Решение №072/07/18.1–15/2022 Признать жалобу необоснованной. от 17 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ
по делу № 072/07/18.1–15/2022
Резолютивная часть решения оглашена 16.02.2022 года
В полном объёме решение изготовлено 17.02.2022 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Верзун Ю.Д - |
заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок; |
Члены комиссии: |
Попов Г.Ф. - |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
|
|
Романенко В.В. - |
специалист I разряда отдела контроля закупок,
|
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–15/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Интехнова» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» (далее также – Заказчик, ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город») при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 169/22-ГК на право заключения договора поставки запасных частей с принадлежностями к медицинской радиотерапевтической системе «Elekta» (далее также – Товар), реестровый номер извещения: 32211084162 (далее также – Закупка), в присутствии
представителей Заявителя:
1) <...> (на основании решения единственного учредителя № 5 от 15.03.2019 г.);
2) <...> (на основании доверенности б/н от 15.02.2022 г.);
3) <...> (на основании доверенности б/н от 15.02.2022 г.),
представителя Заказчика:
<...> (на основании доверенности № 15 от 26.01.2022 г.),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 08.02.2021 г. (дата и время фактического поступления: 07.02.2022 г. в 20:52) поступила жалоба (вх. № 1166, № 1167) ООО «Интехнова» на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 169/22-ГК на право заключения договора поставки запасных частей с принадлежностями к медицинской радиотерапевтической системе «Elekta» (далее также – Договор), реестровый номер извещения: 32211084162.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что котировочная документация, сформированная Заказчиком не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а именно:
- техническое задание не устанавливает требований в отношении конкретной страны происхождения Товара, а п. 1.5.1 проекта Договора не допускает возможность изменения страны его происхождения, при том обстоятельстве, что компания-производитель Товара – «Elekta» имеет производственные предприятия, как минимум в трёх различных странах (Великобритания, США и Швеция), что объективно даёт Заказчику возможность отказаться от приёмки Товара в случае его поставки из страны, не указанной в заявке. При этом, участник Закупки на момент подачи заявки не может (не должен) знать, какая именно страна будет являться страной происхождения Товара;
- п. 2.3 и 3.2 проекта Договора, устанавливают к его исполнителю избыточные, не предусмотренные действующим законодательством требования о необходимости предоставления Заказчику сертификат соответствия на Товар;
- п. 2 Описания объекта закупки извещения содержит некорректный каталожный номер (1006511) запасной части – Электронной платы (актуальным номером является: 1503439), при этом в закупочной документации также отсутствуют реквизиты каталога, используемого Заказчиком, что нарушает правила описания товара, исключая возможность установления соответствия поставляемого Товара действительным потребностям Заказчика;
- п. 4.1.1 проекта договора, Заказчиком установлены нереалистичные сроки выполнения поставки Товара – 3 календарных дня.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что закупочная документация, сформированная и утверждённая Заказчиком в полном объёме соответствует требованиям действующего законодательства РФ, прав и законных интересов Заявителя не нарушает, в частности отметил следующее:
- в силу п. 10.1 Положения и п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, у Заказчика отсутствуют правовые основания включать в содержание технического задания требования о конкретной стране происхождения Товара, при этом закупочная документация не устанавливает запретов и ограничений на указание участником Закупки в своей заявке несколько стран происхождения Товара;
- п. 2.3 и 3.2 проекта договора являются законодательно типовым логическим продолжением п. 2.1 проекта договора, где установлено, что сертификат соответствия на Товар предоставляется в соответствии с действующим законодательством РФ, и в случае, если его предоставление в силу Закона не требуется, у исполнителя по договору нет основания для его предоставления Заказчику, согласно п. 2.3 и 3.2 проекта договора;
- п. 2 Описания объекта Закупки является собственной потребностью Заказчика в указанном Товаре, сформированной на основании сервисного каталога запчастей производителя системы, имеющейся в наличии у Заказчика, где и содержатся сведения о каталожном номере запасной части: «электронная плата, драйвер видеокамеры коллиматора, Camera control unit 1006511 к системе радиотерапевтической медицинской Elekta».
- срок выполнения поставки Товара – 3 календарных дня, установленный в п. 4.1.1 проекта Договора обусловлен потребностью Заказчика в скорейшем восстановлении работоспособности медицинского радиотерапевтического оборудования – системы «Elekta», используемого для оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
Исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны отвечать условиям Положения о закупке Заказчика, разработанного в соответствии с Законом о закупках.
Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» от 14.05.2021 г. № 11 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 17.05.2021 г. в 09:28 (с актуальными изменениями, действующими на момент размещения извещения о Закупке) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).
Как установлено материалами настоящего дела 31.01.2022 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211084162) и на сайте оператора электронной торговой площадки –общества с ограниченной ответственностью «Центр Электронных Торгов» по электронному адресу: https://torgi223.ru/ (далее – ЭП), Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 169/22-ГК на поставку запасных частей к системе радиотерапевтической медицинской Elekta с принадлежностями (далее – Извещение).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.02.2022 г. в 08:00.
Начальная (максимальная) цена (далее – НМЦ) договора – 5 620 188,93 руб.
Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения запроса котировок в электронной форме регламентируется разделом 20 Положения о закупке Заказчика.
Согласно п. 20.1 разд. 20 Положения, под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при которой информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках и по смыслу пп. 3 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объёма выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, пп. 17 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках закреплено, что извещение о запросе котировок в электронной форме должно содержать требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
К извещению о проведении запроса котировок в электронной форме должно быть приложено описание предмета (объекта) закупки (пп. 1 абз. 2 п. 20.4 разд. 20 Положения).
Во исполнение вышеуказанных требований Закона о закупках и Положения, пунктом 4.1 Извещения установлено, что функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики определены Приложением № 1 к Извещению, являющимся Описанием предмета (объекта) Закупки (далее – Описание) и представляющим собой табличную форму, пунктом 2 которой определено, что Заказчику необходима к поставке (Цитирование): «электронная плата. драйвер видеокамеры коллиматора в модификации MLCi2, Camera control unit, Part number item 1006511. Полная совместимость с линейным ускорителем электронов Elekta,s\n 151972, г.в. 2009.»,- в количестве 1 единицы.
Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 2 п. 10.1 разд. 10 Положения, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Таким образом, смысл довода жалобы Заявителя о том, что Заказчиком не установлены требования к конкретной стране происхождения товара противоречит условиям п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках пп. 3 абз. 1 п. 20.4 разд. 20 Положения и требованиям п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 2 п. 10.1 разд. 10 Положения, свидетельствуя о его необоснованности.
Кроме того, рассмотрев сущность требований Извещения к котировочной заявке участника Закупки, Комиссия Управления поддерживает довод Заказчика о том, что котировочная документация не содержит запрета на указание в содержании заявки нескольких стран происхождения предполагаемого к поставке Товара, что объективно исключает нарушение прав и законных интересов Общества.
В отношении довода жалобы Заявителя о том, что п. 2 Описания содержит некорректный каталожный номер: 1006511, так как актуальным, по мнению Заявителя, является номер: 1503439, Комиссия Тюменского УФАС России полагает целесообразным указать следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным Законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг, закреплённые в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
По смыслу указанного, основной задачей законодательства о закупках для отдельных юридических лиц, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать существующим потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Соответственно, указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться антимонопольным органом как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.
Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с Законом о закупках, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г.
При этом, в ходе рассмотрения содержания указанного довода жалобы Заявителя, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что требования п. 2 Описания Извещения к каталожному номеру запчасти (1006511) необходимой Заказчику к поставке, повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе информационной открытости Закупки и обеспечения отсутствия ограничения конкуренции, что в частности подтверждается совокупностью следующих обстоятельств:
1) в обоснование указания в п. 2 Описания Извещения каталожного номера: 1006511, Заказчиком в материалы дела № 072/07/18.1-15/2021 предоставлены следующие документы и сведения:
- сервисный каталог запасных частей: «Elekta Oncology Products» Service Parts Catalog (Article number: 4513 370 2305 04 (07/2009), где п. 2 таблицы 26.13 (стр. 26-27) приведён «Part number: 1006511» (каталожный номер);
- письмо предприятия-изготовителя оборудования «Elekta» от 01.02.2022 г. (исх. № 2022020101), из содержания абз. 2 которого следует (цитирование): «Упомянутые в Вашем запросе каталожные номера для запчастей типа камеры многолепесткового коллиматора (45133328445, 1006512 и 15034338) и электронной платы управления (1006511 и 1503439) не противоречат друг другу и являются валидными каталожными номерами для разных годов выпуска обеих деталей.»,-
что подтверждает, как саму потребность Заказчика в Товаре именно с указанным в п. 2 описания Извещения каталожного номера: 1006511, так и равнозначность приведённых сторонами каталожных номеров (1006511 и 1503439), в зависимости от года производства оборудования.
2) Заявитель жалобы достоверно и безошибочно установил, какой именно Товар необходим к поставке Заказчику, дополнительно указав на «некорректность» каталожного номера такого Товара, что объективно исключает нарушение со стороны Заказчика принципа информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках);
3) Заказчиком дан ответ на запрос разъяснения заинтересованного лица об обстоятельствах, в сущности идентичных содержанию рассматриваемого довода жалобы Заявителя;
4) Заявителем в материалы настоящего не предоставлены какие-либо документы и сведения, как подтверждающие нарушение его прав и законных интересов обжалуемыми действиями Заказчика, направленными на указание в п. 2 Описания Извещения каталожного номера: 1006511, так и указывающие какие именно нормы права нарушены фактом неразмещения Заказчиком в содержании Извещения
На основании изложенного, учитывая специфику Товара, а также приведённые Заказчиком доказательства, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что установление в п. 2 Описания Извещения каталожного номера необходимого к поставке Товара: 1006511, не является нарушением Закона о закупках и не может рассматриваться Управлением как фактор, ограничивающий конкуренцию.
В свою очередь в отношении доводов жалобы Заявителя о том, что Заказчиком установлено избыточное требование о предоставлении сертификата соответствия на Товар и необоснованно короткий срок поставки Товара – 3 календарных дня, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пп. 2 абз. 2 п. 20.4 разд. 20 Положения, к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме должен быть приложен проект договора.
Так, п. 19 Извещения определено, что приложением к Извещению о Закупке, является, в том числе, Приложение № 2 – Проект договора, п. 2.3 которого установлено, что расчёт с поставщиком за поставленные Товары осуществляется Заказчиком в рублях РФ путём перечисления денежных средств на расчётный счёт поставщика: оплата по факту поставки товара в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком документов о приёмке, подтверждающих поставку товара: соответствующие счёта, счета-фактуры и товарные накладные на Товар, копии сертификатов соответствия и другие необходимые документы в двух экземплярах. Оплата Заказчиком производится при наличии надлежаще оформленных Поставщиком документов: счетов, счетов- фактур, товарных накладных оформленных в соответствии с Налоговым кодексом РФ, условиями настоящего Договора, нормами действующего законодательства РФ.
В данном случае необходимо отметить, что п. 2.3 Проекта договора, в сущности, согласуется с п. 3.1 Проекта договора, где закреплено, что качество товара должно соответствовать государственным стандартам (ГОСТ), техническим регламентам, техническим условиям (ТУ), требованиям завода-изготовителя, подтверждаться сертификатами соответствия и иной необходимой документацией на данный вид товара, являющийся предметом настоящего договора, в соответствии с действующим законодательством РФ, а также требованиям Заказчика, установленным в Спецификации.
При этом, п. 3.2 Проекта договора установлено, что вместе с товаром в момент поставки поставщик передаёт Заказчику следующие надлежаще оформленные документы, подтверждающие качество данного товара требованиям пункта 3.1. настоящего Договора:
а) сертификаты соответствия;
б) регистрационные удостоверение;
в) копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в части технического обслуживания медицинской техники (монтаж и наладка медицинской техники, контроль технического состояния медицинской техники, периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники).
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика дополнительно пояснил, что требования п. 3.2 Проекта договора являются типовыми, следующими из условий ст. 456 ГК РФ, при этом данные требования должны рассматриваться в неотъемлемой совокупности с п. 3.1 Проекта договора и т.к. Товар необходимый Заказчику к поставке не подлежит обязательной сертификации, сертификат соответствия, подтверждающий его обязательную сертификацию не предоставляется поставщиком в силу требований действующего законодательства РФ.
Учитывая изложенное, по смыслу п. 3.1, 2.3 Проекта договора, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что требование пп. «а» п. 3.2 Проекта договора являются обязательными к исполнению стороной Договора (поставщиком), только в случае соответствия такого требования условиям действующего законодательства РФ (п. 3.1 Проекта договора), применительно к конкретному виду Товара, подлежащему обязательной сертификации, следовательно, в случае если в соответствии с п. 3.1 Проекта договора конкретный товар относится к категории товаров не подлежащих обязательной сертификации, условия пп. «а» п. 3.2 Проекта договора к такому товару не применимы в силу Закона.
Так, в рассматриваемом случае Комиссия Управления не усматривает в действиях Заказчика нарушение прав и законных интересов Общества.
Кроме того, Комиссия Управления полагает должным образом не доказанным Заявителем факт невозможности поставки Товара, необходимого Заказчику в срок, установленный п. 4.1.1 Проекта договора – 3 календарных дня. Приведённые Обществом в материалы дела доказательства (скрин-материалы фирмы доставки «FedEx») не опровергаю возможность поставки Товара в установленный Заказчиком срок, так как отражают частные возможности конкретного хозяйствующего субъекта (FedEx).
С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Извещения отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Интехнова» на действия ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 169/22-ГК на право заключения договора поставки запчастей с принадлежностями к медицинской радиотерапевтической системе «Elekta» (реестровый номер извещения: 32211084162) удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интехнова» на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 169/22-ГК на право заключения договора поставки запасных частей с принадлежностями к медицинской радиотерапевтической системе «Elekta» (реестровый номер извещения: 32211084162) необоснованной.
Председатель Комиссии: |
Ю.Д. Верзун |
|
Члены Комиссии:
|
Г.Ф. Попов |
|
|
В.В. Романенко |
|
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.