Определение б/н без аннотации от 28 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 072/01/10-20/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

28.08.2019 г.                                                                                                        г. Тюмень

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) ... на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 26.08.2019 г. № 90 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом «Газпром газораспределение Север» (ИНН 7203058440...) и обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Север» (ИНН 7838042298...) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении порядка приостановления подачи газа, руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...», Заявитель) на действия акционерного общества «Газпром газораспределение Север» (далее – АО «Газпром газораспределение Север», Общество), выразившиеся в нарушении порядка приостановления подачи газа в многоквартирный дом.

В ходе рассмотрения заявления и представленных материалов, установлено следующее.

ООО «...» является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... (далее – многоквартирный дом).

В вышеуказанном многоквартирном доме имеется внутридомовое газовое оборудование для газовых плит.

08.07.2019 г. в аварийно-спасательную службу АО «Газпром газораспределение Север» поступила заявка № 2995-1 о прекращении подачи газа в многоквартирный дом.

08.07.2019 г. по результатам проведенного осмотра был составлен Акт аварийно-диспетчерского обслуживания сети газопотребления, в соответствии с которым нарушение режимов работы пункта редуцирования газа (далее – ПРГ) произошло вследствие срабатывания предохранительной системы ПРГ при повышении давления газа в сети газопотребления объекта. Нарушение режима работы ПРГ вызвано физическим износом рычажной системы регулятора ПРГ и нарушением герметичности обратного клапана ПКК.

08.07.2019 г. АО «Газпром газораспределение Север» направило в адрес Заявителя письмо, в котором указало, что на момент направления настоящего письма информация о наличии договора со специализированной организацией о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома отсутствует, что является нарушением требований Правил пользования газом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 (часть II, пункт 4, 6). Также Общество указало на необходимость заключения Договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования со специализированной организацией для восстановления газоснабжения в многоквартирном доме.

Как следует из пояснений Общества и представленных им документов, 31.10.2017 г. между АО «Газпром газораспределение Север» (Исполнитель) и Государственным бюджетным учреждением Тюменской области «...» (далее – ГБУ ..., Заказчик) заключен Договор № 3-АДО-17 на аварийно-диспетчерское обслуживание, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по аварийному перекрытию (аварийно-диспетчерскому обслуживанию) объектов Заказчика, в том числе, газопровода, расположенного по адресу: ... (приложение № 1 к Договору, п. 181).

Согласно Акту-Заданию на обслуживание пунктов редуцирования газа (требования ГОСТ Р 54983-2012) и Наряду-допуску № 65Л на производство газоопасных работ 11.07.2019 г. в рамках вышеуказанного Договора Обществом выполнен ремонт ПРГ.

Соответственно, последствия произошедшей аварии устранены 11.07.2019 г.

Согласно п. 3 Наряда-допуска № 65Л на производство газоопасных работ от 11.07.2019 г. Обществом был произведен текущий ремонт технических устройств ПРГ с отключением подачи газа или снижением давления у потребителя (ремонт регулятора давления газа).

Согласно п. 16 Наряда-допуска № 320Л на производство газоопасных работ от 11.07.2019 г. «работы выполнены в полном объеме, согласно технологической последовательности. Произведена контрольная опрессовка г/п воздухом давлением 5 кПа в течение 5 мин. Падения давления нет. Выполнена продувка г/п газом до полного вытеснения воздуха с отбором проб. Замечаний нет.»

Тем не менее, исходя из объяснений Общества, в соответствии с ГОСТ Р-54982-2012 специализированной организацией с целью восстановления подачи газа в сети газораспределения производится контрольная опрессовка сети газопотребления и пуск газа. Аварийная бригада не вправе выполнять работы по контрольной опрессовке и пуску газа.

Соответственно, согласно представленным Нарядам ремонт ПРГ и опрессовка сети газопотребления выполнены сотрудниками АО «Газпром газораспределение Север».

Несмотря на доводы Общества о прекращении подачи газа в многоквартирный дом по причине нарушения работы ПРГ, при решении вопроса о возобновлении подачи газа Общество ссылается на Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410.

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 (далее – Правила пользования газом).

В соответствии с абз. 9 п. 2 Правил пользования газом заказчиком является юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги).

В соответствии с абз. 10 п. 2 Правил пользования газом исполнителем является специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно абз. 12 п. 2 Правил пользования газом под приостановлением подачи газа понимается совокупность действий технического характера (в том числе перекрытие запорной арматуры), которые выполняются исполнителем в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, и результатом которых является прекращение подачи газа к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию.

Пунктами 78 и 80 Правилами пользования газом установлено право исполнителя (АО «Газпром газораспределение Север») приостановить подачу газа и основания возникновения такого права.

В соответствии с п. 78 Правил пользования газом исполнитель имеет право приостановить подачу газа без предварительного уведомления заказчика в следующих случаях:

а) совершение действий по монтажу газопроводов сетей газопотребления и их технологическому присоединению к газопроводу сети газораспределения или иному источнику газа, а также по подключению газоиспользующего оборудования к газопроводу или резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установке сжиженных углеводородных газов без соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации (самовольная газификация);

б) невыполнение в установленные сроки вынесенных органами жилищного надзора (контроля) письменных предписаний об устранении нарушений содержания внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;

в) проведенное с нарушением законодательства Российской Федерации переустройство внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, ведущее к нарушению безопасной работы этого оборудования, дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного дома или домовладения.

В соответствии с п. 80 Правил пользования газом исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в следующих случаях:

а) отказ заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (при условии соблюдения положений, предусмотренных пунктами 48 - 53 настоящих Правил);

б) отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

в) истечение у внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (отдельного оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам диагностирования - истечение продленного срока службы указанного оборудования.

Исходя из имеющихся материалов, в соответствии с пп. «б» п. 80 Правил пользования газом в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика.

Согласно п. 81 Правил пользования газом до приостановления подачи газа в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил исполнитель обязан направить заказчику 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1-го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2-го уведомления.

Документов, подтверждающих уведомление Заявителя о предстоящем приостановлении подачи газа, не представлено. Иных оснований, предусмотренных Правилами пользования газом, подтверждающих обоснованность приостановления подачи газа, не усматривается.

Соответственно, АО «Газпром газораспределение Север» нарушило порядок приостановления подачи газа, а именно п. 80 Правил пользования газом.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

В соответствии с Приказом от 14.11.1997 г. № 121/1 АО «Газпром газораспределение Север» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон о газоснабжении) газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

В соответствии с абз. 10 ст. 2 Закона о газоснабжении под поставщиком (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

Поставщиком газа в данном случае является ООО «Газпром межрегионгаз Север» - управляющая организация АО «Газпром газораспределение Север» (согласно сведениям из ЕГРЮЛ).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Таким образом, действия АО «Газпром газораспределение Север» и ООО «Газпром межрегионгаз Север», занимающих доминирующее положение на рынке реализации (поставки) природного газа и транспортировки газа по трубопроводам, выразившихся в нарушении порядка приостановления подачи газа в многоквартирный дом, расположенный по адресу ..., содержат признаки нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, что привело к ущемлению интересов управляющей компании данного дома – ООО «...», в сфере предпринимательской деятельности, а именно к непредставлению Заявителю возможности заключить Договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в предоставленный Правилами № 410 срок и невозможности надлежащего осуществления ООО «...» деятельности по управлению многоквартирным домом.

Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии Председатель Комиссии,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 072/01/10-20/2019 к рассмотрению на «01» октября 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб.401.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-20/2019 в качестве заявителя ООО «...».

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-20/2019 в качестве ответчиков по делу группу лиц – АО «Газпром газораспределение Север» и его управляющую организацию ООО «Газпром межрегионгаз Север».

4. Ответчику – АО «Газпром газораспределение Север», в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее «26» сентября 2019 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:

4.1 Письменные мотивированные объяснения относительно вменяемого правонарушения;

4.2. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной АО «Газпром газораспределение Север» в результате осуществления деятельности по оказанию услуг по транспортировке, передаче газа за 2018 г. на территории Тюменской области;

4.3. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной АО «Газпром газораспределение Север» от реализации всех товаров, работ и услуг за 2018 г., с приложением документов налоговой отчетности;

4.4. Договор передачи, транспортировки газа, заключенный между АО «Газпром газораспределение Север» и газоснабжающий организацией, в отношении объектов, расположенных по адресу: ...;

4.5. Письменные мотивированные объяснения относительно порядка взаимодействия АО «Газпром газораспределение Север» и газоснабжающей организации при приостановлении подачи газа (в том числе, об инициаторе начала процедуры; о лице, непосредственно осуществляющем прекращение подачи газа и т.д.).

4.6. Документы, регламентирующие порядок действий по устранению аварий/инцидентов на системах газоснабжения (регламент и т.п.);

4.7. Письменные мотивированные объяснения относительно отсутствия технической возможности восстановления Обществом подачи газа в многоквартирном жилом доме, расположенном по ..., по причине отсутствия заключенного Договора на ТО ВДГО со специализированной организацией (со ссылками на нормативные акты; с приложением документов, подтверждающих доводы Общества);

4.8. Иные документы и сведения, относящиеся к предмету рассмотрения настоящего дела;

5. Ответчику – ООО «Газпром межрегионгаз Север», в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее «26» сентября 2019 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:

5.1 Письменные мотивированные объяснения относительно вменяемого правонарушения;

5.2. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной ООО «Газпром межрегионгаз Север» в результате осуществления деятельности по оказанию услуг по поставке газа за 2018 г. на территории Тюменской области;

5.3. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной ООО «Газпром межрегионгаз Север» от реализации всех товаров, работ и услуг за 2018 г., с приложением документов налоговой отчетности;

5.4. Договор поставки газа, заключенный в отношении объектов, расположенных по адресу: ....

5.5. Всю переписку с АО «Газпром газораспределение Север» по вопросу прекращения подачи газа в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., в том числе, заявку на отключение и т.д.

 

Тюменское УФАС России обращает внимание, что информацию необходимо представить по каждому пункту настоящего определения. В случае отсутствия запрашиваемой информации необходимо в письменной форме сообщить об этом в Тюменское УФАС России в установленный срок.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Представителям лиц, участвующих в деле, для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела; документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности; документы, удостоверяющие личность.

 

 

 

...

Связанные организации

Связанные организации не указаны