Решение №РНП-72-119/2020 уклонение от заключения контракта от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП-72-119/2020 о проверке факта уклонения участника закупки от заключения контракта

23 сентября 2020 года                                                                                               г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

в отсутствие представителя государственного заказчика: Войсковая часть 3059 (далее также – заказчик) извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

с участием индивидуального предпринимателя М (далее также – индивидуальный предприниматель, участник закупки),

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи «True Conf» обращение заказчика Войсковой части 3059 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя М (ИНН ) и осуществив проверку факта уклонения индивидуального предпринимателя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на монтаж автоматической пожарной сигнализации (реестровый номер закупки 0367100015320000022),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 16.09.2020 поступило обращение Войсковой части 3059 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя М (ИНН ) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на монтаж автоматической пожарной сигнализации.

Тюменским УФАС России обращение заказчика в порядке, установленном частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению.

Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта.

Индивидуальный предприниматель извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается материалами дела. Кроме того, от индивидуального предпринимателя поступили письменные пояснения (вх.№ 9429 от 18.09.2020) которые приобщены к материалам дела.

Из поступивших пояснений следует, что индивидуальный предприниматель принял к себе на работу специалиста по закупкам С. на которую была возложена обязанность по участию в государственных (муниципальных) закупках (поиску закупки, подаче заявок, ценовых предложений и прочее). Указанный специалист, не поставив в известность индивидуального предпринимателя, подала заявку на участие в электронном аукционе с реестровым номером 0367100015320000022. После того, как стало известно о том, что индивидуальный предприниматель М. признан победителем указанного электронного аукциона, специалистом С. было сообщено индивидуальному предпринимателю о том, что он признан победителем электронного аукциона и необходимо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом, индивидуальный предприниматель сообщил указанному специалисту, что денежные средства на обеспечение исполнения контракта у него имеются, при этом денежные средства на материалы которые потребуются при исполнении государственного контракта у предпринимателя отсутствуют. Поскольку в качестве обеспечения исполнения контракта требовалось внести денежные средства в сумме 39 000,00 рублей и данной суммы не оказалось на специальном счете, было принято решение об оформлении банковской гарантии, однако как пояснил индивидуальный предприниматель, банковскую гарантию без его личного присутствия указанному специалисту С. банк не одобрил. Просит Комиссию не включать сведения о нём в РНП.

Изучив представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.

В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.

В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

            В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Комиссией установлено, что Войсковая часть 3059, являясь государственным заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на монтаж автоматической пожарной сигнализации, с начальной (максимальной) ценой контракта 390 000,00 рублей.

Реестровый номер закупки: 0367100015320000022

Предмет закупки: монтаж автоматической пожарной сигнализации

Заказчик: Войсковая часть 3059

Оператор электронной площадки: ООО «РТС-тендер»

Начальная (максимальная) цена контракта: 390 000,00 рублей

Дата принятия протокола подведения итогов электронного аукциона: 17.08.2020

Дата размещения протокола подведения итогов в ЕИС в сфере закупок: 17.08.2020

Победитель: индивидуальный предприниматель М

Основание уклонения: заказчиком указывается на не подписание индивидуальным предпринимателем в регламентированный срок проекта контракта, а также не предоставление обеспечения исполнения контракта.

В поступившем в антимонопольный орган обращении муниципального заказчика указывается, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2020 победителем электронного аукциона признан индивидуальный предприниматель М с предложением по цене контракта 281 150,00 рублей.

19.08.2020 государственным заказчиком размещен в ЕИС в сфере закупок для подписания проект государственного контракта.

Регламентированный срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона составлял до 24.08.2020, 23 часов 59 минут включительно.

Из материалов дела усматривается, что в нарушение части 3, части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе индивидуальным предпринимателем не подписан в регламентированный срок проект государственного контракта, а также не предоставлено обеспечение исполнения контракта.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для принятия со стороны заказчика решения о признании индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта оформленного протоколом № 2 от 16.09.2020.

В обоснование причин не подписания проекта государственного контракта индивидуальный предприниматель указал, что он не был поставлен в известность о самом факте участия в электронном аукционе, и как следствие признание победителем, поскольку вопросами участия в государственных (муниципальных) закупках занимался сотрудник – специалист по закупкам, принявшей самостоятельное решение об участии в рассматриваемом электронном аукционе. Кроме того, указывает на отсутствие денежных средств, необходимых на закупку материалов для исполнения контракта.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, соответственно, для признания каких-либо обстоятельств непреодолимой силой необходимо доказать факт невозможности со стороны участника гражданского оборота повлиять на избежание данных обстоятельств.

В настоящем случае Комиссия полагает, что рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому предприниматель, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения государственного контракта имеет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момент подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.

Индивидуальный предприниматель в рассматриваемом случае принял на себя все риски связанные с процедурой заключения контракта, следовательно, ответственность за несвоевременное подписание проекта контракта в рассматриваемом случае полностью относится на индивидуального предпринимателя. Какой-либо доверенности на право пользования электронно-цифровой подписью на ответственного сотрудника индивидуальный предприниматель не оформлял.

С учетом представленных документов, следует, что индивидуальный предприниматель обладал технической возможностью на совершение необходимых действий, связанных с заключением государственного контракта, возникновение подобной ситуации стало возможным вследствие ненадлежащей внутренней организации работы индивидуального предпринимателя, поскольку им не были надлежащим образом урегулированы полномочия по процедуре подачи заявки на участие в закупках, не урегулированы вопросы уведомлений о действиях сотрудника, более того, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что индивидуальный предприниматель фактически самоустранился от подписания контракта.

Индивидуальный предприниматель не уведомлял заказчика о наличии каких-либо объективных трудностей связанных с подписанием контракта и предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Приведенные индивидуальным предпринимателем доводы по мнению Комиссии не могут служить основанием для освобождения лица от мер публичного контроля, поскольку исходя из положений статьи 83.2 Закона о контрактной системе не подписание государственного контракта является самостоятельным основанием для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, что в свою очередь, является основанием для включения сведений в РНП в соответствии с императивной нормой статьи 104 Закона о контрактной системе.

В этой связи, Комиссия приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя М в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные заказчиком Войсковой частью 3059 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя М (ИНН ) по факту уклонения от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на монтаж автоматической пожарной сигнализации (реестровый номер закупки 0367100015320000022), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя М (ИНН ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны