Решение №072/07/18.1–14/2022 Признать жалобу необоснованной. от 15 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–14/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.02.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 15.02.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.      -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

Верзун Ю.Д.                -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                   -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–14/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Электросила» (далее также – Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (далее также – Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме № 1300-C01-К-12-01633-2021 на право заключения договора поставки механо-технологического оборудования (реестровый номер извещения: 32111002728), далее также – Закупка, Конкурс, в отсутствие представителя Общества, уведомленного о времени, дате и месте настоящего рассмотрения надлежащим образом, в присутствии

представителей Заказчика:

1) <...> (на основании доверенности № 20-87 от 19.03.2021 г.);

2) <...> (на основании доверенности № 20-342 от 14.10.2021 г.);

3) <...> (на основании доверенности № 20-345 от 12.02.2021 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 07.02.2021 г. поступила жалоба (вх. № 1161), переданная по подведомственности из ФАС России (исх. № 28/8530/22/вх. № 3 от 03.02.2022 г.) ООО «Электросила» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении аукциона в электронной форме № 1300-C01-К-12-01633-2021 на право заключения договора поставки механо-технологического оборудования (реестровый номер извещения: 32111002728).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что заявка Общества (Участник № 10) необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании непредоставления ООО «Электросила» обеспечения заявки на участие в Закупке, требуемого закупочной документаций, при том обстоятельстве, что обеспечение фактически было предоставлено посредством перечисления денежных средств на счёт электронной торговой площадки (далее также – ЭП), указанный в п. 27 извещении о Закупке, что подтверждается платёжным поручением № 7 от 11.01.2022 г.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что в действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о закупках, так как участником Аукциона – ООО «Электросила» на ЭП был избран вид обеспечения заявки – посредством предоставления банковской гарантии, при этом в содержании заявки Общества банковская гарантия отсутствовала, что подтверждается скрин-образами личного кабинета Заказчика.

Кроме того, представители Заказчика подтвердили факт наличия в составе заявки ООО «Электросила» платёжного поручения № 7 от 11.01.2022 г., прикреплённого Заявителем в поле, предназначенное для банковской гарантии, указав что данный электронный файл не подтверждает обеспечение заявки на участие в Закупке, так как Заявителем фактически выбран способ обеспечения: «Банковская гарантия», соответственно, денежные средства, находящиеся на счету ЭП не были заблокированы.

 

Исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны отвечать условиям Положения о закупке Заказчика, разработанного в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019 г. № 5 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 24.04.2019 г. (с актуальными изменениями от  09.07.2021 г., действующими на момент размещения извещения о Закупке) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами настоящего дела 29.12.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32111002728) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Сбербанк - АСТ» (далее также – Оператор ЭП) по электронному адресу: https://utp.sberbank-ast.ru/ (процедура № SBR043-2112290005), Заказчиком была размещена совокупность электронных документов, составляющих закупочную документацию аукциона в электронной форме № 1300-C01-К-12-01633-2021 на право заключения договора поставки механо-технологического оборудования (далее – Документация), в том числе включающую в своё содержание извещение об осуществлении Закупки (далее – Извещение), инструкцию для участника закупки (далее – Инструкция), техническую документацию, проект договора и т.д.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.01.2022 г. в 09:00.

Дата подведения итогов: 03.02.2022 г.

Начальная (максимальная) цена (далее – НМЦ) договора – 55 058 679,47 руб.

Согласно п. 2.1 Положения, под аукционом понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора (цену лота) или цену единиц товаров, работ, услуг путём соответственно снижения НМЦ договора или цены единиц товаров, работ, услуг, указанной в извещении об осуществлении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

В силу п. 3.13 и абз. 1 п. 3.21 Положения, при осуществлении закупки заказчик (организатор закупки) в документации о Закупке вправе установить требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявок на участие в закупке.

В соответствии с абз. 2 п. 3.21 Положения и по смыслу ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках, обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путём внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, при этом выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке из числа предусмотренных заказчиком (организатором закупки) в извещении об осуществлении закупки, (документации) осуществляется участником закупки (абз. 3 п. 3.21 Положения).

Согласно условиям, закреплённым в п. 3.13, п. 3.21 Положения, ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках, п. 26 Извещения, Заказчиком установлено требование к обеспечению заявки на участие в Закупке в размере 1 101 173,59 руб., в п. 27 Извещения приведены банковские реквизиты Оператора ЭП (АО «Сбербанк-АСТ») в целях перечисления денежных средств для обеспечения заявки на участие в Закупке.

Вместе с тем, абз. 1 п.  10.4.1 Инструкции установлено, что в случае если извещением об осуществлении закупки предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке участник закупки в составе своей заявки на участие в закупке должен представить банковскую гарантию или платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (в случае, если регламентами, правилами, действующими на ЭП, указанной в извещении о закупке, не предусмотрен иной порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке).

Участник закупки, выбравший банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, должен представить её по Форме 3 настоящей инструкции, в соответствии с требовании Инструкции (абз. 2 п. 10.4.1 Инструкции).

В соответствии с абз. 3 п. 10.4.1 Инструкции, в случае внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, денежная сумма подлежит перечислению по реквизитам, указанным в Извещении, не позднее даты окончания подачи заявок на участие в закупке.

Перечисление денежных средств осуществляется участником закупки отдельно по каждому лоту в порядке, предусмотренном регламентом ЭП, указанной в извещении о закупке. Регламентами, действующими на ЭП, указанной в Извещении, может быть предусмотрено открытие участником закупки счёта на ЭП и перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на указанный счёт.

В этом случае, предоставление участником Закупки в составе заявки на участие в закупке платежного поручения о перечислении средств в качестве обеспечения заявки не требуется. Подтверждением предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке будет являться факт блокирования ЭП средств, имеющихся на счёте участника Закупки, в сумме требуемого обеспечения заявки.

Таким образом, из совокупности вышеизложенного следует, что участник Закупки самостоятельно избирает вид обеспечения заявки на участие в Аукционе, при этом:

- в случае избрания обеспечения посредством банковской гарантии, такой участник обязан предоставить в содержании заявки банковскую гарантию по Форме 3 в соответствии с требованиями Документации;

- в случае избрания вида обеспечения посредством внесения денежных средств на счёт Оператор ЭП, указанное обеспечение перечисляется в порядке, предусмотренном регламентом такой ЭП.

 

Порядок подачи, изменения и отзыва заявки на участие в Закупке закреплён в разделе 4 Регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» универсальной торговой платформы utp.sberbank-ast.ru (далее – Регламент), утверждённого генеральным директором АО «Сбербанк-АСТ» Н.Ю. Андреевым от 11.09.2020 г. (в последней актуальной редакции), где содержание п. 4.5 – 4.8 разд. 4 Регламента, в сущности, является идентичным п. 3.13, п. 3.21 Положения, ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках.

Согласно п. 1.2 разд. 1 Регламента, под лицевым счётом понимается отчётная форма, сформированная Оператором для осуществления учёта денежных средств Пользователя, направляемых им для обеспечения участия в закупках, денежных средств, направляемых в качестве обеспечения оплаты услуг Оператора (депозит Участника), а также денежных средств для оплаты услуг Оператора в соответствии с выбранным тарифом.

В соответствии с п. 4.10 разд. 4 Регламента, участие в процедуре закупки, в том числе по каждому лоту, возможно при выборе соответствующего тарифа, информация о котором размещена в открытой части торговой секции, либо при наличии на лицевом счёте Участника депозита для оплаты услуг Оператора, а также при наличии на лицевом счёте Участника денежных средств в размере обеспечения участия в закупке в случае, если требование об обеспечении заявки и перечислении таких средств обеспечения на реквизиты Оператора установлено в извещении.

В силу п. 4.12 разд. 4 Регламента, заявка на участие в процедуре закупки должна содержать согласие Участника на перечисление денежных средств обеспечения заявки на участие в закупке, указанных в п. 4.10 настоящего Регламента, на счет Заказчика в случае признания такого Участника уклонившимся от заключения договора и внесения его в РНП. При получении заявки на участие в процедуре закупки, в том числе по каждому лоту, Оператор блокирует денежные средства Участника, подавшего такую заявку, в размере обеспечения заявки, установленном в соответствии с п. 4.8 и 4.10. настоящего Регламента, присваивает ей номер и подтверждает в форме электронного документа, направляемого Участнику, подавшему заявку, её получение.

В свою очередь, согласно пп. 3 п. 2.1 (стр. 8) Инструкции участника по работе в торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» (далее – Инструкция ЭП), участие в процедуре закупки, в том числе по каждому лоту, возможно при наличии на лицевом счёте Участника на УТП депозита, достаточного для оплаты услуг Оператора, а также размера обеспечения участия в закупке в случае, если требование об обеспечении заявки установлено в извещении.

В соответствии с пп. 5 п. 2.1 (стр. 10) Инструкции ЭП, поля «В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия» и «Документы о предоставлении банковской гарантии» заполняются с учётом следующих особенностей:

1. В соответствии с Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014 г. в качестве обеспечения заявки может быть предоставлена банковская гарантия только СМСП в закупках, которые проводятся только для СМСП.

2. Участник может подать заявку на участие без наличия на площадке обеспечения заявки на участие, в случае если такое обеспечение установлено, при следующем условии: если установлено значение «да» в поле «Только для СМСП» * в извещении.

3. Работа с депозитом не меняется.

4. Участник также может предоставить обеспечение заявки на участие на площадку вместо банковской гарантии, в случае если обеспечение установлено и такое обеспечение перечисляется на площадку.

При это также, п. 2.1 (стр. 12) Инструкции ЭП закреплено, что при подаче заявки денежные средства в размере депозита и обеспечения, если требование об обеспечении установлено в извещении блокируются на лицевом счёте Участника. Если на лицевом счёте Участника недостаточно денежных средств для блокирования заявка будет автоматически отозвана системой.

Вместе с тем, согласно стр. 17 Инструкции участника по работе на УТП «Сбербанк-АСТ» в торговой секции «Закупки ПАО «Сбербанк», для предоставления обеспечения заявки на участие в виде денежных средств необходимо в соответствующем поле выбрать из справочника номер счёта участника, который используется для работы с обеспечением заявки на участие.

Для предоставления обеспечения заявки на участие в виде банковской гарантии необходимо приложить скан документа. Для этого необходимо нажать кнопку «Прикрепить» в поле «В качестве обеспечения заявки на участие предоставляется банковская гарантия».

Таким образом, по смыслу совокупности изложенных положений Регламента, Инструкций и Документации, участник рассматриваемой Закупки обладает возможностью выбора из двух видов обеспечения заявки: «Банковская гарантия» и «Перечисление средств на счёт ЭП», каждый из которых обладает своими особенностями, в частности:

- при выборе обеспечения посредством банковской гарантии, участник прикрепляет в соответствующее поле на ЭП банковскую гарантию, отвечающую требованиям закупочной документации Заказчика, которая, по сути и является обеспечением. Следует отметить, что в данном случае участник Закупки может не обладать суммой денежных средств на лицевом счёте, равной сумме обеспечения заявки, что свидетельствует об отсутствии проверки со стороны ЭП данного вида обеспечения.

- при выборе обеспечения заявки посредством перечисления денежных средств на ЭП, участник Закупки выбирает в соответствующем поле на ЭП счёт, на котором сумма денежных средств, равная сумме обеспечения будет заблокирована Оператором ЭП. В случае, если сумма, подлежащая блокированию, на момент подачи заявки на участие в Закупке будет отсутствовать на лицевом счёте участника, заявка такого участника будет возвращена системой ЭП, т.е. такой участник технически не сможет подать заявку на участие в Закупке.

В ходе изучения Комиссией Тюменского УФАС России материалов дела № 072/07/18.1-14/2022 установлено, что участником Аукциона – ООО «Электросила» избран вид обеспечения: «Банковская гарантия», посредством прикрепление 17.01.2022 г. в соответствующее поле файла: «Платёжка» формата pdf., что не соответствует фактически избранному Обществом виду обеспечения. Указанный факт подтверждается скрин-материалами, предоставленными как Заказчиком, так и самим Заявителем.

Документов и сведений, подтверждающих факт блокировки денежных средств Общества на счету ЭП, Заявителем в материалы настоящего дела не предоставлено. 

 

Протоколом № 1300-С01-К-12-01633-2021/Д/81 от 25.01.2022 г. зафиксировано, что на участие в обжалуемой Заявителем закупке подано 9 (девять) заявок, 2 (две) из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика, в том числе, заявка Общества со следующей формулировкой (цитирование): «п. 7.5.2 Положения о закупке – непредоставление участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, требуемого документацией о закупке».

Согласно п. 6.5.1 Положения, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявок на участие в закупке или отклонении от участия в закупке.

Пунктом 14.2.2 Инструкции определено, что конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в п.п. 6.5.2, 7.5.2, 8.5.2, 9.4.2 Положения о закупке применительно к соответствующему способу закупки.

Так, в соответствии с пп. 6 п. 7.5.2 Положения, конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае непредоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, требуемого документацией о закупке.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что Заявителем надлежащим образом не предоставлено обеспечение заявки на участие в рассматриваемой Закупке, что подтверждается:

- фактическим отсутствием банковской гарантии в составе заявки;

- отсутствием подтверждения блокировки денежных средств Оператором ЭП,-

следовательно, заявка Общества подлежала отклонению на основании п. 14.2.2 Инструкции, пп. 6 п. 7.5.2 Положения в связи с непредоставлением обеспечения заявки, соответственно, довод жалобы Заявителя не находит своего объективного подтверждения.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика, направленных на отклонение заявки Общества отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Электросила» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении аукциона в электронной форме № 1300-C01-К-12-01633-2021 на право заключения договора поставки механо-технологического оборудования (реестровый номер извещения: 32111002728) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Электросила» на действия акционерного общества «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении аукциона в электронной форме № 1300-C01-К-12-01633-2021 на право заключения договора поставки механо-технологического оборудования (реестровый номер извещения: 32111002728) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Ю.Д. Верзун

 

     

                                   

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны