Решение №072/07/18.1–39/2022 Признать жалобу необоснованной. от 23 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–39/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 23.03.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д                 -

заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Логинова Н.В.              -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                   -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–39/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «КРУСТ» на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также – Заказчик, ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также – СМСП) на право заключения договора поставки оборудования для инклюзивного образования (далее также – Товар), реестровый номер извещения: 32211171497 (далее также – Закупка, Аукцион), в присутствии

представителя Заявителя:

<...> (на основании доверенности № 31-12-2020/8 от 31.12.2022 г.),

представителя Заказчика:

<...> (на основании доверенности № 140 от 27.04.2021 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 10.03.2022 г. в 15:54 поступила жалоба (вх. № 2210) ООО «КРУСТ» на действия ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора поставки оборудования для инклюзивного образования (реестровый номер извещения: 32211171497).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что совокупность требований Заказчика к техническим характеристикам необходимого к поставке товара (Портативный тактильный дисплей Брайля), зафиксированного в п. 5 Описания объекта Закупки аукционной документации свойственна только для товара (цитирование): «Дисплей Брайля, модель: Focus 40 Blue V5 производства: Vispero (США), линейка товаров Freedom Scientific».

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснили, что п. 5 Описания объекта закупки закупочной документации, сформированный и утверждённый Заказчиком в полном объёме соответствует требованиям действующего законодательства РФ, прав и законных интересов Заявителя не нарушает, возможность участия в Закупке не ограничивает.

 

Так, исследовав предоставленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны отвечать условиям Положения о закупке Заказчика, разработанного в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, заместителем Министра здравоохранения РФ И.А. Хоровой 21.12.2018 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России (далее – Положение, Положение о закупке), которое 26.12.2018 г. в 15:08 (с актуальными изменениями, действующими на момент размещения извещения о Закупке от 08.07.2021 г.) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами настоящего дела 25.02.2022 г. (с изменениями от 05.03.2022 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211171497) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по электронному адресу: http://roseltorg.ru, Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки и документация об аукционе в электронной форме (среди СМСП) на поставку оборудования для инклюзивного образования (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.03.2022 г. в 10:00.

Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦ) – 5 765 693,60 руб.

Согласно ч. 18 ст. 3.2 Закона о закупках и по смыслу абз. 1 преамбулы Положения (Термины, определения и сокращения), под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 16 п. 1.8.2 Положения, в документации об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 1 п. 1.8.2 Положения закреплено, что документация о конкурентной закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке и отгрузке, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Во исполнение вышеуказанных требований Закона о закупках и Положения, пунктом 6.1 Документации, и п. 11 Информационной карты Документации установлено, что описание предмета закупки изложено в Разделе III к Документации, являющимся Описанием предмета закупки (далее – Описание) и представляющим собой Спецификацию, в том числе, табличной формы, пунктом 5 которой определено, что Заказчику необходима к поставке следующий Товар (цитирование):

 

Наименование товара

Требования к функциональным характеристикам товара

Портативный тактильный дисплей Брайля

- бесшовный дизайн между ячейками – наличие или отсутствие

- не менее 40 обновляемых ячеек Брайля

- оснащение Bluetooth версии не ниже 4.1 – наличие

- возможность переключения между не менее 5 устройствами

- клавиатура в стиле Перкинс - наличие

- количество клавиш – не менее 8

Устройство имеет:

- клавиши маршрутизации курсора над каждой ячейкой Брайля – не менее 40

-  кнопки навигации и кнопки клавиш

- наличие не менее 2 клавиш панорамирования на передней панели

- не менее 2 кнопок-качелек для перемещения по строке

- не менее 2 клавиш выбора

- не менее 1 клавиш Shift

- кнопки переключения режимов расположены с обеих сторон дисплея для быстрого перемещения по файлам, спискам, меню, а также строкам, предложениям, параграфам или по документу

- устройство отображает дату и время

-  устройство имеет блокнот для заметок с возможностью чтения книг в формате BRF

-  наличие возможности подключения по USB

-  наличие разъема микро USB-C

-  наличие возможности использования дисплея без его извлечения из защитного кейса

- при использовании программного обеспечения JAWS, устройство поддерживает режим интерактивного инструмента для обучения и преподавания Брайля

- корпус устройства прочный, элементы корпуса выполнены из металла

- обязательно наличие бампера на корпусе для поглощения ударов

- устройство работает с устройствами iOS 11 и Android

Размеры: не более 370 мм x 85 мм x 25 мм, вес не более 700 г.

В комплект поставки входит переносная сумка и зарядное устройство для батареи

 

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что совокупность технических характеристик п. 5 Описания, является объективной потребностью Заказчика и не может быть рассмотрена, как фактор ограничивающий конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов товарного рынка, так как частная (индивидуальная) невозможность предоставления товара, соответствующего потребности Заказчика (с необходимыми ему техническими характеристиками), не свидетельствует об ограничении возможности конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов.

Кроме того, представитель Заказчика указал, что в его действиях отсутствует нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, ввиду свободного обращения на товарном рынке РФ Товаров с характеристиками, соответствующими фактической потребности Заказчика, а также как минимум двух наименований товара, помимо указанного Обществом, страной происхождения которых является Китай, в полном объёме соответствующих требованиям п. 5 Описания Документации:

  - дисплей Брайля MegaBraille 40n (поставщик – ООО «Ведикор»);

- Брайлевский дисплей SBF-40 (поставщик – ООО «ИНВАТЕХПРОМ»),-

что не отражено в содержании жалобы Заявителя и отсутствует в предоставляемом им «анализе рынка». Иного Заявителем не доказано.

 

В свою очередь, согласно п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 1 п. 10.1 разд. 10 Положения, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом, в силу п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки.

Пунктом 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках закреплено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Так, проанализировав содержание заявленного довода жалобы и совокупность требований ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 1 п. 1.8.2 Положения, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение п. 5 Описания, нарушений указанных положений действующего законодательства РФ, свидетельствуя о его необоснованности.

Доказательства, объективно опровергающие указанный вывод (о правомерности действий Заказчика в обжалуемой части), Заявителем в материалы настоящего дела (№ 072/07/18.1-39/2022) не предоставлены. Равным образом, в материалах данного дела отсутствуют документы и сведения, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Заявителя, обжалуемыми действиям Заказчика, в том числе подтверждающих факт невозможности подачи заявки на участие в Закупке, на который ссылается Заявитель.

Кроме того, в рассматриваемом случае, Комиссия Управления отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к техническим характеристикам (потребительским свойствам) Товара, ещё не свидетельствует о нарушении последним условий и положений, зафиксированных в Законе о закупках и Положении о закупках Заказчика, а лишь отражает позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям, что не умоляет законности существующей потребности Заказчика, выраженной в Описании Документации.

 

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России полагает целесообразным указать на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках и п. 1.2.1 Положения, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным Законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг, закреплённые в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 3 п. 1.2.6 Положения, при закупке товаров заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение таких товаров и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Пунктом 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с Законом о закупках, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г., закреплено, что основной задачей законодательства о закупках для отдельных юридических лиц, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать существующим потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться антимонопольным органом как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.

При этом, по результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией Тюменского УФАС России достоверно не установлено, что требования Заказчик к Товару, зафиксированные в п. 5 Описания Документации, повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), в том числе информационной открытости Закупки и обеспечения отсутствия ограничения конкуренции.

Кроме того, остаются надлежащим образом неподтверждёнными (необоснованными) Заявителем жалобы следующие аспекты настоящего дела:

- влияние поименованных в жалобе характеристик (с которыми Заявитель не согласен) на возможность поставки Товара, соответствующего требованиям Заказчика;

- факт того, что заявленным пунктом 5 Описания Документации техническим характеристикам отвечает только один товар: «Дисплей Брайля, модель: Focus 40 Blue V5 производства: Vispero (США), линейка товаров Freedom Scientific»;

- факт невозможности и (или) технической, экономической, юридической сложности поставки Товара, соответствующего Описанию Документации;

- факт ограничения конкуренции посредством установления обжалуемых Заявителем характеристик Товара,-

что также свидетельствует о правовой несостоятельности изложенной в жалобе позиции.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение Описания Документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «КРУСТ» на действия ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора поставки оборудования для инклюзивного образования (реестровый номер извещения: 32211171497) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «КРУСТ» на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки оборудования для инклюзивного образования (реестровый номер извещения: 32211171497) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Н.В. Логинова

 

     

                                   

Г.Ф. Попов

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны