Решение б/н реклама финансовых услуг от 8 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №072/05/28-20/2019

08.07.2019 г. г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>

<…>

- главный специалист-эксперт отдела КСЗ;

 

- специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № 072/05/28-20/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, в присутствии ИП <…>. (предъявлен паспорт гражданина РФ);

в отсутствии представителей:

- АНО «Информационно-издательский центр «Знамя правды» (уведомлено надлежащим образом);

- редакции газеты «Знамя правды» (уведомлено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя),

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России поступило заявление Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (вх. № 3330 от 12.04.2019 г.) о распространении на стр.8 общественно-политической газеты Упоровского района Тюменской области «Знамя правды» выпуск №14 от 21.02.2019г. ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Finans Geschaft предлагает: - кредиты до 65 000 руб. на любые цели; - займы под материнский капитал (деньги в день сделки), Адрес: с. Упорово, здание Сбербанка, 2 этаж. Тел: 8-952-687-20-30».

Определением от 25.04.2019 г. по данному факту было возбуждено дело о нарушении рекламного законодательства №072/05/28-20/2019 в отношении АНО «Информационно-издательский центр «Знамя правды».

Представитель АНО «Информационно-издательский центр «Знамя правды» пояснил, что рассматриваемая реклама поступила в отдел продаж по электронной почте 15.02.2019г. от ИП <…>. (ИНН 720703905076, ОГРНИП 315723200051579, адрес регистрации: г. <…>).

Определением от 24.05.2019 рассмотрение дела № 072/05/28-20/2019 было отложено, к рассмотрению дела привлечена ИП <…>.

Комиссия, рассмотрев имеющие материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2013 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от. 27.06.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг – кредитов и займов, предоставляемых Finans Geschaft.

В соответствии с частью 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), заемщик – юридическое лицо вправе привлекать денежный средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Согласно статье 1, пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) относится к банковским операциям, осуществлять которые вправе кредитные организации на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации.

Привлекать денежные средства определенных категорий граждан в качестве займов вправе юридическое лицо, являющееся микрофинансовой организацией, созданной виде микрокредитной или микрофинансовой компании, и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций (пункты 2, 2.1, 2.2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-Ф «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается. Статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

При этом, как установлено материалами, Finans Geschaft лицензии на осуществление банковской деятельности не имеет, в реестрах субъектов микрофинансирования, размещенных на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) отсутствует.

Согласно пояснениям ИП <…>., она приобрела по франшизе Коммерческое обозначение «Финанс Гешефт». Договор предусматривает процедуры осуществления совместных действий с целью определения целесообразности и возможности банковского и небанковского кредитования (выдачу займов и кредитов) в рамках действующего законодательства РФ. «Финанс Гешефт» является официальным партнером АО «Тинькофф Банк».

Вместе с тем, «Финанс Гешефт» не является финансовой организацией, а финансовые услуги, упомянутые в рекламе, предоставляют кредитные организации, имеющие соответствующие лицензии.

АО «Тинькофф Банк» предоставляет только систему подачи заявок, рассылая их по банкам Тюменской области. Эти Банки сами уже подписывают договоры с клиентами. АО «Тинькофф Банк» и ИП <…>. являются агентами (посредниками) между клиентами и Банками.

В соответствии с Агентским договором №MIE-111 от 18.02.2019г., заключенным между ООО Микрокредитная компания «Содействие ХХI» (Принципал) и ИП <…>.(Агент), последний принимает на себя обязательства представлять интересы Принципала и осуществлять от имени и за счет Принципала поиск физических и юридических лиц, желающих воспользоваться услугами Принципала, заключать и сопровождать договоры займа и договоры привлечения денежных средств для размещения у Принципала, оформлять документы по выдаче займов клиентов Принципала. По данному договору в соответствии с п.2.1.4. в обязанности Агента также входит распространение рекламы оказываемых Принципалом услуг.

ООО Микрокредитная компания «Содействие ХХI» внесена в реестр микрофинансовых организаций, публично размещенный на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru).

Также, в соответствии с договором о конфиденциальности №36/1 от 10.04.2018г. и доверенностью №18-15/КПК от 14.05.2018г., ИП <…>. уполномочена совершать от имени и в интересах КПК «Содействие» действия по оформлению и подписанию договоров о передаче денежных средств в паевой фонд Кооператива, оформлять договоры займа, заключать соглашения об уплате членских взносов заемщика и т.п.

КПК «Содействие» внесен в реестр кредитных потребительских кооперативов, публично размещенный на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru).

Таким образом, кредитными организациями, оказывающими финансовые услуги, упомянутые в рекламе, являются АО «Тинькофф банк», Кредитный потребительский кооператив «Содействие», ООО «ЦФР – Доминанта» (договор о сотрудничестве №1660-01 от 20.01.2017г.), ООО Микрокредитная компания «Содействие ХХI».

Следовательно, в рассматриваемой рекламе имеются нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги. Вместе с тем, нарушение частей 13 и 14 статьи 28 Закона о рекламе в ходе рассмотрения дела не подтвердилось.

Требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Закона о рекламе, которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о реализуемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемыми услугами. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми банковскими услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Рассматриваемая реклама не содержит сведений о существенных условиях предоставления денежных займов и кредитов, в частности сведений о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, а следовательно, в ней отсутствует часть существенной информации для потребителя.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Представитель АНО «Информационно-издательский центр «Знамя правды» на заседании Комиссии пояснил, что рекламораспространителем является редакция газеты «Знамя правды», в то время как АНО «Информационно-издательский центр «Знамя правды» является лишь издателем газеты. Редакция газеты «Знамя правды» зарегистрирована как средство массовой информации в форме газеты Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 27.121991 №2124-1 «О средствах массовой информации» под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Редакцией руководит главный редактор, который представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, рекламораспространителем, гражданами и.т.д. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации. В связи с чем, по мнению АНО «Информационно-издательский центр «Знамя правды», Общество является не надлежащим лицом, поскольку рекламораспространителем является редакция газеты «Знамя правды».

Комиссия полагает, что в соответствии с пунктом 32 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АНО «Информационно-издательский центр «Знамя правды» подлежит замене, поскольку является не надлежащим лицом, а рекламораспространителем является Редакция газеты «Знамя правды».

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, несет рекламодатель, за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

Как установлено материалами, рекламодателем является: ИП <…>. (ИНН 720703905076, ОГРНИП 315723200051579, адрес регистрации: <…>), рекламораспространителем – Редакция газеты «Знамя правды» (адрес местонахождения: 627180, Тюменская область, село Упорово, ул.Володарского, 31).

Таким образом, ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет как ИП <…>., так и Редакция газеты «Знамя правды».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что в материалах настоящего дела имеются сведения о прекращении распространения рассматриваемой рекламы, содержащей нарушения Закона о рекламе, Комиссия решила не выдать предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу следующего содержания: «Finans Geschaft предлагает: - кредиты до 65 000 руб. на любые цели; - займы под материнский капитал (деньги в день сделки), Адрес: с. Упорово, здание Сбербанка, 2 этаж. Тел: 8-952-687-20-30», размещавшуюся на стр.8 общественно-политической газеты Упоровского района Тюменской области «Знамя правды» выпуск №14 от 21.02.2019г., ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с отсутствием необходимости его выдачи.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме _____________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

 

<…>

Члены комиссии:

 

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны