию в закупке, если участник закупки в установленном порядке подал заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято;

12) наличие у участника закупки - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также применение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

13) наличие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

14) не обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

15) не обладание участником закупки правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора;

16) в иных случаях, установленных закупочной документацией и настоящим Положением о закупках.

Для выполнения работ по разработке проекта капитального ремонта (реконструкции) фидера «Рощино-4» от ПС 110/10 «Утяшево» до ЦРП-1 а/п «Рощино», заказчиком в пункте 13 технического задания (приложение № 3 к документации о закупке) установлено следующее требование к участникам закупки: «участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. Требование установлено в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ. Наличие действующего членства в саморегулируемой организации подтверждается сведениями, содержащимися в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного  проектирования и их обязательствах. В Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах должны быть указаны следующие сведения:

- наличие у участника закупки права выполнять работы по подготовке проектной документации по договору подряда, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

- уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда на выполнение работ по подготовке проектной документации, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее размера цены заключаемого с победителем закупки договора».

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений № 07-757-22/2 от 20.02.2023 заявка ООО «А» (номер заявки 5701) не допущена при рассмотрении вторых частей заявок на основании подпункта 7 пункта 17 документации о закупке ввиду несоответствия участника закупки ввиду отсутствия права выполнения работ по подготовке проектной документации по договору подряда, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), поскольку у ООО «А» имелось право только в отношении объектов капитального строительства кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии.

Комиссией Тюменского УФАС России изучена заявка участника закупки ООО «А», и установлено, что в составе заявки представлена выписка из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах (регистрационный номер выписка 0278906687-20230125-1343 от 25.01.2023), согласно пункту 2.2 раздела 2 указанной выписки следует, что сведения о наличии у члена саморегулируемой организации право осуществлять подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) отсутствует.

Таким образом, ООО «А» не соответствует требованиям предъявляемым к участникам закупки, следовательно, комиссией по осуществлению закупок АО «Аэропорт Рощино» принято правомерное решение об отклонении заявки.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

Дополнительно представитель заказчика в заседании Комиссии пояснил, что в состав объектов инфраструктуры воздушного транспорта Единой системы электроснабжения аэропорта «Рощино» (в которой непосредственно состоит основная вводная питающая линия фидер 10кВ «Рощино-4» - приложена инфраструктурная графическая схема), входят электроустановки, которые в соответствии с частью 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса РФ относятся к, особо опасным, технически сложным объектам.

При этом, к техническому заданию на проектирование в том числе, была приложена копия «Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.07.2013» между ОАО «Аэропорт Рощино» (в настоящий момент АО «Аэропорт Рощино») и вышестоящей сетевой компанией ОАО «Тюменьэнерго» (в настоящий момент АО «Россети Тюмень»), в котором значится ф. Рощино-4, в пункте 14 прописана также категория надежности электроснабжения в отношении собственных объектов аэропорта «Рощино» и объектов авиа и аэропортовой деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «А» на действия заказчика АО «Аэропорт Рощино» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта (реконструкции) фидера «Рощино-4» от ПС 110/10 «Утяшево» до ЦРП-1 а/п «Рощино» (реестровый номер закупки 32312070061) необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны